К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Давайте позволим мужчинам быть людьми»: почему нам всем нужны отцовские декреты

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Доктор психологических наук, специалист по гендеру Гэри Баркер рассказывает, какие изменения в обществе и законах помогут вовлечь мужчин в отцовство и почему от этого выиграют все

В Москве 9 октября прошел фестиваль Moscow MaleFest о мужчинах и маскулинности, в рамках которого обсуждалось современное отцовство. Специалист по гендеру и «здоровой» маскулинности Гэри Баркер рассказал, почему отцам важно налаживать связь со своими детьми и предложил ряд изменений, которые могут вовлечь мужчин в отцовство. Forbes Life публикует главное из выступления Баркера.

Про ковид и отцовство

Мне очень нравится определение: забота — это наша общая способность предоставлять политические, социальные, материальные, эмоциональные условия, которые позволяют большинству людей на планете процветать. Я думаю, это прекрасное определение. Оно показывает нам, что забота касается того, как мы относимся к миру, к планете, ко всем людям вокруг нас.

В этом контексте мы думаем, что можно сделать, чтобы мужчины больше заботились о своих детях. В этом году тема особенно важна из-за коронавируса — ведь оказалось, что во время эпидемии мужчины стали больше заниматься домашним трудом. Множество семей сидели дома во время эпидемии, многие люди работали онлайн. И хотя женщины по-прежнему делают большую часть домашнего труда, из-за ковида, судя по данным, мужчины увеличили свою долю домашних дел. Они будто бы оказались в ситуации вынужденного декретного отпуска. 

 
Один из моих коллег поделился, что его семилетняя дочь сказала ему: «Папа, кажется, я впервые с тобой познакомилась»

Мы видим, что многие мужчины теперь больше проводят времени со своими детьми. И оказывается, что они не очень хотят возвращаться в офис. Один из моих коллег поделился, что его семилетняя дочь сказала ему: «Папа, кажется, я впервые с тобой познакомилась». Мы видим, что мужчинам нравится больше взаимодействовать со своими детьми, со своей семьей. 

О социальном осуждении

Конечно, ковид ускорил какие-то тенденции. Но пока до сих пор не типична ситуация, когда мужчины занимаются детьми. Только одно поколение назад это было нонсенсом. Поэтому, конечно, сейчас есть сопротивление. 

 
«Что же вы делаете? Может быть, вы отдадите ребенка матери? Она все-таки знает, что делать»

Например, я сидел дома со своей дочерью, когда она только родилась. Моя жена начала работать сразу после родов. Она нас обеспечивала, поэтому я сидел с дочкой. Я возил ее в больницу и в ясли. Но на меня смотрели с недоумением: «Что же вы делаете? Может быть, вы отдадите ребенка матери? Она все-таки знает, что делать». Я очень хотел быть хорошим отцом. Но все равно сомневался, достаточно ли я компетентен, чтобы это делать. Я вообще способен это делать? Почему вы на меня смотрите, как на какого-то постороннего человека? В итоге я создал группу с другими молодыми отцами для того, чтобы мы обсуждали, что нам делать. Чтобы можно было посмеяться над чем-то, чтобы относиться ко всему позитивно. 

Некоторые мужчины говорят: «Я достаточно делаю для своих детей, я зарабатываю деньги, это тоже форма заботы». Я с этим согласен. Экономическая работа, которой занимаются мужчины и женщины, — это действительно форма заботы. Однако женщины работают столько же, сколько мужчины, но берут на себя гораздо больше функций по уходу. Я думаю, что равенство состоит в том, чтобы внутри пары мы стремились уделять внимание и карьере, и семье. 

Что такое «хороший отец»

По лицу вашего ребенка всегда можно сказать за три секунды, хороший вы отец или нет. Я думаю, что здесь важно не только количество времени, которое отец проводит с ребенком, но и качество. Важный момент — готовы ли мы, отцы, эмоционально взаимодействовать со своими детьми. Например, если ребенок плачет или нужно поменять подгузники, мы, мужчины, должны брать это на себя. Мы должны просыпаться ночью, чтобы успокоить плачущего ребенка. На самом деле, мужчина может делать все [что делает женщина], не считая родов и кормления грудью.

 

Мы знаем из последних исследований, что наши тела — и мужчин, и женщин — гормонально и неврологически подстраиваются под детей. Мы готовимся к тому, чтобы быть хорошими родителями. Например, мы способны концентрироваться на ребенке, наш метаболизм замедляется, другие вещи перестают нас отвлекать. Мы лучше других людей можем успокоить собственного ребенка и создаем связь, которая будет развиваться по мере взросления. Поэтому, в конце концов, быть хорошим отцом — значит быть внимательным и просто позволить себе быть хорошим папой.

Изменения, которые помогут мужчинам стать хорошими отцами

Мы проводили исследования в Европе и Латинской Америке. Половина мужчин, которых мы опросили, говорили о том, что они многое упустили в жизни своих детей и переживают из-за этого. Это своего рода трагедия. Мы должны помочь мужчинам быть такими отцами, которыми они хотят быть. Речь идет о масштабных реформах законодательства, структур взаимодействия с крупными компаниями. 

Первое, что нам нужно, — это национальные планы. Например, сейчас в США администрация Байдена пытается провести законодательство, которое ввело бы новый оплачиваемый декрет для мужчин.  Декретный отпуск — это очень важно. Мы проводим исследования в этой сфере. Более 100 стран предоставляют декрет для женщин. 75 стран предоставляют декрет и для мужчин тоже. 

Есть страны, где мужчины могут уходить в декрет всего лишь на  5 дней, тогда как женщины — на 98. Это говорит о том, что мы очень мало внимания уделяем тому, как мужчина может взаимодействовать с ребенком на ранних этапах. 5 дней — это совсем недостаточно для того, чтобы мужчины могли заботиться о новорожденном. 

Когда мальчиков спрашивают, что такое быть мужчиной, они говорят «быть заботливым, умным, добрым, ответственным»

Кроме того, мужчины очень часто не берут полноценный отпуск по уходу за ребенком, потому что они боятся осуждения на работе. Сейчас они переживают о том же, о чем женщины переживают десятилетиями. Поэтому нам необходимо произвести перемены на рабочем месте, чтобы оказывать одинаковую поддержку и мужчинам, и женщинам. 

 

Мы работали с рядом корпораций, которые создали оплачиваемый декретный отпуск для мужчин, они его сделали обязательным. Если у вас рождается ребенок, вы должны уйти в отпуск  — это совершенно нормальная практика (например, компания Volvo предоставляет всем сотрудникам 24-недельный отпуск по уходу за ребенком. — Forbes Life). 

Также нужны программы социальной защиты. Есть, например, программы, которые предоставляют финансирование молодым семьям. Часто деньги предоставляются матерям, однако мы можем организовать эти программы так, чтобы давать дополнительное финансирование и отцам. Необходимо распределять финансирование между семьями и внутри семьи так, чтобы оба родителя могли заниматься уходом. 

Еще один большой блок работы — чтобы сектор здравоохранения провел соответствующие реформы. Очень важно вовлекать мужчин в предродовые консультации. Это приводит к тому, что мужчины начинают заниматься не только своим собственным здоровьем, но и здоровьем своего ребенка. Такие сессии в три раза увеличивают присутствие мужчин при родах и в два раза — на консультациях в роддоме. 

Наконец, нам нужно заниматься просвещением и как можно раньше начинать работать с мальчиками. В детских книгах, газетах и журналах очень мало информации о том, что могут делать мужчины, будучи отцами. 

 

Мы сделали многое для того, чтобы женщины занимались наукой, технологиями, инженерией, математикой. Однако мы пока что не создали альтернативный образ для мальчиков, чтобы они тоже могли работать в сфере заботы. Когда я слышу от маленьких мальчиков, что они хотят быть социальными работниками или медбратьями, это меня всегда вдохновляет.  Мой отец был соцработником, хотя в США обычно эту работу выполняют женщины. Такая модель поведения, конечно, во многом повлияла на то, чем я занимаюсь сегодня. 

Их посыл был в том, что «женщины заберут наши (мужчин) рабочие места, кто же тогда будет заниматься детьми?»

Кроме того, мне бы хотелось, чтобы были политики-мужчины, которые продвигают реформы в социальной сфере. Мы проводили образовательные программы в Бразилии, но консервативное правительство заставило их закрыть. Политики говорили о том, что мы пытаемся подорвать институт семьи. Также нашу программу закрыли в США, когда к власти пришел Трамп. В Испании консервативная газета буквально пару недель назад написала о нас статью. Их посыл был в том, что «женщины заберут наши (мужчин) рабочие места, кто же тогда будет заниматься детьми?». Но мы продолжим с этим бороться. Мы продолжим объяснять, почему это важно для всех нас. Конечно, женщины возглавляют эту борьбу, но мы их союзники. 

Я проводил интервью с пожилыми мужчинами. И я ни разу не слышал, чтобы пожилой человек сказал: «Ах, как жалко, что я так мало работал, надо было чаще ходить на встречи». Но я часто слышу, что мужчины говорят о том, что они хотели бы больше времени проводить с детьми. Они бы хотели больше участвовать в их жизни. 

Когда мальчиков до 10 лет спрашивают, что такое быть мужчиной, они говорят «быть заботливым, умным, добрым, ответственным». А потом мальчики приходят в школу, где им прививают токсичную маскулинность. Давайте позволим мужчинам быть людьми.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+