«Трагедия Макбета»: почему критики влюбились в первый сольный фильм Джоэла Коэна
Братья Джоэл и Итан Коэны («Старикам тут не место», «Фарго», «Большой Лебовски») работали бок о бок с детства, начиная с короткометражки «Лесорубы Севера». За свои 18 художественных картин они номинировались на бесчисленное количество наград, и после почти 40 лет совместной работы казалось, будут неразлучны всегда. Все изменилось в 2019 году, когда Итан рассказал журналистам, что собирается «отдохнуть от кино», а Джоэл, которому до этого момента не приходилось режиссировать фильм в одиночку, анонсировал свою новую картину — «Трагедия Макбета».
Первый сольник Коэна, мировая премьера которого состоялась на 59-м Нью-Йоркском кинофестивале, ждали с нетерпением — даже в ковидные времена в зале яблоку было негде упасть. И Джоэл не подвел. Хотя, казалось бы, чем можно удивить зрителя, когда речь заходит об адаптации пьесы Шекспира, которой 500 лет? Тут и речи не может быть о новаторском содержании, неожиданных сюжетных поворотах или непредвиденном финале. В конце концов, зрители видели уже экранизации Романа Полански, Акиры Куросавы и Орсона Уэллса. Тем не менее Джоэлу Коэну (он выступил режиссером и продюсером картины, работал над адаптацией пьесы и сам смонтировал фильм — под псевдонимом Реджинальд Джейнс) удалось поразить воображение критиков и получить редкие 97% положительных отзывов на Rotten Tomatoes, уступив пальму первенства только классике прошлого века — «Это случилось ночью» (1934) Фрэнка Капры и «Новым временам» (1936) Чарльза Чаплина.
Одно из «железных» суеверий в театральной среде — не говорить слово «Макбет», когда работаешь над постановкой Шекспира. Сам Коэн, представляя фильм в эту ночь, признался, что он и его команда по началу проигнорировали это поверье, и зря — незадолго до начала съемок картины, в пятницу, 13 марта 2020 года, съемки были приостановлены из-за коронавируса. Тем не менее неуважение к театральным традициям не повлияло на качество самого фильма.
«Трагедия Макбета» Джоэла Коэна — это гибрид кино и театральной постановки. Черно-белая картина режиссера — сюрреалистическое визуальное совершенство, где выверен каждый кадр (своего рода мрачная версия Уэса Андерсона). Декорации — геометричные и скульптурные, костюмы — абстрактные и текстурные. Даже формат фильма — «квадрат» (соотношение сторон экрана — 1.19:1) — относит к временам немого кинематографа. Уже по первым кадрам картины можно предсказать, что оператор Брюно Дельбоннель («Амели», «Гарри Поттер и Принц-полукровка» и «Внутри Льюиса Дэвиса») как минимум получит свою седьмую номинацию на «Оскар».
Фильм, верный оригиналу, открывается холодящей кровь сценой с воронами: в конце концов, фильм сняли с A24, студией, для которой хорроры — это хлеб насущный. Здесь по сюжету три ведьмы — все в исполнении британской актрисы Кэтрин Хантер (ее актерская игра практически затмила главных звезд фильма, Фрэнсис МакДорманд и Дензела Вашингтона) — встречают Макбета. В предыдущей адаптации «Макбета» (с Марийон Котийяр и Майклом Фассбендером) акцент был сделан на сцены битв, но в камерном фильме Коэна центр картины занимают внутренние перипетии дворца и самих Макбетов.
Если традиционно главных героев пьесы играют молодые актеры — у Коэна же это актеры, которым за 60. От этого фильм только выигрывает, показывая в новом свете трагедию пары, для которой возможность взять власть в свои руки может стать последней (у Макбетов нет наследника), а чувство вины и падение в безумие становится только трагичнее. Динамику отношений главных героев идеально описала сама МакДорманд, сказав в одном из интервью, что отношения лорда и леди Макбет в фильме выглядят так, как если бы Ромео и Джульетта не совершили суицид и остались вместе.
Обратившись к экранизации Шекспира, Коэн на первый взгляд пытается угодить своей супруге МакДорманд, которая мечтала сыграть леди Макбет в кино последние 15 лет. Но в итоге, прислушавшись к ней (как и сам лорд Макбет), Джоэл Коэн выигрывает сам — срежиссировав свой первый самостоятельный фильм, который можно смело назвать произведением киноискусства.