«Пока без финансовых потерь»: как блогеры отреагировали на сбои в работе Instagram
Вечером 4 октября в компании Facebook Inc. произошли масштабные неполадки, из-за которых в течение нескольких часов пользователи не могли войти в приложения и на сайт соцсетей Facebook, Instagram и мессенджер WhatsApp. По данным CNBC, сбой в работе стал крупнейшим для компании с 2008 года и затронул даже внутреннюю работу корпорации: сотрудники Facebook не могли попасть в свои офисы, чтобы оперативно устранить глобальную аварию.
По данным Bloomberg, глава Facebook Марк Цукерберг за время сбоя потерял более $6 млрд — примерно $1 млрд за каждый час отключения. Forbes Life поговорил с представителями креативной индустрии, работа и заработок которых напрямую связаны с соцсетями, об ощущениях от перебоев в работе сервисов, последствиях для бизнеса и возможных планах на будущее.
«Официальный выходной»
По словам Софьи Заботиной, генерального продюсера агентства креативных коммуникаций BlackLight, которое сотрудничает с «Яндекс.Маркетом» и Сбербанком, компании повезло — на вечер понедельника не планировалось никаких масштабных мероприятий, отмена которых грозила бы убытками: «На время, когда все упало, не планировалось никаких больших запусков или ивентов, которые нужно было бы транслировать и продвигать в соцсетях. Всю рабочую коммуникацию мы ведем в Telegram — его лишь немного «задело», что никак не повлияло на работу». Блогер и основатель агентства Didenok Team Кирилл Диденок в момент сбоя летел из Черногории в Москву, поэтому не публиковал ничего в социальных сетях: «Я больше следил за историей, связанной с Facebook, офисом Facebook, за нюансами фондовых рынков. Меня волновало, как «улетали» акции и как на глазах беднел Цукерберг».
Спокойно в условиях отключения от соцсетей себя чувствовал и Дмитрий Иванов — директор рекламного агентства Comtube.me, которое занимается менеджментом Ирины Горбачевой, Сергея Лазарева, Полины Гагариной и других российских артистов: «Я отложил телефон, провел время с семьей, заварил чашку чая. Никто не пишет, ничего выкладывать не надо. Красота».
Сами блогеры тоже восприняли сбой как возможность отдохнуть. «Было ощущение официального выходного, я в момент сбоя был в театре. Естественно, я понимал, что скоро все это настроится — просто надо подождать пару-тройку часов. Я увидел в этом возможность выдохнуть и провести вечер в кругу друзей, не отвлекаясь на соцсети», — рассказывает Алексей Теревков (131 000 подписчиков в Instagram). Ксения Дукалис (316 000 подписчиков в Instagram) в момент отключения находилась на Неделе моды в Париже: «В первый час я, конечно, немного расстроилась — столько всего происходит, а выложить нельзя. Но потом, наоборот, обрадовалась — все друзья больше общались и меньше залипали в гаджетах. Жаль только бренды, которые хотели вести трансляции с показов».
Журналист и блогер Сергей Калюжный (171 000 подписчиков в Instagram) сравнил ощущения от вчерашнего вечера с мини-версией весеннего карантина: «Помните первый локдаун в Москве, когда все сидели дома и замедлились по принуждению? Вчерашний вечер, по ощущениям, был онлайн-версией тех дней. И, как и с локдауном, в этом определенно что-то было. Не вижу причин драматизировать, но задуматься о нашей зависимости от соцсетей [это] заставило».
Финансовые потери
За шесть часов сбоя, по словам экспертов, никакой финансовой катастрофы в индустрии не произошло. Агентству Blacklight лишь пришлось перенести запланированные размещения у блогеров на неопределенный срок («пока все не восстановится»), предупредив об этом всех клиентов. «Клиенты отреагировали понимающе, потому что произошло событие из разряда ЧС, на которое мы никак не могли повлиять», — рассказала Заботина. Что касается блогеров, по ее словам, со стороны агентства все будущие размещения уже были оплачены (большинство блогеров работают по предоплате) и сбой никак на них не повлиял.
Агентства, подопечные которых запустили рекламные посты за несколько часов до сбоя, также не понесли сильных потерь. «Мы сразу же заметили сбой и приостановили все публикации в Instagram на день. Однако несколько блогеров успели выпустить материалы за пару часов до начала «локдауна», поэтому мы попросили их повторить публикации через день. Хотя финансовых потерь для нас нет, показатели охватов могут пострадать», — заметила Ана Пузакова, директор по брендовым (имиджевым) кампаниям инфлюенс-маркетинг-агентства HypeFactory.
«Удачный тайминг» сбоя отметили и сами блогеры. «Финансовых потерь я не понес: по счастливой случайности на этот вечер не было запланировано партнерских публикаций. Если бы и были, тоже не вижу проблемы, просто пришлось бы перенести — уже проходили, такое происходит не в первый раз», — рассказал Калюжный.
Из опрошенных Forbes Life спикеров ощутимый дискомфорт от сбоя и последствия с точки зрения аудиторных показателей отметил только Кирилл Диденок: «Ряд запланированных публикаций в эти сутки еле-еле вышли, но посты не «зашли», потому что аудитория не имела к ним доступа. Их пришлось переносить. Это большой дискомфорт и удар по таймингам, финансовой составляющей и эффективности рекламной кампании».
План «Б»
«Вчера ребята в рабочем чате рассуждали на тему того, что будут делать, если все соцсети перестанут работать: сразу нашлись преподаватели английского, японского и йоги, экскурсовод и флорист. Думаю, что мы объединимся в экосистемный бизнес под общим брендом BlackLight. Параллельно начнем создавать свою соцсеть, потому что мир без них уже не сможет нормально функционировать», — рассказала Заботина.
По мнению Дмитрия Иванова, тем, кто по работе тесно связан с сервисами, не стоит переживать и резко менять площадки для продвижения: «Сбой Instagram — это временное и редкое явление, а значит, все остается, как прежде». С ним согласен и Алексей Теревков: «Те, кто зарабатывает в социальных сетях, — самые приспосабливающиеся люди вокруг. Мне кажется, что мы всегда найдем вариант, как выкрутиться из такой ситуации». С блогером согласен и Кирилл Диденок, который считает, что индустрия всегда найдет выход из ситуации: «Не может быть так, что все соцсети перестанут разом работать. Если вдруг встанут на паузу Instagram, Facebook и TikTok, мы пойдем в YouTube. Если будет сбой в YouTube, пойдем в другие форматы стриминга и в Twitter. Если и там что-нибудь будет не так, то у нас есть огромное количество русских соцсетей».
По мнению Сергея Калюжного, рекламным агентствам и блогерам уже сейчас стоит задуматься насчет плана «Б» и диверсификации каналов контента: «Я по-прежнему остаюсь верен Instagram, как моей основной площадке. Формат информационных историй (stories) оптимален для меня, но, не буду скрывать, я серьезно задумался о развитии Telegram-канала». Ксения Дукалис тоже, если что, готова «частично перебраться в Telegram», но уточняет, что без особой нужды делать этого не хотелось бы. В целом она уверена, что делать ставку только на социальные сети не лучшая идея: «Я считаю, что, если твоя жизнь завязана только на соцсети, которая тебе не принадлежит, ты окажешься в не самом лучшем положении. У меня, помимо Instagram, доход идет от диджей-сетов, агентства и нескольких бизнесов, где я партнер. Конечно, [если что-то случится с Instagram] будет очень неприятно и тяжело, но я уверена, что для ментального здоровья в итоге будет даже лучше».