В Сочи стартовал «Кинотавр»: фильм о Сергее Бодрове-младшем и феминизация кино
32-й национальный кинофестиваль отечественного кино «Кинотавр» в этом году аккумулирует успехи российского кино на международной арене. На фестивале есть возможность увидеть фильмы, которые стали участниками и лауреатами самых известных мировых киносмотров, а также открыть для себя новые имена в российской киноиндустрии.
Церемония открытия традиционно прошла в «Зимнем театре» Сочи и была посвящена актуальной теме феминизации кино. Чеховские три сестры в исполнении Алисы Хазановой, Дарьи Екамасовой и Анны Шепелевой перевоплотились в участниц шоу «Сестры» и говорили о том, как женское кино набирает обороты во всем мире, о разных точках зрения на это явление, о тех, кто высмеивает и помогает женщинам на их пути. Вспомнили ведущие шоу и победительниц Канн и Венеции этого года, что явно говорит о смене парадигм, когда женские истории рассказывают мужчины.
Режиссер-постановщик церемонии Алексей Агранович, ставший в этом году художественным руководителем «Гоголь-центра», инициировал дискуссию о женщинах в кино — без издевательского подтекста, сексистских шуток или недоумения, как об этом иногда говорят в российской околокультурной среде. Поздравила участников «Кинотавра» певица Манижа, которая также известна своей сильной профеминистской позицией.
На открытии были представлены фильмы-участники смотра, многие из которых уже завоевали международную известность. В основную программу «Кинотавра» вошли: фильм Натальи Кудряшовой «Герда», который получил «Золотого леопарда» за лучшую женскую роль, а также специальный приз молодежного жюри фестиваля в Локарно; «Медея» Александра Зельдовича, которая также стала лауреатом киносмотра в Локарно, получив приз молодежного жюри; картина «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, которая только что демонстрировалась в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля; дебютный фильм Лены Ланских «Ничья», вошедший в конкурсную программу «Новые режиссеры» международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне; фильм «Нуучча» якутского режиссера Владимира Мункуева, получивший Гран-при в секции «Восток-Запад» кинофестиваля в Карловых Варах, и другие картины, отметившиеся на западных смотрах.
Среди фильмов конкурсной программы — сразу четыре экранизации: Роман Васьянов в «Общаге» опирается на роман Алексея Иванова «Общага-на-Крови»; фильм «День мертвых» Виктора Рыжакова снят по мотивам пьесы Алексея Еньшина «Родительский день», Александр Зельдович в «Медее» дает современную трактовку Еврипида, а Владимир Мункуев в фильме «Нуучча» базируется на работах писателя и этнографа Вацлава Серошевского.
Нынешний фестиваль «Кинотавр» — яркая иллюстрация прихода в русское кино нового поколения кинематографистов, большинство фильмов основной программы фестиваля — первые или вторые картины режиссеров. Из рекордных 104 фильмов, претендовавших на участие в конкурсе, 60 картин — дебюты. Сдвиг виден и по тем темам, которые волнуют новых кинематографистов, и по тому, как стремительно набирает популярность на Западе российское кино.
В состав жюри основного конкурса «Кинотавра» в этом году вошли: председатель жюри, актриса Чулпан Хаматова, продюсер Петр Ануров, режиссер Петр Буслов, сценарист Олег Маловичко, киновед Лилия Немченко, оператор Юрий Никогосов, актер Петр Федоров. Хаматова со сцены пошутила: «Мы будем «жюрить» максимально субъективно, надеюсь, это не отразится на вашем хорошем настроении».
В рамках внеконкурсной программы покажут фильм-лауреат Каннского фестиваля «Купе номер шесть» финского режиссера Юхо Куосманена, снятого при поддержке Министерства культуры России. Картина получила Гран-при жюри основного конкурса и особое упоминание экуменического жюри Канн. «Купе номер шесть» рассказывает о финской студентке, которая, стремясь сбежать от несчастной любви, отправляется в путешествие на поезде Москва — Мурманск. Ее случайным попутчиком оказывается грубоватый русский шахтер. Эта поездка изменит жизнь обоих героев.
Вне конкурсе также будет показан фильм ученика Александра Сокурова Владимира Битокова «Мама, я дома», мировая премьера которого состоялась в программе «Горизонты. Экстра» Венецианского кинофестиваля в этом году. Картина рассказывает о живущей в Нальчике женщине Тоне, которая провожает единственного сына на войну в Сирию. Когда на сына приходит похоронка, женщина отказывается в это верить.
Закроет «Кинотавр» картина «Разжимая кулаки» еще одной ученицы Сокурова Киры Коваленко, которая победила в конкурсной программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и вошла в программу «Современное мировое кино» кинофестиваля в Торонто. Это фильм о девушке Аде, которая живет в небольшом городке Мизур в Северной Осетии. Ада мечтает обрести независимость от семьи и уехать из города.
Впервые в рамках внеконкурсной программы «Кинотавра» пройдут показы сериальных новинок следующего сезона, среди них — первые серии проектов «Товарищ майор» Бориса Хлебникова (Kion), «Самка богомола» Нурбека Эгена (Start), «Последний министр 2» Романа Волобуева («КиноПоиск HD»), «Манюня» Армана Марутяна (Okko), «Идентификация» Владлены Санду (Premier), «Везет» Владимира Щеголькова (IVI).
В конкурсную программу короткого метра из 503 российских короткометражек жюри отобрало всего 26. Среди них немало фильмов, снятых популярными российскими актерами: Александром Петровым, Евгением Цыгановым, Данилом Ивановым, Олегом Алмазовым и Соней Райзман. К созданию короткого метра активно подключаются и онлайн-кинотеатры, в конкурсе короткого метра они представляют две картины «Собирайся, поедем на праздник» (Start) и «Хейт» (Kion).
Жюри конкурса короткого метра возглавляет актриса Ингеборга Дапкунайте, членами жюри стали актер Юра Борисов, продюсер Наталья Дрозд, сценарист Андрей Золоторев и кинокритик Егор Москвитин.
Президент фестиваля Александр Роднянский впервые в истории «Кинотавра» вручил почетный приз продюсеру. Сергея Сельянова наградили «за уникальное продюсерское чутье и поддержку российских талантов». Сельянов вместе с Алексеем Балабановым и Сергеем Бодровым вошел в историю российского кино с фильмами «Брат» и «Брат 2».
А фильмом-открытием фестиваля стала документальная картина «Нас других не будет» о Сергее Бодрове-младшем, которому в этом году исполнилось бы 50 лет. «Это фильм известного журналиста и телевизионного документалиста Петра Шепотинника, основанный на его материалах, интервью, диалогах, записанных на протяжении последние трех десятилетий российского кинематографа, прежде всего с теми, кто стал главными фигурами истории нашего кино в 90-х и нулевых: Сергеем Бодровым-младшим и Алексеем Балабановым,» — рассказал президент «Кинотавра» Александр Роднянский на пресс-конференции, посвященной программе фестиваля.
Представляя свой фильм, Петр Шепотинник рассказал, что это скромная картина с небольшим бюджетом и он даже в самых смелых мечтах не надеялся на то, что фильм будет открывать «Кинотавр».
Действительно, фильм, очевидно, создавался для просмотра на платформах или телевидении. Обилие суперкрупных планов на большом экране смотрится несколько странно, а иногда и манипулятивно: «Если вы еще не поняли, что чувствует герой, сейчас мы вам покажем». Среди спикеров фильма: продюсер Сергей Сельянов, режиссер Алексей Балабанов, оператор Сергей Астахов, художник по костюмам Надежда Васильева, музыкант Вячеслав Бутусов, написавший музыку к документальному фильму, и другие члены съемочной группы картин «Брат». Они вспоминают, как начинался творческий тандем Бодров — Балабанов, как Сергей Бодров развивался в кино и чего хотел достичь, в чем состоял феномен человека, которого до сих пор называют «героем своего времени». Параллельным монтажом идет рассказ о гибели Бодрова и членов его группы в Кармадонском ущелье.
Возможно, появление документального фильма в качестве фильма-открытия «Кинотавра» приведет к созданию документальной программы фестиваля, где могли бы демонстрироваться наиболее интересные работы отечественных документалистов.