Часики тикают: почему понятие гендера в часовой индустрии скоро исчезнет
Наручные часы часто называют классическим мужским аксессуаром. Считается, что это лучший способ заявить о своем благосостоянии, намекнуть на свой успех в профессии и образ жизни, подчеркнуть стиль в одежде. Правда, всего 120 лет назад наручные часы вообще не ассоциировались с мужчинами и даже не имели с ними ничего общего.
В 1810 году королева Неаполя и младшая сестра Наполеона Бонапарта Каролина Мюрат оформила необычный для Абрахама-Луи Бреге заказ. Мюрат уже много лет была клиенткой одного из самых успешных часовщиков в мире. Бреге создавал для королевы термометры, барометры, коммерческие и подарочные модели. Но этого было мало — Мюрат хотела носить часы на запястье. Бреге потратил два года на то, чтобы создать продолговатую модель с серебряным гильошированным циферблатом, репетиром, указателем лунных фаз и даже термометром. И несмотря на все эти усложнения, главной инновацией в этих часах был ремешок из волоса и золотых нитей, который можно было завязать на запястье. Чтобы часовая индустрия никогда не забывала, что наручная модель появилась благодаря Каролине Мюрат и Абрахаму-Луи Бреге, мануфактура Breguet по-прежнему выпускает коллекцию Reine de Naples.
Мужчины же вплоть до начала XX века довольствовались карманными часами. Лишь в 1900 году Альберто Сантос-Дюмон — пилот, изобретатель, авантюрист, друг Жюля Верна и Гюстава Эйфеля и известный на весь Париж любовник — попросил Луи Картье создать мужские наручные часы. Он объяснил, что на высоте нескольких сотен метров слишком неудобно доставать из-за пазухи карманную модель, чтобы свериться, на сколько осталось топлива. Картье представил новинку Santos в золотом квадратном корпусе в 1904 году. И если в первых женских наручных часах был даже термометр, то в мужских не было ничего, кроме двух стрелок для индикации времени.
Тем не менее сейчас считается, что женщины не обращают внимания на механизмы, усложнения, скорость и точность хода и предпочитают кварцевые часы. Связано это с тем, что девушки чаще покупают модели в корпусе из дорогих металлов, украшенном драгоценными камнями. Как правило, мануфактурный механизм — это самый дорогой элемент в часах, потому что качественный калибр собирают вручную на протяжении десятков или даже сотен часов. Но платиновый корпус, бриллианты, изумруды и сапфиры тоже увеличивают цену. Чтобы стоимость часов не была запредельной, многие мануфактуры делают ювелирные модели на основе кварца, который не подразумевает кропотливого ручного труда. Соответственно женщины почти всегда оказываются перед выбором — классический калибр и усложнения или драгоценные камни на безеле.
Ситуация постепенно начинает меняться, потому что все больше девушек считают, что часы могут быть статусным аксессуаром не только для мужчины, но и для женщины. И учитывая, что в офис или на пикник с друзьями не всегда уместно пойти в модели, украшенной изумрудами и рубинами, дамы присматриваются к мужской классике. Жюльен Торнар, генеральный директор мануфактуры Zenith, уверен, что часовая индустрия с каждым годом становится все более гендерно нейтральной.
И он предлагает не просто дать женщинам карт-бланш на покупку мужских часов, а в принципе отказаться от привязки к гендеру. «Для нас очень важна идея унисекс-моделей. Мы не считаем, что имеем право решать за мужчин и женщин, какого размера корпус они должны носить и какой дизайн им больше подходит. Это условности, — говорит он. — На мой взгляд, ни размер, ни материал, ни наличие бриллиантов не делают часы мужскими или женскими. Это абсолютно нейтральный аксессуар. Сейчас есть такая тенденция, что большинство усложнений ставят в часы, условно называемые мужскими. Но я абсолютно уверен, что вскоре это изменится».
Бренд-менеджер Rado в России Евгения Платонова согласна, что часы постепенно теряют гендер, причем тренд на гендерную нейтральность заметен даже в нашей стране. «Наличие в коллекциях моделей унисекс с диаметром, например, 40 мм, бесспорно, помогает стирать границы, — считает она. — Многие женщины в России стали выбирать часы с бóльшим диаметром, которые раньше считались мужскими. Они смотрятся на запястье более массивно, становятся важным акцентом в образе и привлекают внимание».
Мануфактура IWC считает, что единственная существенная разница между мужскими и женскими часами, которая до сих пор осталась в индустрии, — это драгоценные камни. Во всех моделях IWC стоят только мануфактурные калибры, собранные вручную, девушки не ограничены кварцем. Но некоторые часы, украшенные драгоценными камнями, считаются женскими,
так как мужчины реже позволяют себе купить ювелирную модель. Карлос Росильо, CEO и сооснователь Bell & Ross, считает, что следующим шагом в сторону гендерной нейтральности в часовой индустрии станет именно освобождение от стереотипа, связанного с драгоценными камнями. «Женщины уже носят мужские модели. Причем они не просто одалживают у своего партнера часы, они целенаправленно покупают модель, которая отражает именно их стиль, характер, образ жизни, — говорит он. — Современные девушки не хотят, чтобы им диктовали, какие часы они могут или не могут носить. Они сами сделают выбор. И пока женщины отказываются от маленьких моделей с драгоценными камнями, почему бы мужчинам не начать их носить? Парням могут нравиться сложные ювелирные часы, напоминающие произведение искусства, и они имеют право их купить».
И если снова обратиться к истории, в прошлом можно найти множество примеров, когда мужчины предпочитали совершенно не минималистичные модели. Абрахам-Луи Бреге украшал карманные часы для многих политиков и дипломатов цветочными узорами, жемчугом и витиеватыми тактильными деталями из золота. Например, специально для турецкого рынка Бреге делал мужские модели в богато украшенном эмалированном корпусе красного цвета.
В свою очередь, когда в 1919 году Луи Картье представил новые мужские часы Tank, уже ставшие вечной классикой дома Cartier, женщины сразу же проявили к ним интерес, хотя выглядела модель весьма лаконично. Поклонницами Cartier Tank стали Луиза Брукс, Жозефина Бейкер, Сюзанн Ленглен и даже Коко Шанель, которым было совершенно все равно и на драгоценные камни, и на дорогие металлы. Они понимали, что это идеальная модель на каждый день, которая впишется в любой образ и в которой удобно заниматься повседневными делами.
Разумеется, на часовую индустрию сильно повлияла Первая и Вторая мировые войны. Сперва большинство мануфактур были заняты разработкой и созданием утилитарных и функциональных моделей, которые станут полезным инструментом в бою на суше, на воде и в воздухе. Спрос на ювелирные коллекции тогда был значительно меньше, потому что светские мероприятия, инвестиции в украшения и просто расточительство были неуместны на фоне войны.
По окончании войны, когда мир постепенно возвращался к прежней жизни и экономика начинала расти, наоборот, многим хотелось забыть про ужасы и лишения, поэтому все хотели праздника, нарядности и торжественности. Женщины, много лет вынужденные жить без мужчин, отправившихся воевать, хотели забыть про утилитарную одежду и полезные в быту инструменты. Поэтому старались одеваться максимально нарядно и предпочитали минималистичным часам яркие украшения.
Сейчас часовая индустрия постепенно возвращается к истокам и освобождается от привязки коллекций и новинок к гендеру, не желая ограничивать выбор покупателя. Остается надеяться, что уже в ближайшем будущем Холланд и Джефф Голдблюм, которые носят аккуратные часы в маленьком корпусе, превратятся из исключения в норму, а Шарлиз Терон и Дженнифер Энистон, которые уже много лет выбирают массивные золотые «котлы», перестанут быть бунтарками.