«Никогда не делайте все сами»: интервью с автором «Стоицизма 2.0» Массимо Пильюччи
— Вы сами считаете себя стоиком?
— Я не люблю называть себя стоиком. Это звучит немного претенциозно. Но я определенно практикую философию стоицизма. Конечно, если кто-то хочет называть себя стоиком, ничего страшного в этом нет — точно так же, как другие люди называют себя христианами или буддистами. Кем я точно не являюсь, так это мудрецом. Согласно стоикам, мудрец — идеальный практик стоицизма, который всегда поступает правильно, всегда приходит к правильным решениям. До этого мне еще очень далеко, к сожалению.
— Вы пересмотрели некоторые идеи и труды античных философов, написали книгу «Счастливая жизнь» — изменило ли это ваше отношение к жизни? Можете ли вы сказать, что стали счастливее, когда начали практиковать стоицизм и погружаться в эту философию?
— Даже название моей книги содержит слово «счастье», поэтому стоит прояснить, что я подразумеваю под этим термином. На самом деле это довольно сложное слово, потому что разные люди вкладывают в него разные смыслы. Например, я могу быть абсолютно счастлив, если увижу свою дочь сегодня вечером. Или если моя любимая команда выиграет европейский чемпионат по футболу. Но в нужном нам контексте «счастье» означает насыщенную, полноценную жизнь. Когда ты прожил жизнь счастливо, оглядываешься назад и думаешь: «Да, это время не было потрачено зря. Я все делал правильно».
Для стоика счастливая жизнь — это постоянная работа над собой. Его самая большая цель — в конце концов стать лучше. Проявлять доброту, смелость, отстаивать справедливость до тех пор, пока не станешь добрее, смелее, справедливее. Философия стоицизма направлена на благо общества. Стоик считает хорошей такую жизнь, в которой он может использовать свою мотивацию и энергию, чтобы улучшить жизнь всего общества, отношения между людьми. Чтобы мир стал хоть чуточку лучше благодаря ему.
— Есть люди, которые согласны с идеями «Стоицизма 2.0», но не могут применить их на практике. Они чувствуют, что жизнь, наверное, станет лучше, если они откажутся от условного желания купить «желтый ламборгини», о котором вы говорите в книге. Но как только появляется новый iPhone, тут же бегут за ним. Можете дать совет таким людям?
— Это очень хорошее замечание. Стоики не просто так настаивают на том, что самое важное — практика. Понять теорию довольно просто, это не высшая математика. Если объяснить человеку основные идеи стоицизма, он согласится с ними. Кто не хочет стать лучше, более справедливым и дружелюбным? Разве что психопаты. Проблема в том, чтобы реализовать эти ценности. Невозможно быть стоиком лишь в теории. Нельзя поступить как стоик однажды и затем всю жизнь причислять себя к ним.
Проведем аналогию: если я хочу быть более здоровым, накачать мышцы, стать спортивнее, что мне нужно сделать? Например, я приму решение пойти в спортзал. Сначала я ничего не буду знать о тренажерах и нужных упражнениях, поэтому найму тренера, который объяснит, что и как нужно делать. Когда я во всем разберусь, я же не выйду из зала и не скажу: «Ну все, теперь я накачанный и сильный». Нет, только тогда и начнется настоящая работа. Я буду приходить в зал день за днем, посвящать тренировкам много часов каждую неделю. Постепенно я накачаю мышцы. То же самое со стоицизмом и с любой другой философией. Кстати, есть даже проект Stoic Gym, который использует именно такую аналогию.
Теперь вопрос: а как именно практиковать? Одна из самых важных методик, которые используют стоики, — ведение философского дневника (philosophical journaling). Он похож на обычный, но у него есть несколько важных отличий. Хотя вы и записываете свои мысли по поводу произошедших событий, вы стараетесь не использовать эмоционально окрашенные слова, а пытаетесь переформулировать свои мысли и записать их в более объективном, отстраненном виде. Цель таких записей не в том, чтобы переложить переживания на бумагу и задокументировать, к примеру, как вы разозлились на кого-то. Если вы опишете свои эмоции, то снова испытаете злость, а суть не в этом. Вам нужно описать ситуацию так, будто вы наблюдаете со стороны, чтобы можно было спокойно проанализировать, почему вы разозлились, что можно было сделать иначе и как поступить в такой ситуации в следующий раз.
Второй момент: обычно люди ведут записи в дневнике от первого лица. В философском дневнике нужно писать от второго лица, так, будто ты пишешь о ком-то другом. Например: «Сегодня ты расстроился из-за этой ситуации, но, может быть, ты отреагировал слишком сильно, как думаешь?»
Это делается для того, чтобы отстраниться от ситуации, получше узнать себя, стать осознаннее. Если вы читали сборник Марка Аврелия «Наедине с собой. Размышления», то наверняка заметили странную манеру, в которой он пишет о себе. Например, в одной части он пишет: «Помни, что замечательный ужин, которым ты наслаждался сегодня, — всего лишь мертвая рыба. Вино, которое было таким чудным, — всего лишь забродивший виноградный сок. А твоя пурпурная тога (такую надевал полководец после военной победы, на ней были вышиты сцены из римской истории) — всего лишь результат пролитой крови. И когда ты занимаешься сексом — это всего лишь движение тел».
Почему он говорит о приятных вещах — о власти, еде, сексе, о том, что люди обычно стремятся получить, — в такой манере? Марк осознавал свою зависимость от этих вещей и пытался напомнить себе, что эти вещи не так уж и важны. Да, они приносят удовольствие. Но нужно знать меру, потому что если получать слишком много наслаждений, то они возьмут над тобой верх. Тогда не ты будешь управлять удовольствием, а оно тобой.
Это упражнение действительно работает. Исследования в области современной когнитивистики и поведенческой психологии подтверждают, что ведение записей в таком формате помогает наблюдать за собой и постепенно, со временем, корректировать своё поведение.
— Помогут ли эти идеи противостоять экономике потребления? Маркетологи бесконечно пытаются убедить нас, что именно этот айфон или эта машина нам нужны. Может ли стоицизм бороться с этим?
— Да, безусловно. Но нужно помнить, что цель не в том, чтобы совсем избавиться от этих вещей. Мобильные телефоны стали важной частью жизни, без них никак. Но нам не обязательно покупать iPhone последней модели, как только он появляется в продаже. Я живу в хорошей квартире в Бруклине — мне не нужно больше места или еще больше вещей. Мне всего хватает, чтобы жить комфортно, и я могу сосредоточиться на другом.
У стоиков есть несколько упражнений, которые касаются потребления. Некоторые я практикую регулярно. Одно из них называется «Прогулка по торговому центру», оно навеяно историей из жизни Сократа. Сократ не был стоиком, но они очень его уважали и считали примером для подражания. Однажды Сократ вместе с учениками ходил по Агоре, центральному рынку в Афинах. Он рассматривал все, что продавалось, и прошел весь рынок до самого конца. А когда дошел, сказал: «Я и не знал, что в мире столько вещей, которые мне не нужны».
Этот эпизод я превратил в упражнение. Нужно выбрать любой торговый центр, прийти туда и не спеша, вдумчиво прогуляться от начала до конца, внимательно рассматривая товары. При этом нужно напоминать себе, что вы согласны с Сократом и вам не нужны все эти вещи. Главное — пройти по всему торговому центру и ничего не купить. Это напоминание самому себе, что вокруг очень много вещей, но разве они могут сделать жизнь лучше?
Второе упражнение, которое я проделываю время от времени, это «Неделя без покупок». В течение такой недели я не покупаю ничего, кроме базовых, необходимых вещей вроде еды.
— Наверное, в процессе легко обнаружить, что многие из уже купленных вещей тоже бесполезны.
— Да, именно так. Некоторые из моих знакомых стоиков делают обратное упражнение: они выбирают неделю, в течение которой каждый день избавляются от одной вещи. Вы оглядываетесь вокруг и спрашиваете себя: «Мне правда нужна эта вещь?» Если нет — избавляйтесь. К концу недели можно освободиться от семи предметов, которые, скорее всего, никогда бы не пригодились. Они просто занимали место и требовали внимания.
— В шведской философии есть похожее понятие — lagom, которое означает «достаточно, нужное количество». Они используют его в отношении всего: разговоров, покупок, работы. Всего должно быть в меру.
— Да, речь именно об этом. Один из античных стоиков, Сенека, писал письма своему другу Луцилию о своей жизни и том, как он практикует стоицизм. В одном из текстов он говорит: «Ты знаешь, у нас такое маленькое тело. Нам правда нужно немного. Ненормально, что мы хотим гораздо больше, чем можем съесть, выпить или использовать». Конечно, человеку нужна квартира или дом, но нужно ли ему два, три, четыре дома? Когда будет достаточно? Конечно, ему нужно несколько пар обуви, чтобы гулять или иногда менять их, но нужно ли ему 20 или 30 пар? В этом суть.
— Сенека считал, что женщины не уступают мужчинам по интеллекту и практиковать философию может кто угодно. Как мы можем использовать идеи стоицизма применительно к проблемам гендера, расы, национальности?
— Стоицизм — философия вообще без предрассудков. Неважно, какого вы пола, национальности, откуда вы родом и какие у вас предпочтения; вы человек — значит, вы способны думать и решать свои проблемы. Любые проблемы, начиная от повседневных мелочей и отношений, заканчивая поиском смысла своей жизни. Мы от природы склонны к дружелюбности, к просоциальному поведению. Это доказано современными приматологами, которые изучают разные виды приматов и отмечают, что склонность к сотрудничеству — естественная вещь.
Философия стоицизма важна в современном мире, потому что сейчас на планете много разногласий. Конфликты повсюду. И мировые конфликты, как в Афганистане, и внутренние, как, например, в Соединенных Штатах, где одни люди поддерживают движение Black Lives Matter, другие — нет. Полно конфликтов между мужчинами и женщинами, в плане карьеры и в плане гражданских прав. Стоики верят, что это всё не имеет смысла, мы должны относиться ко всем одинаково.
— Опять же, это легко в теории, но на практике довольно сложно. Например, как быть женщинам, работающим в журналистике в том же Кабуле? Сейчас они не могут продолжать работу. Или темнокожим сотрудницам крупных корпораций. Как справляться с внешним давлением? Стоицизм может помочь в этом?
— Конечно. Одна из самых важных идей стоицизма связана с дихотомией контроля. Дихотомия контроля означает, что есть вещи, подвластные нашему контролю, и мы можем их изменить, а есть вещи, которые от нас не зависят.
Если вы журналистка и вас дискриминируют, спросите себя: «Это зависит от меня? Что я могу изменить, а что нет?» Очевидно, если вы живете в Афганистане, политическая ситуация в стране никак от вас не зависит. Может быть, вы решите пойти в подпольную журналистику и продолжать работать. Может, начнете учить других девочек, воспитывать следующее поколение, которое восстанет против текущего режима. Или вы поедете за границу, чтобы продолжать делать все возможное для соотечественников оттуда. Всегда можно что-то сделать. Стоики призывают сосредоточить свои силы и возможности на том, что вы в состоянии изменить.
Мы уже не дети и понимаем, что не всегда жизнь складывается так, как нам хочется. Иногда вы выигрываете, иногда нет, но в любом случае можно найти себе применение и быть полезным.
Когда на президентских выборах победил Трамп, некоторые мои друзья были в отчаянии: «Это случилось, ближайшие несколько лет все будет ужасно». Моя реакция была такой: «Это случилось. Сейчас я ничего не могу с этим сделать». Я хожу на выборы, голосую, как считаю нужным, но я не могу контролировать результаты выборов. Мне придется принять, что следующие четыре года у власти будет этот человек. Затем я стал размышлять как стоик: «Хорошо. Что я могу сделать, чтобы улучшить ситуацию?» Я начал отправлять деньги организациям, которые продвигали другую политическую повестку, более близкую мне. Я общался с людьми и писал статьи, чтобы провоцировать дискуссии. Другими словами, делал все, что мог. Я понимал, что не отвечаю за финальный исход, но просто пытался помочь, надеясь, что мои старания будут хоть немного полезными.
— В прошлом году, когда из-за локдауна обычная жизнь изменилась, люди перестали путешествовать, гулять и покупать то, что привыкли, — пожалуй, мы всем миром практиковали стоицизм.
— Так и есть. Нам пришлось его практиковать. Когда пандемия началась и мы с моей женой поняли, что большую часть времени будем проводить дома, нам пришлось принять это. Нельзя позволить себе отрицать ситуацию, нельзя сказать: «Это неважно, ничего не происходит». Хотя некоторые люди, к сожалению, так и делают. Но обмануть себя не получится — если вы пытаетесь отрицать реальность, вы принимаете плохие решения. Если человек не верит, что есть вирус, из-за которого умирают люди, он может решить не носить маску и не соблюдать дистанцию, не мыть руки, не делать вакцину — и в конце концов он может умереть или как минимум попасть в больницу.
— Как избавиться от привычки оценивать? Люди часто дают оценки — «он пьет слишком много», «она некрасивая». Как избавиться от предрассудков и стать объективнее?
— Стоики не верят в оценки. Они не судят ни других людей, ни самих себя. Мы верим, что люди делают лучшее, на что способны. Если вы поймали себя на мысли, что осуждаете кого-то, остановитесь и переформулируйте эту мысль. Эпиктет в «Энхиридионе» приводит такой же пример — про алкоголь. Если вы заметили, что кто-то слишком много пьет, перефразируйте: «Он пьет определенное количество, 3-4 бутылки пива». Будьте точными, объективными, используйте цифры. Забудьте слова «слишком мало» или «слишком много». Поступайте так со всем, что наблюдаете.
Хороший способ приучить себя к этому — найти друга, который будет помогать вам следить за собой. Возвращаясь к аналогии со спортзалом: лучший способ начать тренироваться, сесть на диету или бросить курить — найти ответственного человека, который будет поддерживать. Точно так же и стоики находят ответственного друга, чтобы практиковать стоицизм. Каждый раз, когда вы начинаете кого-то осуждать, даете оценку, этот человек будет останавливать вас.
Поначалу это дается трудно, потому что мы от природы склонны оценивать. Придется внимательно относиться к своим словам. Но чем больше вы будете замечать свои мысли, тем проще будет. В каком-то смысле это похоже на то, как учатся водить машину. Вначале вы ничего не умеете, приходится быть очень сфокусированным и обращать внимание на все: поворот колес, переключение передач, пешеходов, переходящих улицу. Но уже после нескольких месяцев вы перестаете напряженно наблюдать за всем и автоматически делаете все правильно. То же самое Эпиктет говорил про практику стоицизма. Постепенно это станет привычкой, второй натурой.
Хочу подчеркнуть, что это не просто слова людей, живших тысячи лет назад. Все это подтверждено когнитивными науками. Мы действительно меняем свои привычки с помощью осознанного повторения.
— Стоицизм, кстати, требует глубокой осознанности и времени. Можно сказать, что эта философия не всем доступна, потому что сейчас время — ценный ресурс.
— Мне часто говорят, что стоицизм — трудная философия и требует больших затрат. Но какая философия или религия не трудная? Не могу сказать, насколько стоицизм затратен по времени, потому что суть не в том, чтобы перестать жить и начать практиковать стоицизм. Нужно продолжать жить, практикуя.
Да, упражнения, которые я предлагал делать выше, требуют времени. Я честно веду философский дневник каждый день, но это занимает минут пять. Если у человека нет пяти минут в день на то, чтобы поработать над собой, мне кажется, у него могут быть проблемы. Многие из нас даже не задумываются, что тратят несколько часов в день, играя в игры или смотря телевизор. Вы можете поиграть не 2 часа, а 1 час 40 минут, чтобы оставшиеся 20 минут посвятить записям в дневник.
— Как вести себя с неприятными и грубыми людьми, которые не разделяют твои ценности и взгляды? Как быть, если работаешь с такими людьми? Например, ты не можешь договориться с боссом, но хочешь работать в этой компании. Может в этом помочь стоицизм?
— Здесь ответ тоже заключается в дихотомии контроля. Конечно, финальные решения принимает руководитель. Но вы можете представить хорошие аргументы в пользу своего решения, не расстраиваясь и не повышая голос. Можно взять паузу и придумать другие аргументы, еще лучше. Может быть, найти новое решение и предложить его. Это в ваших силах. Конечно, даже тогда вы можете ничего не добиться. Начальник может не принять ваши идеи. В таком случае нужно подумать, а стоит ли вообще оставаться в этой компании?
Есть очень интересная история в текстах Эпиктета, где он рассказывает о подобной ситуации. Однажды господин сказал двоим рабам, что они должны держать ночной горшок, чтобы он облегчился. Один из рабов согласился, а второй нет. Эпиктет не осуждает выбор ни одного из них, он рассуждает о причинах. Один раб подумал: «Да, это отвратительно и унизительно, но я не хочу, чтобы господин меня избил, поэтому сделаю это». Второй раб думал так: «Это отвратительно и унизительно, и мне плевать, если мой господин меня побьет, я не стану этого делать». Эпиктет использовал эту историю, чтобы показать, что у каждого из нас есть свой предел. Граница, которую мы не перейдем. И только вы сами знаете, где находится эта граница.
Так что, если то, из-за чего вы не согласны с боссом, очень важно для вас, то стоит бросить работу. А если сама работа важнее разногласий — остаться. У меня есть коллега, который работал в Колледже Алабамы больше 10 лет. Его руководитель отказался вводить масочный режим из-за вируса, и мой коллега уволился. Он сказал: «У меня есть принципы. Я не могу работать в месте, где настолько не ценят человеческую жизнь».
— Вы спрашиваете совета у друзей или жены? Или вы считаете, что человек должен принимать важные решения, контролировать все и оценивать поступки самостоятельно? Что вы думаете о советах?
— Никогда не делайте все сами. Очень легко поторопиться и убедить себя, что поступаешь правильно, хотя на самом деле это может быть не так. Стоики неспроста говорят о важности дружбы и брака (закрытого брака, не такого, который распространен сейчас). Рядом с вами должен быть человек, которому вы доверяете, которому близки ваши ценности. Время от времени этот человек может указывать вам, что вы что-то делаете не так.
Нам нужны настоящие живые друзья, не люди из Facebook. Их не должно быть много. Достаточно двух-трех. Но это должны быть люди, которые смогут прямо в лицо сказать: «Нет, ты не прав». Конечно, вы тоже будете для них таким человеком. Но вы не будете судить их или говорить, какие они плохие, можно лишь подсказать: «Ты знаешь, я желаю тебе только добра, и мне кажется, это не лучшее решение. Подумай еще раз». Решение они будут принимать сами, каждый отвечает за свои действия или бездействие. Но идти по жизни одному неправильно. Вы можете вести философский дневник, развивать осознанность, познавать себя, но время от времени стоит сравнивать свои мысли и рассуждения с тем, что думают другие, близкие вам люди. Это поможет понять, действительно ли вы идете по верному пути.