К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Домашняя кухня: почему все снова смотрят кулинарные шоу

Фото Getty Images
Фото Getty Images
За последние два года на стриминговых сервисах возродился формат некогда популярных программ о готовке: HBO запустили шоу «Селена + Шеф», а Netflix — «Готовим с Пэрис». Forbes Life рассказывает об истории кулинарных шоу и их возвращении на экраны

Первые кулинарные шоу появились на телевидении в начале 1960-х. Считается, что история этого телеформата началась с Джулии Чайлд — американского шеф-повара и писательницы (ее история легла в основу фильма «Джули и Джулия» с Мерил Стрип в главной роли). В 1963 году она приняла участие в передаче, посвященной выходу ее поваренной книги. В студии Чайлд появилась вместе с переносной плитой, сковородкой и десятком яиц и принялась учить публику готовить омлет-ролл вместо того, чтобы в очередной раз рассказывать об истории создания своего пособия по готовке на 800 страниц. Телепродюсерам такой формат шоу показался гениальным и невероятно простым в производстве, и они сразу же пригласили женщину вести собственное кулинарное шоу «Французский шеф». 

В основе всех последующих кулинарных шоу лежала именно программа Чайлд. Она сформировала основные черты формата: ведущий, который общается с аудиторией на равных; не слишком замысловатые рецепты, которые смогут повторить обычные домохозяйки у экрана; и простые блюда, подходящие скорее для семейного ужина, чем для ресторанной подачи. 

Первый кулинарный телеканал

Настоящая популярность пришла к кулинарным шоу в начале 1990-х. В то время программы по готовке нашли свое место в сетке телевещания — дневной эфир, и преданного зрителя — людей среднего возраста, которые проводят большую часть дня дома, преимущественно женщины. В 1993 году телекомпании Discovery, Inc. и Nexstar Media Group решили рискнуть и вывести формат кулинарных телешоу на новый уровень и создали целый отдельный кабельный канал, посвященный еде — Food Network. 

 
Продюсеры относились к кулинарным шоу как к простому и недорогому способу заполнить эфир 

По словам американского писателя и гастрокритика Аллена Салкина, написавшего книгу о создании канала, до 1990-х телепродюсеры относились к кулинарным шоу как к простому и недорогому способу заполнить эфир — для съемок требовались только оборудованная студия, которая могла использоваться несколько лет не перестраиваясь, пара камер и продукты. «Никто никогда не ассоциировал кулинарные шоу с большим заработком и не пытался на них зарабатывать. Даже шоу Джулии Чайлд не приносило больших денег», — говорит Салкин. Создатели же нового экспериментального канала хотели изменить отношение к фуд-телешоу и заработать на подписке людей и интересе аудитории. И у них получилось — к 1997-му кабельный канал стал вторым по росту подписчиков.

В 1993 году кулинарные шоу стали появляться и на российском телевидении. Первым подобным проектом стала программа «Смак», ведущим которой стал не профессиональный повар, а музыкант и лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич. Позже его на этом посту сменил Иван Ургант. 

 

Внимание к ведущему, а не к еде

Следующим важным шагом в истории кулинарных шоу стало появление на британском телевидении повара Джейми Оливера. В 1999 году продюсер телеканала BBC Патриция Ллевелин заметила в одном из ресторанов Лондона молодого и харизматичного шефа и пригласила его принять участие в пробах в новое кулинарное шоу. 

Так у повара появилось свое шоу «Голый шеф», которое стало первым шагом на пути к огромной популярности. Зрителей «Голого шефа» привлекали к экрану не только незамысловатые рецепты, которые показывал Оливер, но и его манера общения и доходящие до комичного выпады сторону фастфуда. Самой мягкой формулировкой шефа в отношении фарша в сети McDonald’s, например, была «розовая слизь». В 2003 году безутешный борец с неправильным питанием получил орден Британской империи за свой вклад в пропаганду здорового образа жизни. 

Мнения о том, стоит ли благодарить Оливера за огромный вклад в популяризацию формата или, наоборот, винить в его упадке, разделяются. Приверженцы последнего мнения считают, что многочисленные выпады Оливера в сторону фастфуд-корпораций сместили фокус аудитории с еды на личность ведущего. Постепенно кулинарные программы с подачи шефа приблизились скорее к формату развлекательных ток-шоу, оставив в стороне образовательную составляющую. На смену спокойным обучающим программам пришли эпатажные шоу-соревнования: «Адская кухня», «Топ-шеф», «Мастер Шеф» и многие другие.  

 

Виноват ли Оливер в том, что образовательные фуд-шоу потеряли свою популярность и сместились все дальше от прайм-тайма в сетке телевещания, или нет — неизвестно. Но, как отметила автор книги «Смотрим, что мы едим: эволюция телевизионных кулинарных шоу» Кейтлин Коллинз, к началу 2009 года подобные программы начали сдавать свои позиции. По ее мнению, связано это было с тем, что в целом изменилась аудитория проектов, ее способ потребления и мировая экономика. Люди стали чаще посещать рестораны, заказывать доставку из любимых кафе, стали меньше времени проводить дома и уж тем более проводить свободное время днем, смотря кулинарные телешоу. 

Локдаун и повара-любители

Нельзя сказать, что формат кулинарных шоу в 2010-х полностью пришел в упадок. По данным The Hollywood Reporter, в 2018 году около 10% от всех премьер телеканала Fox были именно развлекательные фуд-программы. Однако большинство из них представляли собой соревнования профессионалов, вроде «Топ-шефа» или «Адской кухни». Стихийное возрождение формата именно обучающих кулинарных программ со звездными ведущими произошло летом 2020 года. И во многом благодаря локдауну. 

Рецепт банального бананового хлеба можно найти почти в каждом звездном инстаграме

Сначала, оставшись дома из-за режима самоизоляции, обучающие видео с рецептами начали выкладывать обычные пользователи, которым было нечем заняться на карантине. Позже к тренду присоединились знаменитости: Гвинет Пэлтроу рассказывала о своих любимых салатах, а Джессика Альба показывала, как готовить бисквит. Рецепт банального бананового хлеба можно было найти почти в каждом звездном инстаграме. 

Первой монетизировать желание молодых людей приготовить что-то самостоятельно решила актриса и певица Селена Гомес. В мае 2020-го она заключила контракт с HBO Max на производство своего кулинарного шоу, и уже в августе на стриминге вышел первый эпизод «Селена + Шеф». Формат проекта очень простой: находясь дома на карантине, Селена звонит по видеосвязи одному из знакомых шефов и с помощью его подсказок пытается приготовить незнакомое ей блюдо. В конце каждого эпизода девушка жертвует $10 000 в фонд, который выберет приглашенный шеф. Шоу оказалось по-настоящему популярным и даже получило номинацию на премию Ассоциации критиков Голливуда. В итоге HBO продлили «Селена + Шеф» еще на два сезона. 

После успеха HBO Max конкурирующий сервис Netflix объявил о создании сразу двух новых кулинарных шоу. Первое — детская обучающая программа «Ваффлс + Моти» с бывшей первой леди США Мишель Обамой, а второе — кулинарное реалити «Готовим с Пэрис», ведущей которого, как можно догадаться из названия, стала Пэрис Хилтон. Главное отличие всех новых проектов — ориентация на зрителя, который, скорее всего, не привык готовить и просто хочет чем-то занять себя на ближайшие 50 минут. 

 
«Готовим с Пэрис»

Исследовательница Коллинз считает, что формат кулинарных шоу на самом деле никогда не переставал быть популярным — просто он периодически трансформировался, чтобы оставаться актуальным и привлекать аудиторию из поколения в поколение. «Мы учились готовить вместе с кулинарными шоу, вместе с ними менялись и росли», — говорит Коллинз в своей книге. С самого первого появления на телевидении создатели обучающих фуд-программ делали ставку на личную связь зрителя и ведущего, предлагая способ с пользой провести лишний час своего времени. В пандемию, когда лишнего времени оказалось более чем достаточно, незатейливые шоу о готовке снова вернулись на экраны. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+