Без бойкотов и пластика: зачем бизнесу становиться экологичным
Ответственное ведение бизнеса — новая норма
Общественный контроль и внимание пользователей и покупателей теперь обращено не только к продуктам компании, но и к ее деятельности в целом. Во что упакован продукт, каковы условия работы сотрудников, какие долгосрочные цели развития ставит компания — на все эти вопросы потенциальные покупатели хотят получить ответы. Несоответствие компании повестке устойчивого развития или непрозрачность информации становятся причиной скандалов, бойкотов и снижения репутации.
Чтобы повысить лояльность покупателей и пользователей, компании берут на себя добровольные обязательства по КСО и целям устойчивого развития, ведут отчетность и заявляют о намерениях, направленных на снижение экологического следа. Чем более открытую экологическую и социальную политику ведет компания, тем выше лояльность покупателей.
Хороший пример — компания RePack. В 2017 году она начала сотрудничество с финской сетью розничных и интернет-магазинов верхней одежды и экипировки Scandinavian Outdoor. Сперва магазин предложил клиентам многоразовую упаковку RePack в виде платной опции (€3,5), а взамен сеть давала скидку 10%. Год спустя компания стала предлагать бесплатную многоразовую упаковку для заказов свыше €99. И это сработало: люди, которые разделяли экологические ценности сети, стали покупать больше. Средний чек заказов Scandinavian Outdoor в многоразовой упаковке увеличился на 30%, а затраты компании на одноразовую тару снизились на 20%.
Государства становятся экологичнее
Ужесточение контроля деятельности производителей происходит не только на общественном, но и на государственном уровне. Новая редакция правил расширенной ответственности производителя (РОП) предлагает компаниям решать вопрос с отходами двумя способами: налаживание сбора и переработка продукции и упаковки после срока службы или денежные выплаты за отсутствие утилизации. Во втором случае снижение количества образующихся отходов или использование легко перерабатываемой упаковки напрямую отражается на расходах компании. Например, компании Pepsi-Cola удалось сэкономить $44 млн благодаря переходу на многоразовые транспортные контейнеры.
Категории, которые попадают под государственный контроль, расширяются. В России применение зеленых стандартов в строительстве, при производстве органической продукции и других товаров пока носит добровольный характер, но регулирулирующие документы с каждым годом совершенствуются.
Разорительные катастрофы и проблема климата: почему в России вырос спрос на экологов
Для снижения рисков катастроф, связанных с изменением климата, и уменьшения вреда от них компании могут инвестировать в развитие зеленой инфраструктуры и другие решения по адаптации к изменению климата. Исследование Европейского семестра 2014 года, посвященное социальным и экономическим выгодам от защиты климата и эффективного использования ресурсов, показало, что, например, инвестиции в защиту от наводнений обычно приносят выгоды, в шесть-восемь раз превышающие затраты.
За циклической экономикой будущее
Большинство крупных компаний и корпораций последние десятилетия строили цепочки поставок исходя из того, что материалы и продукты могут свободно перемещаться по всему миру. Перенос производства из промышленно развитых стран в страны с развивающейся экономикой за последние несколько десятилетий привел к созданию сильно рассредоточенных цепочек поставок. В итоге рынки потребления, особенно в Европе и Северной Америке, часто очень удалены от мест производства.
Когда срок службы продукта подходит к концу, его компоненты и материалы обычно не отправляются обратно туда, где они были изготовлены, чтобы их починили или использовали заново. Большинство глобальных цепочек поставок используют только первичное сырье и новые компоненты. Но цепочки поставок стали бы более устойчивыми и эффективными, если бы они могли замкнуть петлю материалов и компонентов. По данным Европейской комиссии, циклическая экономика может сэкономить €600 млрд для предприятий ЕС, что эквивалентно 8% их годового оборота.
Всего за несколько месяцев пандемия COVID-19 обнажила неустойчивость и ограничения современных цепочек поставок. В феврале 2020 года компания Fiat Chrysler Automobiles объявила, что временно останавливает производство на автомобильном заводе в Сербии, поскольку не может получить запчасти из Китая. Вскоре за этим последовал отчет, что 94% предприятий из списка Fortune 1000 страдают от сбоев в цепочке поставок, поскольку еще до объявления ВОЗ о пандемии их предприятия или поставщики находились в карантинных районах Китая, Италии и Южной Кореи. К апрелю более миллиона рабочих швейной индустрии в Бангладеш были отправлены домой без оплаты или вовсе потеряли работу после того, как бренды одежды отменили или приостановили существующие заказы на сумму 2,4 млрд фунтов стерлингов.
Нарушение цепочек поставок вследствие всемирной пандемии дает возможность пересмотреть их и улучшить. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Лейен отметила, что «экономика замкнутого цикла сделает нас менее зависимыми и укрепит нашу устойчивость. […] Это не только хорошо для нашей окружающей среды, но и снижает зависимость за счет сокращения и диверсификации цепочек поставок».
Инвесторы изучают нефинансовую отчетность
Банки и импакт-инвесторы обращают внимание на нефинансовую отчетность компаний по вопросам ответственного управления, экологической и социальной справедливости (ESG отчетность). В июле 2021 года Центробанк России выпустил рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ.
Во введении к документу подчеркивается, что «...по мере реализации странами своих обязательств, принятых в рамках Парижского соглашения по климату, принятия планов по введению отдельными странами трансграничного углеродного регулирования, идентификация, оценка и сравнение рисков и возможностей, связанных с ESG-факторами, стали особенно востребованы при осуществлении инвестиционной деятельности».
Новое направление инвестирования — социальные инвестиции, или импакт-инвестиции, — содействует не только получению прибыли инвесторами, но и положительным социальным изменениям. Как отмечает главный редактор «Теплицы социальных технологий» Наталья Баранова: «Инвестор, вкладываясь в проект, заинтересован в социальном вкладе, а не в получении прибыли. Однако такой вид вложений не благотворительность, проект должен окупиться, а его управление основано на принципах классического инвестирования».
Появление новой продукции и рынков
Переход бизнеса к моделям циклической экономики, в частности увеличение жизни вещей и оставления материалов в цикле, способствует появлению новых рынков для компании, а также новых направлений для экономики в целом.
Поиск новой ценности для отходов производства и диверсификация продукции помогли заводу по производству сахара в Великобритании получить 11 новых наименований продуктов, которые она теперь поставляет на локальные рынки. Завод производит не только сахар, но и продукты питания, корма для животных, сырье для фармацевтической промышленности, минеральные удобрения. Даже плодородная почва и гравий, оставшиеся после мойки плодов, идут на продажу. В 2007 году на территории завода начали производство биоэтанола, в настоящее время получают до 64 000 тонн топлива в год.
Будущее без бензина: как заработать на отказе от двигателей внутреннего сгорания
Переосмысление дизайна продуктов и перестройка модели производства и потребления увеличивает рынок труда в секторе сервисных услуг, таких как ремонт и разборка изделий, аренда вещей. Станут востребованы профессии, связанные с циклическим дизайном, проектированием зданий новых типов, создания цифровых паспортов и платформ для вторичных материалов. Переход к циклической экономике, по разным оценкам, позволит создать в Европейском союзе от 580 000 до 3 млн новых рабочих мест.
Однако если такие виды деятельности компаний, как КСО и ESG-отчетность понятны для бизнеса, циклическая экономика — новая область для России. Чтобы внедрять циклические решения в бизнес, нужно в первую очередь удостовериться, что все участники изменений понимают этот термин правильно.
В России под циклической экономикой часто ошибочно понимают эффективную работу с отходами. Такое представление не учитывает преобразорвание моделей производства и потребления или переустройство бизнес-моделей, а лишь меняет существующие линейные системы. В перспективе это лишь откладывает решение проблем на потом. Один из шагов к циклическому будущему — включение принципов циклической экономики в нефинансовую отчетность, внедрение метрик для оценки результата.
Внедрение циклической экономики в зарубежных компаниях уже показывает хорошие результаты по устойчивости бизнеса, дает значимые социальные эффекты, отвечает общему курсу на низкоуглеродное будущее и учитывает современные нужды и ценности потребителей. Накопленный зарубежный опыт и все быстрее развивающиеся проекты в России, направленные на переход к зеленой экономике, могут стать хорошим подспорьем для быстрой и масштабной трансформации бизнеса в России.