Возможность заработать как можно больше денег: зачем продюсеры перезапускают сериалы
Крупнейшие мировые стриминговые сервисы — HBO Max и Disney+ — в июне представили сразу два сериальных перезапуска. Первая компания вернула на экраны «Сплетницу» — культовый сериал молодежи 2000-х, с новыми героями и историями. «Дисней» переработал сценарий одного из самых известных американских процедуралов — «Тернера и Хуча». Но на этих проектах список ремейков, которые мы скоро увидим, не заканчивается.
28 июля Disney+ выпустит новую версию мультфильма «Чип и Дейл», компания Hulu объявила об адаптации в форме сериала «Паразиты», а шоураннеры «Ривердейла» планируют снять ремейк «Милых обманщиц» для HBO Max — продолжать список можно долго. По данным Insider, американские стриминговые сервисы сейчас разрабатывают еще как минимум 10 ремейков — от «Могучих рейнджеров» до «Конана-варвара». Forbes Life решил разобраться, почему продюсеры так любят перезапускать сериалы и с какими проблемами в индустрии помогают справиться ремейки.
Мировой феномен и интеллектуальное разочарование: как создавалась «Игра престолов»
Естественный ход вещей
Джейсон Дэвидс Скотт, директор Новой американской киношколы Сидни Пуатье, считает, что перезапуск старых шоу на новый лад — не новый феномен, а вполне естественная тенденция. «История шоу-бизнеса — это история воссоздания сюжетов в новых формах. Большинство из нас происходит из культур с традициями, в которых принято передавать истории из уст в уста. Нам хочется чего-то знакомого», — говорит Скотт.
К тому же ремейки, по его мнению, появились в киноиндустрии далеко не в последнем десятилетии. Переработка старых форматов просто немного в другом виде началась еще в конце прошлого века: «Подумайте о семейных ситкомах 80-х. В них перерабатывались сюжетные арки из полнометражных комедий, а не вся история».
Монетизация воспоминаний
«С точки зрения потребителя, причина этого явления довольно проста: люди любят поностальгировать», — говорит Джейсон Дэвидс Скотт. А ностальгию аудитории можно монетизировать — заставить зрителя посмотреть первый пилотный выпуск и продолжить просмотр после него. Воспоминания о старом сюжете и слава сериала в прошлом — бесплатные инструменты продвижения, которые могут помочь в настоящем.
Узнаваемость бренда, по мнению Скотта, помогает с оглаской в медиаполе. Фанаты хотят посмотреть первые серии и сравнить «новую» версию со старой, обеспечивая рейтинг и аудиторию. Как пишет телекритик Джеймс Поневозик: «У старых хитов была гораздо более большая аудитория, чем у сегодняшних, и поэтому они являются частью нашей общественной памяти».
Эффект Netflix: как сериалы делают модными шахматы и помогают продавать кроссовки
Отличная иллюстрация — перезапуск сериала «Сплетница». Он стал самым просматриваемым проектом на HBO Max в первые выходные на стриминге, собрав у экранов 550 тысяч зрителей в США, а хештег #GossipGirl возглавил мировые тренды Twitter в день премьеры. Другой пример — сериал «Судьба: Сага Винкс», телеремейк итальянского мультфильма «Клуб Винкс», который, по данным Entertainment Weekly, в первом квартале 2021-го посмотрели 57 млн зрителей.
Минимизация рисков
«Для студий более выгодно финансировать не абстрактный оригинальный инди-проект, который может провалиться, а вложить бюджет в перезапуск или продолжение. Вкус потребителей и факторы спроса имеют большое значение, когда дело касается возможности заработать как можно больше денег», — считает Грег Бернстайн, доцент Новой американской киношколы Сидни Пуатье и эксперт в области кинематографии. Готовый сюжет — это опробованный вариант, который когда-то был популярен и успешен. Зачем тратить ресурсы на разработку и поиск новой истории, если можно взять за основу канву, которая уже полюбилась зрителям?
Стоит отметить, что рейтинги многих перезапусков снижаются вскоре после премьеры. Однако, по мнению исследователя телевидения Джулии Лейда, это не означает, что они не окупаются. Сейчас аудитория сериалов все больше сегментируется по способу просмотра: одни смотрят шоу по телевизору, другие — откладывают до появления проекта на стриминге. А значит, классические рейтинги не отражают полной картины и всего потенциала перезапуска.
Такая ситуация, например, произошла с перезапуском культового сериала «Зачарованные» в 2018 году. Средний рейтинг ремейка о трех сестрах-ведьмах канала The CW составил 0,1% от всех телезрителей, что очень мало для премьеры. Однако создатели сериала решили, что этого достаточно для того, чтобы продлить проект еще на один сезон и позднее выпустить на стриминге.
«Друзья» на миллион: сколько актеры заработали на культовом шоу и новом эпизоде
Телевизионное бессмертие
Обычно, когда популярное шоу заканчивается, оно продолжает существовать в синдикации и на стриминговых сервисах. Но в последнее время сериалы обретают новую жизнь и в формате перезапуска. Издание The Conversation называет это явление «телевизионным бессмертием».
Перед возвращением в эфир сценарий нужно сделать адекватным новой культурной повестке. Ведь персонажи могут остаться прежними, но мир вокруг них изменился. Популярные шоу, как правило, обращаются к некоторым из наиболее острых социальных проблем своего времени: классовым и расовым отношениям, войнам и гендерным вопросам. Но то, что имело значение в прошлом, может быть не так важно для зрителей сегодня. Поэтому, когда возобновленный сериал возвращается на экраны, он часто подчеркивает новые социальные проблемы, чтобы привлечь внимание современной аудитории.
Перезапуск сериала «Сабрина — маленькая ведьма» на Netflix — тому подтверждение. Проект с новым названием «Леденящие душу приключения Сабрины» начал разрабатываться в 2017 году на фоне развития глобального движения против сексуального насилия и домогательств #MeToo. Новая главная героиня объединяется со своими сестрами-ведьмами в борьбе против дьявола и главного черного мага, который пытается реформировать клан на женоненавистнический лад.
Шансы на успех
В 2018 году журналист Мэтт Уэбб Митович задался вопросом: «Больше ли шансов на успех у перезапуска сериала, чем у оригинального проекта?» Для этого он провел масштабное исследование всех сериалов, которые вышли на телеканалах ABC, CBS, Fox, NBC и The CW за 5 лет — с 2012 по 2017 год.
Проанализировав 217 премьер, он выяснил, что среди них было 5 ремейков, 2 сиквела, 12 спин-оффов и 50 адаптаций. Митович пришел к выводу, что у проекта больше шансов на второй сезон, если история или герои сериала уже знакомы зрителю. Второй сезон получили 35% оригинальных шоу (52 из 149) и 44% неоригинальных (перезапусков, сиквелов и адаптаций) — 30 из 68 проектов. Поэтому, возможно, кризис идей в индустрии, о котором так много говорят в связи с засильем ремейков на экране, вовсе не является идейным — это просто вопрос гарантий прибыли.