Капитаны дорогого плавания: кто и зачем идет работать на частные яхты
Начинать в новой области всегда непросто, и в индустрии суперъяхт для членов экипажа нет единого рецепта успеха. Приходят на яхты и моряки торгового флота с огромным опытом, и грезящие морем новички, которым еще только предстоит получить свои первые профессиональные сертификаты. Кем-то движет желание заработать, но большинством — мечта посмотреть мир, став «моряком дальнего плавания» на современном судне.
«Получив степень бакалавра морских наук, я начал искать работу и рассматривал коммерческое судоходство, но получилось так, что яхтинг сам нашел меня, — рассказывает Кен Рэмзи, капитан яхты длиной 80+ м. — Со мной связалось крюинговое агентство, где искали инструктора по дайвингу и капитана парусной яхты в одном лице для работы на Карибах. Для молодого выпускника это выглядело заманчиво, и раздумывал я недолго. А дальше одно пошло за другим: я переходил с парусников на моторные яхты, с лодок, которые ходили вокруг света, на суда, принадлежавшие семьям ближневосточных шейхов, и теперь работаю на одной из самых крупных чартерных суперъяхт».
Хотя профессии в яхтенном экипаже по-прежнему делятся на мужские и женские, общемировая тенденция пересмотра гендерных ролей проявилась и здесь. На крупных яхтах уже давно можно встретить женщин в должности капитана, старпома или матроса, как, например, и мужчин-стюардов, причем оплата труда не зависит от пола. Больше всего на зарплату влияет размер лодки, так как от него напрямую зависит объем работы и степень ответственности. Так, капитаны яхт длиной 30–40 м получают в среднем от €8000 в месяц, тогда как на лодках длиной от 60 м платят в два и даже в три раза больше. Меньше всего получают палубные матросы, их зарплатный потолок почти никогда не превышает €4000. В целом крупные яхты требуют от экипажа расширенных профессиональных знаний и навыков, но это не означает, что там больше работы. Часто бывает так, что на небольших, но постоянно востребованных лодках членам немногочисленной команды приходится быть мастерами на все руки, и доходит до того, что шеф-повар занимается якорем и помогает матросам швартоваться.
Водяной знак качества
В отличие от армии и флота на яхтах важно не только само выполнение распоряжений, но и то, как именно их выполнили. Опытные кадровики знают, что не существует одного идеального типа личности для работы на суперъяхте, и при прочих равных на первый план выходит совместимость конкретного человека с конкретным владельцем. Перед сообразительным, ответственным и трудолюбивым членом экипажа всегда открыты пути дальнейшего развития в яхтенной индустрии. Капитаны зачастую открывают консультационный бизнес и выступают независимыми представителями клиентов. Старшие стюардессы уходят в управляющие компании на должность менеджера по интерьерной части, где их знание яхтенной специфики и навыки верной интерпретации ожиданий клиента оказываются бесценными.
Возможность развиваться часто есть и на борту: владельцы обычно поддерживают стремление экипажа учиться, ведь это в первую очередь повышает уровень сервиса для них самих. Поэтому курсы бариста, сомелье или повышение квалификации в области массажа, спа-процедур, парикмахерского искусства — дело вполне обычное, и чем больше у человека навыков в разных областях, а также сил, чтобы их совмещать, тем выше он ценится. Капитаны и управляющие компании следят за личностным ростом сотрудников и с готовностью продвигают по службе всякого, кто заслуживает повышения.
Отчасти это помогает решать проблему текучки кадров, с которой часто сталкиваются в индустрии. В «миграции» членов экипажа хорошо видна сезонность: летом в Европе все яхты полностью укомплектованы, но как только наступает осень, какая-то часть команды уходит, чтобы отдохнуть и найти новое место. Управляющие компании привыкли к сезонным контрактам, хотя стараются удерживать хороших сотрудников. При этом деньги в мотивационном плане далеко не на первом месте, ведь у каждой яхты есть заранее оговоренный годовой бюджет, и владельцам не нравится, когда их лодка превращается в поглощающую деньги черную дыру. Они умеют контролировать финансы и могут сократить экипаж, если тот, как им кажется, требует слишком многого.
Если состав команды не меняется более двух лет, это серьезное достижение капитана и управляющей компании. К сожалению, так бывает нечасто, так как причин для ухода и поиска лучшего места немало. Одних не устраивает, что лодка круглый год стоит у причала и у них не идет морской стаж, другие не сработались с капитаном или коллегами (одна из главных причин), у третьих внутренний конфликт перешел в эмоциональное выгорание, четвертые истосковались по семье и друзьям, а кого-то просто не устраивает, например, медленный Wi-Fi в помещениях экипажа или запрет пользоваться гаджетами, когда на борту гости. Всех их можно понять, но вот капризы на этой работе — явление недопустимое, и склонные к ним люди долго на борту не задерживаются.
Впрочем, исключения тоже есть, и, например, ливанскому капитану Жозефу Шальхубу удается уже более 16 лет сохранять экипаж на 35-метровой яхте Black Rose. «За это время мы стали одной семьей, и я стараюсь поддерживать в коллективе открытую, доверительную атмосферу, — рассказывает он. — Владелец использует яхту по полной всего четыре месяца в году, а в остальное время мы чередуем вахты. Хотя мы дружим с владельцем, я никогда не забываю, что в первую очередь являюсь его капитаном, поэтому проявляю большое уважение к его семье и гостям».
Дворцы на воде: топ-50 чартерных яхт мира
Стремление искать лучшие условия во многом диктует психологическая сложность работы на суперъяхте. Более всего выматывает неизвестность, ведь в трех из четырех случаев все идет не так, как запланировано, а значит, нужно постоянно держать в голове запасной вариант. Когда приходится круглосуточно обслуживать пассажиров на высочайшем уровне, это сильно сбивает настрой. В отличие от многих других областей здесь недопустимо закрывать глаза на детали, ведь недовольство владельца может вызвать даже пятнышко на полировке обеденного стола. В яхтенной индустрии сейчас активно развивается институт наставничества, когда более опытные старшие коллеги помогают тем, кому нужен совет или просто необходимо выговориться. Нередко это позволяет сохранить ценного человека в команде, сэкономив время, деньги и нервы.
«Сейчас у нас в экипаже 15 человек, и не со всеми мне удается ежедневно поговорить, — рассказывает Фрэнк Хессе, капитан 63-метровой суперъяхты Metis. — Несмотря на то что команда структурирована и старшие офицеры мне помогают, важно, чтобы капитан оставался доступен для всех. Если на борту что-то произошло или у людей какие-то личные проблемы, капитан должен знать и помогать. Чем раньше и больше ты узнаешь, тем быстрее сможешь отреагировать, ведь когда люди находятся вместе круглые сутки, даже пустяковый конфликт может стремительно набрать обороты».
Хороший солдат — сытый солдат
Наибольшая самоотдача требуется от экипажей чартерных яхт, где нагрузка и напряжение всегда выше. Правда, сверхурочная работа там окупается щедрыми чаевыми, которые обычно составляют 8–10% от стоимости чартера на всю команду. Новичкам, которые только начинают свой путь в индустрии, советуют либо сразу поступать на чартерные лодки и развиваться в этой сфере, либо работать только на частных судах, поскольку переключение со вторых на первые у людей со стажем не всегда проходит гладко. Впрочем, в последние годы все больше яхт переходят на ротационную модель, когда у всех ключевых членов экипажа есть сменщики, и работа идет, по сути, вахтовым методом. Владельцам это обходится дороже, но зато уходит целый ряд проблем, повышается безопасность и уровень сервиса.
«Иногда очень скучаешь по дому, особенно когда у тебя молодая семья, — признается Кен Рэмзи. — Сейчас ротация сильно облегчает дело, но раньше о ней не было и речи, поэтому первые годы жизни моих детей прошли мимо меня. Конечно, помогает общение в социальных сетях и по видеосвязи, но работа в море не для слабохарактерных».
«В чартере все постоянно меняется, — поясняет шеф-повар Бен Джонсон, — новые гости, новые требования, новые ожидания. Чартеры могут быть как длинными и выматывающими, так и весьма захватывающими. Я рассматриваю их как возможность быть частью любимой музыкальной группы, исполняющей величайшие хиты. Тут на первый план выходят лучшие блюда, которые я за долгие годы научился в совершенстве готовить и видоизменять. В то же время частные яхты являются как бы продолжением дома владельца, и в отношении еды у нас есть списки того, что готовить можно, а что нельзя, и мы точно знаем, как нужно приготовить и сервировать. Знаем, какое вино закажут и надо ли повторно подать хлеб, знаем вкусы и аллергии, предпочтительную температуру и степень прожарки мяса, нужны ли приправы и насколько сладким должен быть десерт. Все так формализовано, и порой чувствуешь, что не остается места для творчества. Но в этом случае первоклассный сервис приносит не меньше удовлетворения, чем успешный чартер».
Быть симпатичным, открытым и грамотным мастером своего дела для успешной работы на суперъяхте недостаточно. Помимо этого, важны целеустремленность, умение брать на себя ответственность, оставаться частью многонационального коллектива и не концентрироваться на негативных эмоциях. А еще уметь держать язык за зубами, поскольку разглашение любой информации о владельцах, пусть и непреднамеренное, может стоить карьеры.
Личный пляж по цене машины: как позволить себе покупку яхты, если вы не миллиардер
Что же, кроме денег, притягивает людей в такой работе? Причин несколько, и для многих они перевешивают все недостатки. Уже сама по себе возможность путешествовать по миру на роскошном судне и бывать в удивительных, порой труднодоступных местах и знакомиться с культурой разных стран и народов намекает на то, что здесь нет бессмысленной рутины, и рабочий день складывается из интересных, нестандартных задач. Для многих это неплохая альтернатива перекладыванию бумажек на офисном столе. Но еще важнее, что на яхтах в основном работают люди определенного склада характера — активные, общительные и надежные оптимисты. Именно поэтому там так часто находят друзей, а нередко и спутников жизни (хотя открытые романтические отношения на борту некоторые владельцы не одобряют).
Таким образом, не стоит думать, что жизнь члена экипажа суперъяхты, пусть даже младшего матроса, похожа на мытарства галерного раба, которому не снились ни трудовые договоры с обязательным отпуском (пусть даже не в сезон), ни отличная казенная униформа (комплект на пять лет с индивидуальным дизайном обойдется в среднем в €10 000), ни почти ресторанное меню от шеф-повара. Да, кормит команду тот же повар, который минимум четырежды в день готовит для гостей трапезы из восьми и более блюд. Конечно, речь о высокой кухне для экипажа не идет (хотя невостребованным блюдам из гостевого меню в кают-компании всегда рады), но и дешевой столовой тут не пахнет: в рамках выделенного на питание бюджета шеф-повар старается разнообразить и обогатить диету, ведь, как известно, хороший солдат — сытый солдат. В моменты пиковой нагрузки приходится перебиваться тем, что найдется в буфете, зато когда гостей на борту нет, наступают дни тематической кухни и даже появляются блюда на заказ.
На воде как дома
«Экипаж на крупных яхтах требует больше внимания, — говорит Бен Джонсон, — больше дней рождений, больше требований по диетам. Но в то же время там больше помощников. Раньше мне казалось, что чем крупнее яхта, тем в команде меньше личного, семейного общения. К счастью, я ошибался, и чем крупнее судно, тем больше у тебя друзей! А вообще для шеф-повара, наверное, нет работы лучше, чем на суперъяхте. Здесь мы получаем доступ к самым хорошим ингредиентам в мире; на камбузе есть все, что можно пожелать, и виды из окна потрясающие. И где бы ни находилась яхта, я всегда чувствую себя тут как дома!»
Порой часть экипажа проводит много времени на берегу, когда, например, яхта проходит рефит. Зная, насколько капитан и старшие офицеры способны влиять на решение владельца о том, где именно ремонтировать судно, верфи и марины стараются создать для членов команды наилучшие условия, чтобы через них получать больше клиентов. В первую очередь это касается быта и досуга экипажа, в который стараются включить экскурсии, спортивные состязания, мастер-классы и прочие разновидности тимбилдинга.
Самое сложное для экипажа суперъяхты — соответствовать ожиданиям владельца, уметь заботиться о пассажирах, как о своей семье, и не принимать возможную критику близко к сердцу. Те, кто научился этому и получает удовольствие, превратив работу в стиль жизни, остаются в профессии на долгие годы, а их труд вознаграждается не только деньгами, но и возможностью видеть мир с недоступного большинству ракурса. «Пожалуй, наибольшее удовлетворение от своей работы я получаю, когда вижу, что гости счастливы и наслаждаются жизнью на борту, — заключает Кен Рэмзи. — А еще когда мой экипаж работает слаженно, как единое целое, и стремится к общей цели. Помогать им развиваться — огромное удовольствие!».