Житие несвятого Диего: история невероятного успеха и падения в новом фильме про Марадону
Создатель картины британский режиссер Асиф Кападия говорит, что «Диего Марадона» — это завершающая картина его трилогии о детях-гениях в зените славы. Первыми двумя работами были «Сенна» 2011 года о бразильском гонщике Айртоне Сенне и «Эми» (2015) о британской певице Эми Уайнхаус. «Сенна» принесла ему премию BAFTA, «Эми» — «Оскар» за лучшее документальное полнометражное кино. Третий — «Диего Марадона» (2019) — таких высоких наград не удостоился, но его тепло приняли и высоко оценили критики (90% по 79 отзывам на Rotten Tomatoes).
Это, разумеется, не первый фильм о Марадоне: еще при жизни о гениальном футболисте были сняты несколько картин, в том числе документальная серия «Марадона» Эмира Кустурицы (2008).
Лента Кападии от предыдущей «марадонианы» отличается, во-первых, тем, что целиком и полностью состоит из архивных видеозаписей, многие из которых мир еще не видел — интервью и съемки с тренировок, домашнее видео Марадоны и его жены Клаудии Вильяфаньи, кадры из раздевалок, записи вечеринок. На это наложены голосовые комментарии близких людей (сестры Марии, личного тренера Фернандо Синьорини), а также воспоминания современников: спортивных журналистов, чиновников, болельщиков.
При этой стопроцентной документальности картина вышла сказочной и полной чудес, словно житие какого-нибудь средневекового святого — или несвятого.
Восхождение
Первое чудо было о мальчике Диего, который вырос в бедном пригороде Буэнос-Айреса, мечтал быть профессиональным футболистом и купить дом для своей семьи. Вместо этого он стал лучшим футболистом планеты и в город Неаполь приехал под восторженные вопли десятков тысяч влюбленных фанатов.
Второе чудо было, собственно, о бедном итальянском городе Неаполе на юге Италии. Здешний футбольный клуб «Наполи», занимавший последние строки турнирной таблицы, презирали более богатые и успешные клубы итальянского севера. Но в 1984 году все изменилось: «Наполи» купил лучшего игрока мира и за два года прошел путь от «лишь бы удержаться в лиге» до титула чемпиона страны. А потом и до кубка УЕФА.
В фильме Кападии один из самых захватывающих моментов — когда в кадре сначала показывают болельщиков «Ювентуса» с оскорбительными плакатами: «Грязные южане», «Помойтесь», «Привет, холерные!» (футбольные фанаты в 80-е в Европе были менее вежливы, чем сегодня). А в следующий миг южане с Марадоной их побеждают. Не надо быть опытным болельщиком, чтобы почувствовать сладость этого отмщения и посрамления заносчивых северян.
Третье чудо — о сборной Аргентины. С ней с приходом Диего происходит то же, что с «Наполи». В ее успех в 1986 году на чемпионате в Мексике слабо верили даже собственные болельщики. Но внезапно бело-голубые не только прошли групповой этап, но и в четвертьфинале настучали по воротам Англии (в некотором смысле отомстив за недавние Фолкленды), одолели в полуфинале Бельгию и в финале — ФРГ.
Матч с Англией (22 июня 1986-го) заслуживает отдельного рассказа. Тогда произошло сразу два легендарных события: «Рука Бога» на 51-й минуте и «Гол столетия» на 55-й. Первое было чистой случайностью: Марадона влетел в ворота вместе с мячом, в последний момент зацепив его рукой — судя по всему, нечаянно. Игру рукой видела вся планета, но не боковой арбитр. Гол был засчитан, а Марадона потом, со свойственной ему простотой, высказался о том, что если и была рука, то это была рука Бога.
Второе было актом чистой красоты, который нет смысла описывать словами. Футбольные комментаторы рыдали и благодарили Всевышнего за то, что в этом мире есть Диего Марадона, когда увидели это.
Слава
Стоит ли говорить, что и в родной Аргентине, и в Неаполе Марадона в 80-е был фигурой божественной — без малейшего преувеличения. И поскольку Кападию в его трилогии интересовало прежде всего бремя славы героев, то сцен фанатского обожания в «Диего Марадоне» не меньше, чем в «Триумфе воли» Рифеншталь.
От первого приезда футболиста в Неаполь, когда его приветствовали ликующие фанаты (для полного сходства со спасителем не хватало, пожалуй, только ослицы) до пьяных от радости соотечественников в Буэнос-Айресе после победы на мундиале — все это в фильме показано строго документально, но так заразительно, что надо быть,аверное, совсем уж Маргарет Тэтчер, чтобы не влюбиться в «золотого мальчика» — хотя бы пока не закончится фильм.
Миллионер из трущоб: почему Марадона такой великий и наглый
Мессианскость образа Марадона поддерживал как мог. Когда его спрашивали, как ему удалось вновь всех победить, он говорил: «Это сделал не Марадона, а Господь Бог». Народ отвечал на это искренней любовью и верой. Одна неаполитанская медсестра, однажды взяв на анализы кровь у Марадоны, отнесла пробирку в местную церковь как реликвию.
Падение
К сожалению для мирового футбола, проверки славой и обожанием поклонников Марадона не выдержал. На пике популярности началось его падение в пучину греха. Строго говоря, непорочным он не был никогда: чего стоит история о двух одновременно беременных возлюбленных и внебрачном сыне, которого он не признавал. Но до поры до времени толпа фанатов прощала «золотому мальчику» его шалости вроде заигрываний с местным криминальным миром.
Однако со временем шалости становились все круче, дружба с каморрой — все нежнее, вечеринки — все безвкуснее, кокаина на них — все больше. Марадона-мачо все активнее наступал на простого паренька Диего.
«Диего против Марадоны» — еще одна ключевая мысль фильма Кападии. Ее с экрана высказывает тренер Фернандо Синьорини: «Есть Диего, а есть Марадона. Диего был не очень уверенным в себе, прекрасным мальчиком. Марадона же был персонажем, которого ему приходилось играть, чтобы соответствовать запросам футбольного бизнеса и СМИ». С этой ролью, по мнению Синьорини, Диего не справился. А потом он совершил роковую ошибку: в эфире телевидения произнес слова, из-за которых его стала ненавидеть вся Италия.
И если вы сейчас не поняли, о каких словах речь и как они повлияли на дальнейшую судьбу Марадоны, то фильм надо смотреть обязательно. Кападия более чем обстоятельно излагает этот эпизод, после которого карьера великого футболиста полетела под откос совсем уж стремительно.
Уход
Так получилось, что в Британии и других странах картина «Диего Марадона» вышла при жизни героя, а в России она выходит уже после смерти (Диего Марадона скончался 25 ноября 2020 года в возрасте 60 лет, причиной смерти стал сердечный приступ. — Forbes Life).
Но это не имеет большого значения, так как в фильме его, как футболиста, все равно похоронили гораздо раньше. Житие несвятого Диего по Кападии заканчивается в 1991 году скандалом с хранением наркотиков (два года условно), первой дисквалификацией на 15 месяцев (положительный допинг-тест) и последующим уходом из «Наполи».
События из жизни Марадоны после «Наполи» (а это еще добрых 18 лет) в двухчасовом фильме занимают меньше пяти минут. Если смотреть на Марадону глазами беспристрастного биографа, то это не совсем справедливо: 90-е для него выдались не менее лихими, чем 80-е. После первой дисквалификации его ждала долгая борьба с наркозависимостью, кочевание из клуба в клуб, еще несколько матчей за сборную Аргентины в 1994 году, последний в его жизни мундиальный гол в матче с Грецией, удачный голевой пас в матче с Нигерией (вероятно, этого хватило бы с лихвой для карьеры футболиста средней руки, но никак не для того, чьи портреты неаполитанские мальчишки вешали на стенах рядом с изображениями Иисуса).
Затем — повторная дисквалификация на 15 месяцев (опять допинг), вновь кокаин, наркоклиники, психиатрические лечебницы, нервные срывы, стрельба из ружья по журналистам, завершение карьеры в 1997 году, не очень успешные попытки административной и тренерской работы, слезы стыда и раскаяния в эфире телевидения и еще многое другое. Это десятилетие выдалось у него точно не менее простым, чем предыдущее, и заслуживает своего отдельного кино.
Но Кападию не интересовал побежденный Марадона. Он снимал кино про «золотого мальчика» и потому точку в его спортивной биографии режиссер поставил в 1991 году. Он сделал это устами журналиста Даниэля Аркуччи, который произносит в финале: «История «Наполи» — это история его жизни. Мятежник, хитрец, герой, бог. Возможно, лучший футболист в истории. Но он заплатил за это слишком высокую цену. Все, что происходило после этого, заканчивалось плачевно. Как футболист, Марадона умер. Все, что от него осталось, — легенда».