Предмет особой гордости коллекционера Михаила Карисалова: из предложенных 150 произведений косторезного искусства XVIII–XIX веков в дар Музеям Московского Кремля фондово-закупочная комиссия приняла все. Большие многофигурные композиции шахмат, иконы, ларцы, шкатулки, филигранная работа со сложносюжетной пластикой петербургского мастера Якова Серякова. Таким образом подтверждена не только ценность отдельных предметов, но и высочайшее качество самой коллекции. «Собрание это я много лет чистил, работал над ним», — говорит Карисалов.
Карисалов — потомственный собиратель. В конце 1980-х предметы декоративно-прикладного искусства, антикварную мебель, северную резную кость, русский портрет XVIII–XIX веков собирала его мать Ирина Ивановна Карисалова. Философия коллекции — показать историю русских промыслов.
Карисалов коллекцию не просто унаследовал, но развил. На российских и западных аукционах, у дилеров и наследников он покупает ценные предметы, многие с музейной маркировкой, пропавшие или проданные из Эрмитажа, пригородных дворцов Петербурга, московских и провинциальных музеев. Почти 20 лет Карисалов участвует в музейных выставках и дарит музеям отдельные предметы, а то и целые коллекции. Раньше в центре внимания Михаила Карисалова были преимущественно Эрмитаж и музеи Санкт-Петербурга, его родного города. С переездом в Москву по службе (Карисалов — член правления ПАО «Сибур Холдинг») коллекционер пришел и в московские музеи. В 2019-м он подарил 100 предметов из семейной античной коллекции ГМИИ им. Пушкина, а в 2020-м — 150 предметов из кости Музеям Московского Кремля (ММК).
Искусство резьбы по кости на Русском Севере активно развивалось с XVI века. Торговый путь из Европы в Персию проходил через Холмогоры, один из крупных экономических центров Севера, таким образом расширяя и обогащая представления о мире и бытовой культуре окрестных жителей. К тому же не было недостатка в исходном материале: поморские охотники и рыболовы обеспечивали резчиков костью моржей, китов, кашалотов — кость так и называли «рыбий зуб». Мастерство холмогорских резчиков было так высоко, что начиная с XVII века их призывали на службу в мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Например, в Оружейной палате работали резчики нескольких поколений семьи Шешениных. Их фирменный стиль — так называемый травный орнамент, в который искусно вплетены изображения зверей. По легенде, Шешениным было доверено отреставрировать трон Алексея Михайловича, заменив утраченные резные костяные пластинки.
Как пишет историк искусства Ирина Уханова в книге «Резьба по кости в России в XVIII–XIX веках», «в XVII столетии Москва с ее мастерскими при Оружейной палате Кремля была центром художественной культуры, где концентрировались лучшие русские и иностранные мастера самых разных специальностей, среди которых были алмазники, серебряники, золотодельцы, а также резчики по кости. С одной стороны, такая школа, какой являлась Оружейная палата Московского Кремля, шлифовала искусство косторезов, выводя их в первые ряды художников. С другой стороны, возвращаясь на родину, они привозили с собой яркие впечатления, развитые художественные вкусы, отточенность исполнительского мастерства и отработанность стиля. На местной почве все это вновь обогащалось светлым источником народного творчества».
«В конце 2019 года мы с женой Еленой были в Кремле на выставке «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник». Тогда у нас возникла мысль подарить коллекцию Музеям Кремля», — рассказывает Карисалов.
В XVIII веке Оружейная палата Московского Кремля утратила статус законодателя мод в области российского декоративно-прикладного искусства. Мастера стали сворачивать ко двору в Санкт-Петербург. «Коллекция Михаила Карисалова прекрасно пополнит тот довольно небольшой фонд резной кости, который у нас уже был, — говорит директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. — Для музея очень важно, что передается целостное собрание, это позволяет изучить развитие косторезного искусства, эволюцию форм и орнаментов под влиянием господствовавших в то время стилей — рококо, классицизма. С точки зрения технологии создания эти вещи тоже чрезвычайно интересны, ведь здесь представлены все сложнейшие виды обработки кости — рельефная и сквозная резьба, гравировка по кости, цветная гравировка».
Елена Гагарина уверена, что Карисаловы не прогадали, подарив свое собрание Музеям Кремля: «Любой вдумчивый собиратель хочет, чтобы артефакты были доступны как исследователям, так и публике. Это говорит об уровне коллекции, повышает ее ценность, появляется возможность поставить ее в контекст мирового художественного процесса. Все эти условия в нашем музее есть».
В Кремле не только знают, как работать с костью из Холмогор, но и обещают активно выставлять коллекцию в России и за границей. И, конечно, отреставрировать. «Кость — капризный и сложный в хранении материал, требующий многолетней реставрации и постоянного наблюдения, — говорит Гагарина. — Наши реставраторы — одни из немногих мастеров, умеющих работать с костью, и тот, кто передает свою коллекцию в Музеи Кремля, может не сомневаться, что сохранность вещей будет строго контролироваться».