Возможно, лучшая сатира на наше общество. Почему «Борат 2» может повлиять на результаты выборов президента США
Странный мужчина с усами в плохо скроенном двубортном костюме, говорящий с выдуманным идиотским акцентом, — так выглядит главный кошмар современной Америки. Куда там призракам из заброшенных домов, «фредди крюгерам» и прочим хоррор-персонажам — ненастоящий казах оскорбляет свободных людей самим своим существованием. «Борат» 14 лет назад стал культурным феноменом, который заставил пересмотреть отношение ко всему жанру комедии. Оказалось, что вроде бы обычная, откровенно пошлая сатирическая картина без явного нравоучительного элемента способна возмутить сразу несколько стран (как минимум Казахстан и Россию, которые запретили фильм к прокату, что, впрочем, не повлияло на его популярность), изменить подход к импровизации в кадре (YouTube полнится сегодня однообразно бездарными пранкерами, впрочем, ни одного сравнимого с Сашей Бароном Коэном так и не появилось), наконец, создать ультимативный образ американского чужака. В целом все иммигранты в стране, основанной иммигрантами, сегодня воспринимаются так же, как Борат Сагдиев — априори неспособный адаптироваться к местным порядкам первобытный троглодит, который держит дочь на цепи, считает, что евреи — ядовитые демоны, а женщины не должны иметь никаких прав. Он идеальный персонаж для деконструкции эпохи тотальной толерантности, но Саша Барон Коэн вовсе не выступает против прогресса. Напротив, таким образом, намеренно выводя зрителя из себя, он находит у нас все подавленные человеконенавистнические инстинкты, показывает нам, кто мы есть на самом деле, когда мы не на людях, что думаем о себе и о других.
Вторая картина про Бората оказалась на оригинал одновременно и похожа, и нет. С одной стороны, здесь используется все тот же метод — Борат вместе с помощником берет интервью у людей, которые по-прежнему ничего не подозревают (и все так же гомерически смешно и в то же время стыдно все это смотреть). В первой части это был неприятной внешности продюсер, в сиквеле, по сюжету, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал из него кресло, а в США вместе с протагонистом едет его дочка, сыгранная дебютанткой в американском кино, уроженкой Болгарии Марией Бакаловой (несомненно, лучший дебют 2020 года — актриса, играющая 15-летнего подростка, упоительно хороша в импровизации). Теперь Борат стал в Америке звездой, поэтому ему приходится переодеваться в другие костюмы (в том числе в крайне убедительный костюм Трампа с силиконовой маской), а со спикерами общается в основном спутница Сагдиева. С другой стороны, в картине стало куда больше чисто сюжетных элементов. По дороге к вице-президенту Майклу Пенсу (позже — к Руди Джулиани, адвокату Трампа), которому Борат должен подарить собственную дочь в качестве «секси-презента», герой переосмысляет всю свою картину мира и уверяется в прогрессивных ценностях. Вообще эта лента оказалась даже не об Америке, а о проблеме отцов и детей. И, как выясняется, даже такой главный герой может перевоспитаться.
Возможно, что все успешные сиквелы чем-то похожи — как все счастливые семьи, если верить Толстому. Во второй части главный персонаж, кажущийся нам антигероем, исчадием ада, превращается в объект зрительской симпатии. Точно такой же путь прошел Терминатор и Шрек — обоим мы по итогам вторых частей их франшиз начинаем сопереживать. Удивительно, что всех этих героев вместе с Боратом объединяет многое: тотальная оторванность от общечеловеческой жизни, асоциальность, неприкаянность. Они все таковы, каковы есть. И если вам что-то не нравится, то вам не поздоровится, когда их встретите.
Саша Барон Коэн — извечный рыцарь бедных районов, субурбий (там и водятся настоящие черти), лучший друг всех сумасшедших спикеров, которые искренне уверены, что они эксперты в своей области. Например, несмотря на полдесятка уже вышедших на экраны фильмов с Коэном, все равно каждый раз находится очень самоуверенная дама, которая согласится рассказать на камеру, к примеру, о том, как сумасшедшей дочери Бората подготовиться к балу дебютанток, выслушать ее невразумительные вопросы и попытаться на них всерьез отреагировать. Более того, ключевая тема фильма — рост женского самосознания — проистекает из разговора все той же дочери с пергидрольной блондинкой, которая проводит тренинг по становлению sugar babes, повествует, как же заинтересовать и женить на себе богатого пожилого папика. Поразительно, что до сих пор этот термин существует и имеет смысл — сам факт появления такого вполне реального персонажа символизирует, что нравы выдуманного боратовского Казахстана не так уж сильно отличаются от устоев современных США.
Что еще важно в «Борате 2», так это его новоприобретенная актуальность. Во-первых, феминизм — одна из ключевых тем фильма. Женщин ненастоящего Казахстана веками обманывают, отказывают им в простейших свободах, учат маленьких девочек, что притрагиваться им к собственным половым органам нельзя, а то вовнутрь засосет. Персонаж Бакаловой умудряется переубедить и отца, и всю свою страну. Во-вторых, вечная показная юдофобия Бората (судя по его закадровым словам, в Казахстане справляется даже день памяти холокоста) доходит до высшей точки кипения (при этом трудно обвинить самого Коэна, правоверного еврея, в ненависти к собственному народу — очевидно, это искрометная сатира на запрятанный где-то внутри нас всех антисемитизм), когда он приходит в синагогу, переодетый в карикатурного «жида» — с пейсами, дьявольскими рожками, непропорционально длинным носом и мешком денег в руках — и встречает там пожилую женщину, выжившую в холокосте, которая всерьез и спокойно переубеждает очевидно сумасшедшего ненавистника. В-третьих, коронавирусная истерика в «Борате 2» переосмыслена в исследование культуры отрицателей эпидемии. Сагдиев знакомится с конспирологами, которые всерьез верят, что никакой болезни нет, и сам до поры словно не замечает, как пустеют американские улицы.
Творчество Коэна никогда не нацеливалось на то, чтобы изменить мир (и уж точно не чтобы его оскорбить — комедия всегда кого-то обижает, это неизбежно, если материал удачный), это всегда был фарс. Но финал с участием трамповского адвоката Рудольфа Джулиани — это уже не шутки. Оказывается, человека, считающегося одним из первых лиц страны, до сих пор можно развести при помощи девушки-журналистки в обтягивающем платье с надувными шариками в лифчике, чтобы он зашел в комнату с кроватью, лег на нее и, кажется, начал трогать себя в районе паха. Его отрывает от этого срамного дела лишь Борат в женском кружевном боди, предлагающий переспать с ним вместо его дочери. Сам Джулиани отпирается, что все это монтаж и что он просто заправлял рубашку, но каждый, кто хоть раз носил данный несложный предмет одежды, знает, что это делается не так.
Ко второй части вроде бы дурацкая, пошлая комедия «Борат» набралась такой мощи, что, кажется, действительно способна теперь повлиять на результаты предстоящих выборов — именно поэтому картину выпустили сейчас, за две недели до финала противостояния Трампа и Байдена. Хотя тема президентских выборов при этом вовсе не подается навязчиво — только в контексте.
Это все происходит потому, что наша жизнь превратилась в один большой прикол, который мы шутим сами себе, и уже давно никому не смешно. За 14 лет, прошедших с выхода первого «Бората», интернет-пранкеры, позаимствовавшие метод у Коэна, выродились в самых раздражающих моралистов всего YouTube, а сам Саша Барон Коэн вырос из пранкера в могущественного идеалиста, который готов менять мир вокруг, лишь бы больше не наблюдать, как рушатся последние бастионы разумности и добропорядочности. Посмотрите «Бората 2», это по-прежнему смешно и остроумно, разве что ушел эффект новизны, но на его место пришло жесткое высмеивание актуальной повестки — потому что это важно. И давайте вместе сделаем так, чтобы наше общество больше не выглядело как в этом фильме.