К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эффект фастфуда: как новости заставляют нас чувствовать себя мизерными и пассивными

Фото ROBIN WORRALL / Unsplash
Фото ROBIN WORRALL / Unsplash
Если отказаться от бездумного поглощения новостей, то становится проще принимать взвешенные решения, быть свободным в суждениях и определении приоритетов, уверен Рольф Добелли, автор книги «Без новостей. Как избавиться от информационного шума и мыслить ясно»

«Можно проглотить бесконечное множество новостей, а впечатление будет как от сахарных леденцов. Причем побочный эффект — как и при потреблении сахара, алкоголя, фастфуда или при курении — явится не сразу, а лишь некоторое время спустя», — считает писатель Рольф Добелли. 

Многие в наше время имеют почти наркотическую зависимость от новостей. Это делает общество уязвимым перед деструктивными веяниями и вбросами, которые нужны кому-то другому. Вдобавок большинство новостей пожирают время, внимание, творческий и мыслительный ресурс каждого отдельного человека, который еще не научился уходить от лавины коротких заметок и сообщений о совершенно неважных вещах. Если отказаться от бездумного поглощения новостей, то становится проще принимать взвешенные решения, быть свободным в суждениях и определении приоритетов. Улучшается моральное состояние, освобождается время для важного. Автор сам прошел этот путь. План избавления от новостной зависимости и доводы в пользу этого шага описаны в книге. С разрешения издательства «Манн, Иванов и Фербер» Forbes Life публикует отрывок

12 апреля 2013 года меня пригласили в редакцию газеты Guardian, чтобы представить английский перевод моей только что вышедшей книги «Искусство ясно мыслить». По традиции там каждую неделю кто-то презентует свою новую книгу, и вот такая честь была оказана мне. Главный редактор Алан Русбриджер собрал всю редакцию. Большая комната медленно наполнялась людьми. Пришли около пятидесяти журналистов. Они стояли со своим утренним кофе в руках, перешептывались и ожидали, когда Русбриджер наконец объяснит, кто этот совсем неизвестный в Англии человек. Меня сопровождала жена. Я крепко сжимал ее руку в своей, чтобы меньше нервничать. Здесь были лучшие умы ведущей мировой газеты, и я получил уникальную возможность изложить им несколько своих замечаний из сферы когнитивной науки — в надежде, что кто-то из них напишет о моей книге. Русбриджер прокашлялся, встал и сухо сказал: «Я сейчас побывал на вашем сайте и заметил вашу нахальную статью. Расскажите о ней, а не о вашей новой книге».

 

Вот к этому я не готовился. На кончике языка уже вертелись продуманные, хорошо сформулированные и, надеюсь, убедительные фразы об «искусстве ясно мыслить», которые идеально подошли бы для такой газеты, как Guardian, но их пришлось проглотить. Статья, обнаруженная на моем сайте Русбриджером, содержала список важнейших аргументов против потребления именно того, что ежедневно производили эти уважаемые во всем мире профессионалы: новостей. Не знаю, прав я был или нет, но я стал выкладывать причины, почему лучше отказаться от популярнейшего в отрасли продукта. Теперь вместо пятидесяти доброжелательных с виду человек меня окружали полсотни противников. Я старался, насколько это возможно, сохранять спокойствие и выдерживать перекрестный огонь их взглядов. Через двадцать минут, выложив все аргументы, я закончил фразой: «Будем честны: то, чем вы, дамы и господа, занимаетесь,  — развлечение по сути».

Тишина. Если бы в тот момент пролетела муха, мы бы это услышали. Русбриджер прищурился, огляделся и сказал: «Я хотел бы, чтобы мы опубликовали аргументы Добелли. Прямо сегодня». Он развернулся и ушел не прощаясь. Журналисты последовали за ним. Ни один на меня не взглянул. Никто не перекинулся со мной ни единым словом.

 

Через четыре часа краткая версия моей статьи появилась на сайте Guardian. А вскоре она собрала 450 комментариев читателей — технический максимум. Статья «Новости вредны для вас» (News is bad for you), как ни парадоксально, стала самой читаемой газетной статьей года. Книга, которую вы держите в руках, основана на той «нахальной» статье. Но содержание шире: здесь больше аргументов против потребления новостей, больше исследовательских данных о том, что они с нами делают, и больше рецептов, как взять под контроль свою страсть к новостям и преодолеть ее. В цифровую эпоху новости из безобидного медийного развлечения превратились в оружие массового уничтожения человеческого здравого смысла. Об этой опасности следует знать, чтобы обходить ее стороной.

Подчеркну: если вы ограничите потребление новостей, это вовсе не значит, что вам с горечью придется отказаться от милых и любимых вещей. Напротив, вы будете щедро вознаграждены — свободным временем и новым взглядом на то, что действительно важно, существенно, что дарит вам счастье.

Мы ощущаем себя более мизерными, чем на самом деле

Я писатель и могу в любой миг уточнить, какое место в профессиональной иерархии занимаю. Есть еженедельные списки бестселлеров. Есть оценки читателей на десятках сайтов. И пирамиды литературных премий с их короткими и длинными списками претендентов. Есть рейтинг интеллектуалов в Cicero. И моментальный рейтинг продаж на Amazon. Есть лайки от подписчиков и фанатов в соцсетях. В интернете имеются и рецензии — от хвалебных гимнов до разносов. Свой статус среди писателей я мог бы отслеживать каждую секунду. И если бы я не научился справляться с потоком оценок и статусов, мне пришлось бы поменять профессию.

 

Ладно, писательство — экстремальный пример выстраивания и прозрачности иерархий. Я не жалуюсь. Проблема в том, что всякий работающий человек попадает в иерархию: архитектор, учительница, строитель, страховой агент, банкир, повар. Большинство людей очень чувствительны к изменению своего статуса. А почему?

Люди — один из видов млекопитающих. Устройство нашей психики коренится глубоко. Выращивание потомства у нашего вида требовало огромных затрат. Пребывание детеныша в животе матери — колоссальная трата энергии. Какое-то время после рождения малыши большинства млекопитающих не в состоянии выжить без защиты, кормления и обучения. Во время беременности и вскармливания молоком самки не могут спариваться с новыми, возможно и лучшими, самцами — это весомое ограничение возможностей. Поэтому самки млекопитающих крайне осторожны в выборе партнеров. И важнейшим критерием для них оказывается доступ к ресурсам. Поскольку высокий статус у всех млекопитающих, включая гомо сапиенс, обещает лучший доступ к ресурсам, женщины — говоря упрощенно — нацелены на мужчин с высоким статусом. Так происходит подсознательно. С этой целью эволюция изобрела механизм «влюбленности».

А вот у самцов выработался латентный страх за свой статус. И поскольку половину своих генов женщины получают от отцов, в них тоже укоренилась тяга к повышению статуса. Вдобавок они выстраивают и свою женскую статусную пирамиду на основе известных качеств: красоты, моложавости и т. д.

В результате мы все организуемся, выстраивая иерархии: в профессии, военной службе, церкви, спорте, соседстве и даже на детской площадке. Мы не можем избежать этого. Вероятно, у вас возникает вопрос: и что?

Изменения статуса не просто влияют на сферу чувств. Сэр Майкл Мармот, профессор Университетского колледжа Лондона, в своих исследованиях доказал, что люди с низким статусом быстрее заболевают, чаще страдают от депрессий и раньше умирают. Статус оказывает существенное воздействие на физическое состояние человека.

 

Как со всем этим связаны новости? Очень просто: они делают и без того достаточно грубую по своей природе статусную иерархию еще более грубой, жестокой и унизительной, постоянно устраивая шумиху вокруг самых продвинутых, успешных людей. Внимание прессы действует словно увеличительное стекло. Ежегодные публикации рейтингов самых богатых людей (в Швейцарии это список Bilanz 300, в Германии — список богатейших немцев в журнале Manager Magazin, в США — Forbes Global 2000) — вовсе не счастливый момент для любого «нормального» миллионера. Не говоря уже о нас, немиллионерах. Чествования и воспевания очередного менеджера года, предпринимателя года, рекламщика года, художника года, исполнителя шлягеров года, садовода года вынуждают «нормального» менеджера, предпринимателя, спортсмена и т. д. отравлять свой организм (на подсознательном уровне) вредными гормонами стресса. Пляски вокруг красивых юных моделей — занозы в сердце каждой «нормальной» женщины. Со всеми негативными последствиями, включая прямой вред здоровью.

Однако СМИ сообщают нам и о противоположных «экстремальных» группах: неудачниках, дурно одетых, некрасивых, психопатах и прочих горемыках. Разве такие сравнения не становятся поводом втайне возликовать — для нас, «нормальных» людей? Нет. Потому что закон человеческой психологии гласит: плохое весит вдвое тяжелее, чем хорошее. И пусть оценка нашего статуса по сравнению с крайними неудачниками хороша, но сравнение с очередным Биллом Гейтсом или прославленной красоткой вроде Шарлиз Терон бьет по самолюбию вдвое сильнее — это очень и очень плохо. Общий эффект от любых таких новостей всегда отрицательный, и это выводит нас из равновесия.

Вывод: новостная индустрия расширяет конкуренцию в любой сфере до глобальных масштабов. Мы сравниваем себя с людьми, у которых нет ничего — совсем ничего! — общего с нами. Как следствие, в собственных глазах мы становимся мелкими, ничтожными — гораздо меньше и незаметнее, чем на самом деле. Конечно, и такому эффекту можно противостоять рационально. Но мы так не делаем. Эмоции реагируют моментально. Они связаны с гормональными всплесками и ухудшением физического самочувствия. Уровень стресса растет. Уровень серотонина падает. Понурые, расстроенные и разбитые, шаркая ножками и жалея себя, бредем мы по жизни. Мы сами делаем свою жизнь хуже. Необходимо сейчас же отказаться от смешных и нелепых статусных состязаний и от нелепого и смешного потребительства новостей.

Мы все живем в локальных статусных иерархиях. От нашего места в иерархии напрямую зависит, какие гормоны у нас вырабатываются и как мы себя чувствуем. Это прекрасно для тех, кто оказался наверху. Но менее приятно для людей в середине рейтингов. И очень жестоко для тех, кто увидел себя внизу. Новости превращают локальные иерархии в глобальные, существенно понижая наш статус, — со всеми негативными последствиями для гормонального фона и самочувствия. Вы вовсе не нуждаетесь в этой второй, дополнительной иерархии. Отказавшись от новостей, вы от нее освободитесь.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+