К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Овнов ждет повышение: почему астрология снова в тренде — и кто зарабатывает на этом миллионы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Миллионы людей скачивают приложения, которые помогают составить натальную карту, и подписываются на Instagram-аккаунты с астропрогнозами и забавными астрологическими шутками. Рассказываем, как астрология стала доходным бизнесом и перестала быть «стыдным» увлечением в среде молодых и образованных горожан

Гадания в вашем iPhone

Из увлечения для маргиналов и людей «со странностями» астрология в последнее десятилетие превратилась во вполне легитимное — и даже модное — хобби. Областью эзотерики, которая якобы помогает разгадать характер человека и предсказать его будущее по звездам, с недавних пор интересуются молодые, успешные и прогрессивные. Причем практически во всем мире. Так, Стелла Багби, главный редактор американского онлайн-издания The Cut, ориентированного на аудиторию от 18 до 34 лет с ежемесячным доходом примерно в три раза выше среднего, признается, что в 2017 году интерес к еженедельным гороскопам на сайте внезапно вырос на целых 150% по сравнению с 2016-м. А за пять лет до этого, в 2012 году, исследование американского Национального научного фонда показало, что 58% респондентов младше 24 лет верят в астрологию и убеждены, что это самая настоящая наука (что, конечно, не соответствует правде — научное сообщество астрологию категорически не признает). При этом доля тех, кто считает гадание по звездам и светилам «абсолютно не научным», сократилась с двух третей до половины по сравнению с данными 2010 года. Сообщается, что процент скептически настроенных по отношению к астрологии людей не был таким низким с 1983 года.

Тренд уже освоили бизнесмены из Кремниевой долины: они стали чаще и больше инвестировать в связанные с астрологией диджитал-проекты — например, приложения для смартфонов. Так, запуск одного из самых популярных на сегодняшний день астрологических сервисов, программы Co-Star, пользователи которой могут составить натальную карту и сделать прогнозы на ближайшее будущее, привлекла $5 млн в первом раунде инвестиций. Проект стартовал в октябре 2017 года, а уже к весне 2019-го приложение скачали больше 3 млн пользователей — загрузить его можно бесплатно, но за некоторые услуги, вроде расчета совместимости, придется заплатить. Сегодня на Instagram-аккаунт Co-Star, где публикуют астрологические мемы и короткие предсказания для всех знаков зодиака, подписаны почти 1,5 млн фолловеров.

Если в нулевые, чтобы рассчитать натальную карту, нужно было обращаться к астрологу, то в 2020-м для этого достаточно скачать бесплатное приложение

Разумеется, Co-Star — далеко не единственное популярное астрологическое приложение. Его конкурента, программу Astrology & Palmistry Coach (совмещает астрологические предсказания и хиромантию, гадание по линиям на ладонях), в 2019 году скачали 3,3 млн раз. В целом, по данным аналитической компании Sensor Tower, суммарные доходы цифровых астрологических сервисов достигли в 2020 году отметки $40 млн — то есть выросли почти на 65%. Для сравнения: еще в 2016-м такие сервисы принесли своим создателям всего $7,7 млн.

 

Диджитализацию инсайдеры индустрии называют главным трендом в астрологии последних нескольких лет — и одной из основных причин растущей популярности гаданий по звездам. Если в нулевые, чтобы рассчитать натальную карту, нужно было обращаться к астрологу, то в 2020-м для этого достаточно скачать бесплатное приложение или просто зайти на специальный сайт (таких тоже немало). Впрочем, чтобы разобраться в карте досконально, все равно потребуется помощь платного специалиста — так что практикующие астрологи от диджитализации только выигрывают: она помогает «завербовать» больше адептов эзотерики, а значит, и потенциальных клиентов.

Свою лепту вносит и Instagram. По тегу #astrology он выдает почти 6 млн публикаций. Многие из таких постов сделаны в популярном «мемном» формате: знаки зодиака сравнивают с песнями, животными или фразами из фильмов; астрологию пытаются объяснить на примерах поп-звезд, персонажей фильмов и сериалов. «Конечно, я замечаю, что интерес к предмету в последнее время вырос, — рассказала Forbes Life Энджела Томас, астролог из Лос-Анджелеса, на чей Instagram подписаны почти 30 000 пользователей. — Думаю, в этом есть большая заслуга соцсетей и страниц вроде моей — они помогают популяризировать. А «астрологию мемов» — веселых картинок, часто с отсылками к поп-культуре — вообще можно назвать трендом последних нескольких лет».

 

Сама Энджела, которая занимается астрологией уже 16 лет, признается, что Instagram стал для нее серьезным подспорьем в работе — именно он сейчас помогает найти большую часть клиентов. В числе платных услуг, которые предлагает клиентам Томас, составление натальной карты с подробным объяснением ($45, и это самая востребованная услуга), анализ совместимости в паре ($60), индивидуальный гороскоп на год, составленный в письменной форме ($100), и он же, но в формате 10-12-минутных видео, которые клиент будет получать вначале каждого месяца ($180). По словам Энджелы, число клиентов сильно варьируется и может составлять от 8 до 20 в месяц: «Благодаря постам в соцсети, люди видят, как я работаю и что конкретно могу им предложить. Во многом Instagram помогает мне стать ближе к клиентам, стать для них более доступной».

«Зодиакальный» рекрутинг

Разумеется, Россия не осталась в стороне от глобального тренда. Хотя, если обратиться к статистике, картина получится противоречивая. Так, по результатам опроса, который провел в 2019 году ВЦИОМ, интерес россиян к астрологии в последние несколько лет ослаб: только 15% респондентов признались, что верят астрологическим прогнозам, хотя еще в 2015 году таких было 31%. Однако уже в текущем году исследование портала Rabota.ru показало совсем другую картину. Четверть опрошенных (23%) заявили, что верят во влияние знаков зодиака на характер — и, следовательно, склонны видеть причины трений с коллегами в «астрологических» несовпадениях. А 16% владельцев бизнеса и 5% HR-специалистов признались, что, нанимая человека на работу, обращают внимание на его знак зодиака. Целых 52% работодателей и 19% «эйчаров» считают, что было бы неплохо, если бы соискатели указывали этот параметр в резюме.

Русскоязычные приложения, сайты и аккаунты об астрологии, как и их англоязычные аналоги, пользуются довольно большой популярностью. Конечно, до показателей того же Co-Star им пока далеко, но, например, за астропрогнозами в аккаунте @astroprognostic следят 123 000 человек, а на Instagram с астрологическими мемами @saucy.astrology подписаны 38 000 с лишним, несмотря на то, что существует он только с конца июня.

 
«Я сверяю даты PR-запусков и подписания документов с положением небесных тел»

Что определенно роднит постсоветских адептов астрологии с американскими, так это то, что у нас, как и в США, гороскопами начали увлекаться люди достаточно молодые, успешные и прогрессивные. Сегодня уже никого не смутишь полушутливыми ремарками про ретроградный Меркурий за ужином в модном ресторане, а быть подписанным на Telegram-канал о влиянии планет на нашу повседневную жизнь больше не считается чем-то зазорным. «Я на полном серьезе сверяю даты PR-запусков и подписания документов с положением небесных тел, — признается Светлана Алексеева, основательница и владелица агентства fashion-консалтинга FFLD. — Когда провожу собеседования для потенциальных сотрудников, обязательно уточняю у каждого знак зодиака, а если вижу определенные знаки, указанные в резюме, даже на собеседование человека не зову. Я убеждена: если твердо во что-то веришь, то для тебя это работает. Благодаря мне на соответствующие аккаунты подписаны и все люди из моего окружения».

Переводчица, а в прошлом редактор Harper’s Bazaar и Elle, Екатерина Мудрик рассказывает, что однажды заказывала платный разбор натальной карты, а раз в году всегда просит бывших коллег из Elle прислать ей гороскоп с прогнозом на год, который составляет для журнала ее любимый астролог. По словам Екатерины, увлечься астрологией ее заставил интерес к собственному знаку зодиака — Скорпиону — и тому, как его обычно описывают астрологи: «Интерес возник у меня еще в детстве. Возможно, потому что я чувствовала себя немного бунтаркой по натуре, и мне важно было узнать и понять, что я не одна, найти этому объяснение». Екатерина несколько лет жила во Франции, а недавно переехала в Италию — и утверждает, что у европейцев интерес к астрологии куда слабее, чем у россиян: «Во Франции я очень часто встречала людей, которые не знают своего знака зодиака или удивленно спрашивают: «Неужели ты в это веришь?» В Италии разговор об астрологии обычно складывается лучше, но все равно какого-то особенно всплеска интереса к гороскопам я ни там, ни там не замечаю. В России люди как-то быстрее схватывают новые тренды».

«Просто потому что заходят шутки»

Для некоторых представителей креативного класса увлечение астрологией из хобби превращается в профессию. Среди практикующих российских астрологов встречаются бывшие журналисты и рекламные агенты. В их числе, например, Ника Кошар. Когда-то она работала редактором в HELLO! и StarHit, но около девяти лет назад, после консультации по натальной карте, увлеклась астрологией и стала самостоятельно изучать ее по лекциям и книгам, спустя три года начала работать с клиентами сама, а четыре года назад основала проект «Простая магия» — в Facebook и Telegram она регулярно публикует астрологические прогнозы и рассказы о влиянии планетарных аспектов на жизнь на Земле. Цена консультации у Ники варьируется от 1500 до 5000 рублей в зависимости от формата. Она признается, что, став астрологом, начала зарабатывать в три-четыре раза больше, чем зарабатывала в журналистике: «При этом у меня остается достаточно свободного времени, чтобы писать книги и рисовать акварелью».

Надя Павловская когда-то работала в рекламе, а затем изучала психологию. В какой-то момент она увлеклась астрологическими прогнозами и построением натальных карт и прошла курс обучения у американца Стивена Форреста, астролога, которого хвалят Стинг и Роберт Дауни-младший. Сегодня Павловская зарабатывает индивидуальными консультациями и платной рассылкой с еженедельными астропрогнозами. Подписка на рассылку стоит 329 рублей в месяц, стандартная полуторачасовая консультация обойдется клиенту в 8000 рублей, анализ совместимости и годовой прогноз — в 15 000 рублей каждый, а серия из трех астрологических консультаций («астрологический коучинг») — в 20 000 рублей. При этом Надя признается, что больше четырех-пяти клиентов в неделю сознательно не берет, так как это «неизменно ведет к выгоранию».

В 1990-е астрология ассоциировалась с какими-то ненормальными женщинами в бусах, которые обещали «почистить ауру», а сейчас я, обычная девочка, рассказываю читателям о лунных днях на их же языке

Павловская называет себя «астрологом для тех, кто не верит в астрологию», и утверждает, что именно такое позиционирование в свое время помогло ей добиться успеха и привлечь первых клиентов: «Сейчас, мне кажется, гораздо проще найти интересующихся астрологией людей, которые при этом хорошо ориентируются и в культурном контексте, и в современной эстетике, или даже в научных принципах, — говорит Надя. — Астрология перестала быть «стыдным» хобби. В наши дни это больше похоже на игру, в которую можно играть и серьезно, и с иронией, и просто для развлечения».

 

Оля Осипова, создательница проекта «Ретроградный Меркурий», в прошлом редактор самиздата «Батенька, да вы трансформер», и вовсе просит не называть ее астрологом и открыто называет астрологию псевдонаукой. В своем Telegram-канале она рассказывает о том, что «Луна сегодня убеждена, что дальше действовать будем мы, уселась на свою орбиту и наблюдает за тем, как мы тут колупаемся по странному году». И объясняет, что «до обеда ваше желание спорить объясняется тянущимися, как сопля у ребенка, пятыми лунными сутками». Одно время Осипова проводила платные индивидуальные консультации, но признается, что в последнее время это забросила. «Ретроградный Меркурий» остается при этом одним из самых популярных русскоязычных астрологических медиа: на его Telegram-канал подписаны больше 27 000 человек, на Instagram — 178 000. «Я прошу людей не относиться к астрологии серьезно, — заявляет Оля. — И вообще считаю, что ни к чему в этой жизни серьезно относиться не надо. А секрет моей популярности, мне кажется, в том, что своей пост-иронией я приоткрываю для людей дверь туда, куда раньше заходить было вроде как стыдно. Еще в 1990-е астрология ассоциировалась с какими-то ненормальными женщинами в бусах, которые обещали «почистить ауру», а сейчас я, обычная девочка, рассказываю читателям об аспектах и лунных днях на их же языке. Если кому-то стыдно читать астропрогнозы, то он всегда может сказать, что читает меня, просто потому что ему заходят мои шутки».

Против стресса и вместо религии

Отношение к предмету как к игре, пожалуй, основная особенность нынешних популярных астрологов — и один из главных запросов, который гласно или негласно посылает им аудитория. Научное сообщество — а именно физики и астрономы — по-прежнему называет астрологию лженаукой, и это вряд ли когда-нибудь изменится. Но, кажется, в 2020 году, в эпоху постмодернизма и пост-иронии, это перестает быть таким уж важным.

Что касается психологов, то они не считают увлечение астрологией вредным — во всяком случае, если оно не переходит определенных границ, и человек не начинает полагаться на звезды в принятии действительно важных решений и не переносит на светила и знаки зодиака ответственность за события в своей жизни. «Любой прогноз, даже самый расплывчатый, рассеивает неопределенность и снижает тревогу от неизвестности, — считает клинический психолог, семейный и индивидуальный психотерапевт Галина Лайшева. — Энтропия уменьшается, а с этим тает и груз личной ответственности: клиент астролога начинает понимать, что не все можно контролировать. Идея ослабить контроль сама по себе может быть очень полезной и конструктивной. Негативный эффект появляется, если вместо терапевтической успокаивающей дозы астрологический прогноз подменяет собственные мысли, желания и эмоции. Появляются удобные и простые объяснительные конструкции («У нас не сложилось, она — Весы»), которые уводят от рефлексии, реалистичной оценки отношений и мешают понять других людей».

Некоторые полагают, что увлечение миллениалов астропрогнозами связано с повышенным уровнем стресса, которому хронически подвержено это поколение. Кроме того, среди тех, кто родился в 1982-м и позже, рекордное число атеистов — 49%. Астрология, вполне вероятно, заменяет многим современным людям религию — а заодно помогает справиться с теми вызовами, которые бросает им жизнь. «Запрос на что-то необычное — астропрогнозы или таро — часто возникает в трудных ситуациях, когда человек не просто становится свидетелем глобальных изменений, но и переживает их как личный кризис», — говорит Галина Лайшева. Раз так, то, мягко говоря, в непростом 2020 году и после интерес к астрологии, скорее всего, вырастет еще больше.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+