Пойти по дорогам Ломоносова: как в Архангельской области развивают деревенский туризм
Под низкими арками каменных сводов XVI века на ощупь, нестройным ручейком бредут люди. Вокруг — темнота. Слабый луч фонариков в телефоне высвечивает «небеса», деревянные потолочные иконы XVI-XIX веков, расставленные на полу. Это выставка в нижнем храме Христорождественского собора в Каргополе, в городском историко-архитектурном и художественном музее.
Здесь, в тени сцены грехопадения Адама и изгнания из рая, в правом приделе на корточках сидит дизайнер Фрол Буримский. Он настраивает видео. Фрол — один из участников фестиваля «Дорогами Ломоносова. к сердцу севера: от Ладоги до Онеги».
Впервые оказавшись в Каргополе год назад, Фрол, по его словам, влюбился в город, его архитектуру, атмосферу, в непосредственность жителей, — все увиденное, изученное, прочувствованное, освоенное (владелец единственной в городе антикварной лавки несколько раз пополнял свои ряды прялок, лавок, диванов, вышивки и кружева за те дни, что команда Frol et Lavr работала в городе), — и посвятил свою коллекцию haute couture осень-зима 2020-2021 Каргополю. Вместо традиционного дефиле на улице дизайнер принял решение показать ролик, снятый в Каргополе: модели с непроницаемыми лицами под фоновую музыку бредут по пояс в траве на фоне белокаменных храмов. С высоты дрона разливается Онега, разворачиваются равнины Русского Севера.
В темноте, чтобы лучше видеть картинку на экране, вслед за Фролом присаживается на корточки один из почетных гостей, епископ Плесецкий и Каргопольский Александр, а его церковный посох в этот момент поддерживает заместитель губернатора Архангельской области Елена Кутукова. Фрол говорит о том, что каждый человек и есть модель, и есть сам в себе мир. Из 28 участников показа в храме только трое профессионалы, остальные — жители Каргополя и Няндомы, с которыми Фрол успел познакомиться во время съемок фильма.
В тройственном союзе церкви, власти и искусства и был создан большой межрегиональный проект «Дорогами Ломоносова. к сердцу севера: от Ладоги до Онеги» для развития регионального туризма. Идею, которую Фрол Буримский обозначил для себя как «сделать русское модным», реализуют Республика Карелия, Ленинградская, Вологодская, Архангельская области и Кенозерский национальный парк при активном взаимодействии с епархиями Русской православной церкви. Все это наблюдает и хронометрирует телеканал «Спас», а привлеченные архитектурные и реставрационные эксперты из Санкт-Петербурга оценивают «масштаб бедствия».
Но если для того, чтобы воссоздать пеший маршрут для северной ходьбы (скандинавской, проще говоря) от города Олонца до города Каргополя (исторически он был проложен паломниками), нужны вложения в инфраструктуру, потому что на переходах от церкви к церкви, от монастыря к монастырю (только на территории Архангельской области в маршруте Кирилло-Челмогорская пустынь, Макарьевская Хергозерская пустынь, Александро-Ошевенский монастырь) спортсмены видят на своем пути по большей части непролазные лесные заросли и болота, безо всяких намеков на кемпинги, отели, общественные туалеты и кафе, то для изучения ландшафтного и культурно-природного наследия Русский Север — Клондайк, где золотыми слитками выступают деревянные храмы и курные избы.
В центре внимания фестивального проекта — деревянная шатровая церковь Богоявления Господня 1787 года постройки в селе Ошевенский Погост. С 1995 года в деревне каждое лето живут семьи московских архитекторов, выкупившие и отреставрировавшие несколько старинных домов, приезжают на практику студенты МАРХИ. Их привлекает сохранившийся архитектурный ансамбль крупной деревни, разные слои каменной и деревянной архитектуры и традиционный уклад жизни. Архитектор Олег Шулика, с детства приезжавший в Ошевенск с родителями, говорит, что отдаленность Ошевенска, плохие дороги вокруг и его совершенная неизвестность массовым туристам позволили деревне сохранить свой исторический облик: «В Ошевенске есть что-то вневременное, от досоветской эпохи, прошедшее сквозь XX век. Визуальное советское наследие почти исчезло за последние годы».
В прошлом году по «Дорогам Ломоносова» прошелся забег Федерации конного спорта, устроенный на лошадях из Мезени. В Ошевенске среди конников оказались Марина Сечина и Татьяна Мутко — так у Богоявленской церкви появились меценаты, пожертвовавшие 2,5 млн рублей на противоаварийные работы. Этим летом у церкви заменили крышу, внутри настелили леса, готовятся к реставрации живописи небес. На небеса XVIII века выделил пятимиллионный грант Минкульт, который перечислен в финансово-хозяйственный отдел патриархии, и уже через епархию деньги будут выделены церкви.
Пока бюджет фестиваля — миллион рублей — собран благодаря участию местных бизнесменов и региональных предприятий Архангельской области. Все участники-организаторы фестиваля работают как волонтеры. Активное участие в организации и проведении фестиваля принимает Елена Кутукова, вице-губернатор Архангельской области. По мнению Кутуковой, «важна поддержка правительства регионов и особенно силового блока, МЧС, МВД. «Ведь именно сочетание экономического и политического блоков, а также личная поддержка глав регионов может обеспечить комфортное и безопасное проживание на территории регионов, а также проведение мероприятий такого уровня».
Вторые по счету «Дороги Ломоносова» укрепили амбиции организаторов — создать северный паломнический маршрут, аналог пути апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостелла. На северном пути от Олонца до Каргополя исторически действовали «почтовые ямы», станции XIII-XVIII веков, где можно было остановиться на ночлег, поесть и поменять лошадей. Возрождение почтовых ям и создание туристической инфраструктуры — в планах фестиваля.
Пока непонятно, готовы ли поморы, жители северных деревень принимать туристов. Станет ли местный бизнес открывать гостевые дома, кафе и рестораны северной кухни на местах почтовых ям, обустраивать намеченный на карте маршрут. Организаторы фестиваля учитывают специфику создания эко- и деревенского туризма. Первая, пристрельная дискуссия с участием архитекторов, реставраторов, экспертов по заповедному и экотуризму, экспертов ВЭБа, наместника Александро-Ошевенского монастыря и местных жителей Ошевенска прошла в Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее в рамках фестиваля. Проговорили несколько часов. Договорились, что надо общаться дальше.