К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Джоконда для зумеров: мировые музеи жаждут молодой крови

Фото Варвары Орловой / Государственный Эрмитаж
Фото Варвары Орловой / Государственный Эрмитаж
Как заинтересовать искусством самых молодых? В ход идут новые технологии, новые развлечения. Компьютерные игры и квесты, музыкальные ролики и лекции онлайн, танцы и ужины в музейных залах — музеи приманивают тех, кто стремится обойти их стороной. Зачем культурным институциям понадобились «неотесанные подростки»?

VR набирает очки

Живущий в Берлине художник Дмитрий Врубель (прославился как создатель мурала на Берлинской стене с поцелуем Брежнева и Хонеккера) говорит, что карантина он и не заметил, так был увлечен своим проектом по уничтожению культурной изоляции. С февраля 2017 года Дмитрий Врубель с командой разрабатывает VR-музей мирового искусства. «Из-за невозможности доступа к культурным сокровищам миллиарды людей в мире живут в режиме культурного карантина, — говорит художник. — А мы предлагаем с помощью VR снять его навсегда».

22 апреля 2020 года Bristol Post сообщила, что «Девушка с проколотым ухом» работы Бэнкси на стене здания в порту «надела» медицинскую маску ( Getty Images )
22 апреля 2020 года Bristol Post сообщила, что «Девушка с проколотым ухом» работы Бэнкси на стене здания в порту «надела» медицинскую маску ( Getty Images )

До пандемии к идее перехода искусства в пространство VR относились в целом прохладно-настороженно. «Все вроде бы соглашались, что это дело будущего, и на этом интерес пропадал, — говорит Дмитрий Врубель. — А сейчас это самое будущее стало нашим настоящим». Каждый день в фейсбуке Врубеля спрашивают, где купить VR-очки, чтобы полноценно прогуляться по его VR-музею. На странице Vrteka my home museum залы 54 художников, по 20 из них можно бродить, изучать работы с любого расстояния, тыкаться носом в кракелюры и почти незаметные детали живописи Босха и Брейгеля, трогать руками фактурные пастозные мазки Ван Гога, смотреть «Явление Христа народу», «Ночной дозор» и «Последний день Помпеи» в натуральную величину и переходить из зала в зал.

Врубель не требует смерти традиционных художественных музеев, как Малевич сто лет назад. Он сравнивает VR c винилом, в котором тоже когда-то видели потенциального убийцу концертов и фестивалей, но вышло так, что виниловые пластинки только усилили интерес к музыке и живому звуку.

 
Благодаря исследованию «Девушки с жемчужной сережкой» современными методами, включая цифровую микроскопию и оптическую когерентную томографию, возникла «Девушка в центре внимания»
Благодаря исследованию «Девушки с жемчужной сережкой» современными методами, включая цифровую микроскопию и оптическую когерентную томографию, возникла «Девушка в центре внимания»

Пока VR активнее всего используется в компьютерных играх, объем рынка которых превышает и музыкальную, и киноиндустрии. В 2017 году игровой рынок оценивался в $121 млрд. По прогнозам Newzoo, в 2020-му он составит $165,9 млрд. Картина выглядит так: чем больше девайсов у человечества, тем активнее оно играет в игры. Но гейм-индустрии тесно в своих рамках, она рвется к новым горизонтам. В Утрехтском университете открыта магистерская программа Game & Media Technology, где в сотрудничестве с научными и гуманитарными факультетами и Школой искусств готовится профессиональная экспансия геймеров в искусство.

140-кратное увеличение показало: Вермеер написал головной убор девушки афганской ляпис- лазурью, которая в XVII веке стоила дороже золота
140-кратное увеличение показало: Вермеер написал головной убор девушки афганской ляпис- лазурью, которая в XVII веке стоила дороже золота

В пространстве VR возможны такие решения, которые не под силу традиционным музеям. Например, Vrteka показывает «Джоконду» да Винчи одновременно с репликами Дюшана и Дали. А «Девушка с жемчужной сережкой» присутствует в зале VR-музея в исполнении и Вермеера, и Бэнкси (на стене дома в Бристоле). В варианте Бэнкси 2014 года девушка с открытым лицом. На весенней реплике 2020 года на бристольской девушке голубая медицинская маска.

 

Вермеер vs Netflix

«Никакой онлайн не сравнится с возможностью стоять лицом к лицу с работами Вермеера и Рембрандта, — говорит Фемке Хамеетман, глава образовательного отдела гаагского музея Маурицхёйс, обладателя «Девушки с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. — Но на время карантина все отделы музея, маркетологи, специалисты по образованию и диджитал, кураторы объединились, чтобы нон-стоп работать в интернет-пространстве». На сайте музея появилась рубрика «Маурицхёйс дома». Раз в неделю публикуется новый ролик — короткая кураторская лекция об одной из работ из коллекции. Сидя за столом у себя дома, куратор за 3,5 минуты рассказывает о картине, композиции, персонажах и манере художника. Какая именно работа станет поводом для лекции, решают зрители, голосуя в фейсбуке и инстаграме музея. Для детей от четырех лет на сайте появились раскраски по мотивам натюрмортов Босхарта с цветочными вазами, «Девушки с жемчужной сережкой» и «Вида Делфта» Вермеера. Есть ролики с песнями, посвященными работам Вермеера.

Карела Фабрициуса, ученика Рембрандта и учителя Вермеера, прославила на весь мир Донна Тартт, сделав его «Щегла» (на фото слева) героем своего бестселлера
Карела Фабрициуса, ученика Рембрандта и учителя Вермеера, прославила на весь мир Донна Тартт, сделав его «Щегла» (на фото слева) героем своего бестселлера

На сайте выложены изображения хитов Маурицхёйса, коллекция которого при камерных размерах самого музея даст фору многим мировым собраниям. Тут и «Хвалебная песнь Симеона» Рембрандта, и «Щегол» Фабрициуса, и «Молодой бык» Поттера, и «Ваза с цветами» Босхарта Старшего, и «Райский сад с грехопадением» работы Яна Брейгеля Старшего и Рубенса, и «Смеющийся мальчик» Халса — с помощью зума работы можно приближать и удалять, рассматривая во всех подробностях. Но и этого музею показалось мало: за время карантина он выложил в бесплатный доступ приложения Second Canvas со всей своей коллекцией и Meet Vermеer, созданное Google Arts & Culture, где собраны все 36 известных на сегодняшний день работ мастера из Маурицхёйса и еще 17 коллекций Европы и США.

«Смеющийся мальчик» Франса Халса (1625) — одно из первых в мировой живописи изображений счастли- вого, улыбающегося ребенка
«Смеющийся мальчик» Франса Халса (1625) — одно из первых в мировой живописи изображений счастли- вого, улыбающегося ребенка

И хотя до амбициозной задачи создать продукт уровня Netflix, как говорит Фемке Хамеетман, музей пока недотягивает, в офлайне он готов составить конкуренцию любому сериалу-блокбастеру. Например, у музея есть экскурсия в формате сторителлинга из трех серий. «Люди любого возраста, расы и социального положения должны чувствовать себя в музее комфортно, — говорит Фемке Хамеетман. — Поэтому иногда, например, мы устраиваем ужины с рассадкой или танцы с рэперами. И конечно, к нам всегда можно прийти отметить детский день рождения».

 
Хотя до онлайн-продуктов уровня Netflix музей недотягивает, в офлайне он готов составить конкуренцию любому сериалу-блокбастеру

Последние 10 лет функции музеев в мире меняются. Теперь музей не только сакральное пространство, центр созерцания и медитации, но еще и центр образования и досуга. При отсутствии и ослаблении других каналов, будь то партсобрание или воскресная служба, музей остается важным источником трансляции обществу национальных культурных кодов. Но, как выяснилось, из аудитории выпадают некоторые социальные группы — как, например, мигранты, люди с особенностями развития и подростки, молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Как только обязательные школьные экскурсии заканчиваются и родительская опека ослабевает, многие из них тут же забывают дорогу в музей.

Здание XVII века королевской картинной галереи Маурицхёйс в Гааге отреставрировали в 2014 году: обновили не только залы, но и порядки
Здание XVII века королевской картинной галереи Маурицхёйс в Гааге отреставрировали в 2014 году: обновили не только залы, но и порядки

Проблема оказалась настолько общественно значимой, что в конце 2018 года в Нидерландах была запущена специальная программа привлечения молодежи в музей, «Музей 15/24» в рамках проекта Creative Twinning. Программу финансируют государственное агентство по предпринимательству RVO и МИД Нидерландов. Форпостом «Музея 15/24» стали Эрмитаж-Амстердам и его родоначальник, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, получившие грант в объеме €1,5 млн.

Гронингенский музей арендует на лето автомобильный трейлер, обустраивает передвижную выставку и колесит по музыкальным фестивалям

Youth как цель и средство

Ирина Антонова, президент ГМИИ им. А. С. Пушкина, уверена, что лучшая публика для музея — молодая. 60 лет назад в Пушкинском был основан КЮИ — Клуб юных искусствоведов. «У молодежи есть такая особенность — она с годами взрослеет. У них живые, подвижные мозги, светлые головы, они мыслят свободно, парадоксально, продуктивно», — говорит Антонова.

  «Пушкинский.Youth» занял усадьбу Лопухиных — особняк XVII века, в истории которого отметились Петр I, музей марксизма-ленинизма и Музей Рерихов
«Пушкинский.Youth» занял усадьбу Лопухиных — особняк XVII века, в истории которого отметились Петр I, музей марксизма-ленинизма и Музей Рерихов

Кружки для детей и подростков много лет успешно работают и в Эрмитаже, и в Русском музее, и в Третьяковке. Научно-просветительский отдел Эрмитажа создан в 1925 году, а молодежный образовательный центр — в 1999-м. Сейчас в Эрмитаже открыто 43 кружка для детей, не считая молодежных проектов. Смешно упрекать музеи Москвы и Санкт-Петербурга в том, что они не держат руку на пульсе и упускают свою аудиторию. «Однажды я обнаружил, что без знания эльфийских языков никуда, нет контакта с аудиторией, — рассказывает Алексей Бойко, ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Русского музея. — Я срочно прочитал Толкина. И мы продолжили говорить о Репине, Врубеле, но сквозь фильтр фэнтези».

«И я, и мои дети много лет успешно ходили в эрмитажный «Школьный кабинет», — говорит Екатерина Сираканян, начальник службы развития государственного Эрмитажа. — Но эта программа не для тех, кто исторически музейный зритель и чувствует себя в Эрмитаже, как в родном доме. «Музей 15/24» борется за тех, кто еще не пришел в музеи. Поэтому здесь другие подходы и новые практики».

 

По той же логике действует ГМИИ, создавший при поддержке банка ВТБ новый проект «Пушкинский.Youth». «Это не масонская ложа, не только для тех, кто всерьез изучает искусство и хочет стать искусствоведом. «Пушкинский.Youth» — это 700 подростков, которым нравится проводить время в музее», — объясняет трансформацию педагогической концепции Марина Лошак, директор Пушкинского.

«Если исторически у успеха КЮИ было три составляющих: компания, музей (уникальное место) и уникальные знания, то с появлением Google и смартфонов бороться за уникальность знания стало сложно. Остались компания и место, — рассказывает Наталья Гомберг, руководитель направления «Пушкинский.Youth». — КЮИ сегодня не исчез, он стал частью нового большего проекта, где мы пытаемся перенести фокус с «кружка при музее» на «комьюнити-центр в Пушкинском музее». Мы допускаем, что не вся наша аудитория мечтает стать искусствоведами. И мы принимаем всех, кто хочет быть частью этого сообщества вне зависимости от уровня знаний. Мы понимаем, что наших участников тревожит и увлекает взрослый мир, где в подростковом возрасте сложно найти себе место, и они хотят получать настоящие знания и видеть, как можно их применить. Поэтому на примере профессий, которые востребованы в музее или в околомузейной среде, мы организуем исследовательские проекты и мастерские от IT до урбанистики. Мы учим, как сделать исследование, презентацию, как создать проект, который нужен музею. Мы сильно размыли границы, к нам приходят и те, кто узнал о «Пушкинском.Youth» в соцсетях, и те, для кого это семейная традиция. И есть те, кто никогда раньше не был в музее. Зато все теперь говорят «у нас в музее», а Иван Владимирович Цветаев и «Давид» Микеланджело — персонажи многих исследований и проектов».

Новый формат комьюнити-центра в ГМИИ («Пушкинский. Youth») предполагает, что радость общения превыше всего
Новый формат комьюнити-центра в ГМИИ («Пушкинский. Youth») предполагает, что радость общения превыше всего

Среди хештегов, придуманных в «Пушкинском.Youth» к карантину, есть такие: #ПушкинскийБезОчереди, #ПYжама_пати, #MuseumsAndChill, #эПYдемия, #мамхочувмузей, #НеПерваяЭпидемия, #ПриЧемТутПушкин, #ПY_предзащита и #яПYшукурсовуюаты.

Пока российские музеи нарабатывают опыт общения с немузейными людьми, голландцы — участники проекта «Музей 15/24» — активно делятся своими лайфхаками. Например, в роттердамском Музее Бойманса — ван Бенингена случаются выставки, на которые запрещен вход взрослым. Гронингенский музей арендует на лето автомобильный трейлер Airstream, обустраивает там передвижную выставку и колесит по многочисленным музыкальным фестивалям в окрестностях. В этнографическом музее под открытым небом Зёйдерзее проводят уроки йоги и специальные занятия для людей, страдающих деменцией. По амстердамскому музею Стеделик водят экскурсии подростки — участники молодежной программы Blickopeners. Курс длится год, принимают 15 человек от 15 до 19 лет. Чтобы стать участником программы, особенных знаний и навыков не требуется, достаточно сильной мотивации. По результатам анкетирования выпускников музей помог им получить цель в жизни (94%), развить самоуважение (73%) и найти друзей.

 

Ахмед из семьи турецких эмигрантов рассказывает, что программа изменила и его самого, и его семью: «Мой отец никогда в жизни не был в музее. Я долго ждал, когда же он поинтересуется, что я тут делаю. И вот на прошлой неделе этот момент настал. Мы с родителями пошли в музей. Отец был настроен критически: «С чего ты взял, что это искусство?» А мама дома сказала: «Горжусь своим сыном».

Программа «Музей 15/24» рассчитана на два года. По ее результатам лучшие музейные практики будут опубликованы на специально созданной онлайн-платформе. Среди запланированных совместных проектов Эрмитажа и музеев Нидерландов — обучающие программы по работе с молодежью с особенностями развития и аутизмом, уроки арт-терапии, издательская деятельность, создание молодежной библиотеки в Эрмитаже, летние школы, кураторские экскурсии, выставки. Но самое интересное — создание международного молодежного совета Эрмитажа и Эрмитажа на Амстеле. Совет из 21 молодого человека (11 нидерландцев, 10 россиян) уже избран и приступил к работе. Его членам обещан полный музейный доступ и широкие полномочия в принятии решений. Это будет серьезный вызов музейному миру, если вдруг они, например, решат оцифровать все коллекции, разместить их в пространстве сетевой игры и, не теряя саспенса, усядутся по домам с компьютерами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+