Вошли в спираль: в Швейцарии открывается музей часовой мануфактуры Audemars Piguet
В конце июня в камерном формате, в соответствии с новыми нормами посткарантинной реальности, в долине Жу в Швейцарии у подножия Юрских гор открывается музей часовой мануфактуры Audemars Piguet.
Архитектура нового музея напоминает гигантскую спираль, выпирающую из-под земли, раскручивающуюся из недр сквозь газон. Это и прямая отсылка к специализации мануфактуры, к спирали баланса — важнейшей составляющей часового механизма. И оммаж родной земле и корням, любовь к родному пепелищу — именно здесь, буквально в соседнем здании Жюль Луи Одемар и Эдвард Огюст Пиге основали в 1875 году свое производство часов. А Audemars Piguet сегодня — единственная швейцарская часовая мануфактура, которую смогли удержать в своих руках наследники отцов-основателей. У руля компании стоит Жасмин Одемар, представительница пятого поколения часовщиков. Стеклянная спираль, поросшая травой, — это еще и выражение этических ценностей Audemars Piguet, сочетающих уважение к природе и активное использование новейших достижений науки и техники, от технологических стартапов до проектов science art.
Смысловую нагрузку выразили датчане-архитекторы из бюро Bjarke Ingels Group (BIG), известные своим прагматизмом и идеализмом одновременно. Так появилась спираль, опирающаяся на стены из 108 панелей гнутого строительного стекла, прикрытые латунной ячеистой конструкцией, за счет которой можно корректировать освещение и температуру. Здание соответствует требованиям швейцарского стандарта Minergie по энергосбережению и качеству строительных работ.
Но и этого рационализаторам BIG и Audemars Piguet показалось мало. Они присоединили футуристическую спираль к старому зданию мануфактуры 1868 года постройки, образовав единый комплекс с 900 кв. м выставочных пространств. Получился мультимедийный иммерсивный проект, охватывающий историю мануфактуры и позволяющий наблюдать создание высокой часовой механики в режиме реального времени.
Реновацией исторического здания мануфактуры занималось швейцарское архитектурное бюро CCHE совместно с отделом исторического наследия мануфактуры. В отреставрированном здании расположились реестры, архивы, отдел наследия, фонд Audemars Piguet, а на верхнем этаже, где когда-то работали Жюль Луи Одемар и Эдвард Огюст Пиге, открыта реставрационная мастерская.
Внутреннее наполнение, дизайн нового выставочного пространства разработало немецкое Atelier BrÜckner. Они создали трехмерное дерево с родословной известных семей долины Жу и выстроили экспозицию: более 300 моделей с часовыми усложнениями, примеры миниатюризации и нестандартного дизайна. В центре спирали — модели с астрономическими календарями, с боем и хронографы, которые прославили мануфактуру. Особое место занимают сверхсложные карманные часы Universelle 1899 года выпуска. В большом разнообразии показаны самые популярные часы марки — Royal Oak, Royal Oak Offshore и Royal Oak Concept.
Рядом в спирали расположились две действующие мастерские. В одной собирают часы grande complication, а в другой мастерской ювелиры украшают часы и механизмы.
И конечно, Audemars Piguet не мог умолчать о своей новой страсти — современном искусстве. С 2012 года мануфактура приглашает художников и кураторов для создания проектов на темы сложности и точности. В музее выставлены работы друзей бренда Дэна Холдсуорта, Квайолы и Александра Жоли.
Старейший меценатский проект мануфактуры — Фонд Audemars Piguet, созданный в 1992 году Жак-Луи Одемаром, отцом Жасмин Одемар, борется за сохранение лесов на Земле. Вопрос с экспозицией, посвященной работе фонда, решили небанально и рационально: в открытом атриуме музея посадили дерево, иргу круглолистную (Amelanchier rotundifolia). Через два года дерево пересадят в рамках программы фонда. Вот такой прагматизм и идеализм в действии.