Будущее за screenlife и онлайн-платформами: итоги главного кинорынка страны
Рынок российского контента Key Buyers Event: Digital edition в 2020 году по понятным причинам проходит онлайн, в событии приняли участие 120 российских компаний, представивших свою продукцию — фильмы, сериалы, телевизионные шоу и анимационные проекты — зарубежным коллегам. Лицом цифрового смотра стала актриса Аня Чиповская, которая на открытии сыграла роль виртуального проводника онлайн-площадки.
Среди дистрибьюторов были крупнейшие мировые компании — RTL, AMC Networks, Mars CGV, Wild Bunch, Beta Film, Koch Media, Iqiyi и другие. Заместитель министра культуры Максим Ксензов в своей речи, посвященной открытию кинорынка, подчеркнул, что это событие — первое такого масштаба после перезапуска «Роскино» и челендж для новой команды. Он не исключил, что такой формат может прижиться и стать новым способом продвижения русской культуры на Западе.
С российской стороны генеральными партнерами выступили «Национальная Медиа Группа» (Art Pictures Studio, «Водород», СТС Медиа, more.tv, 5 канал), «Газпром Медиа» (субхолдинг ГПМ РТВ, «Централ Партнершип», телекомпания НТВ), кинокомпания СТВ и студия Yellow Black and White.
Среди главных проектов, представленных с российской стороны, стали фильмы «Фея» Анны Меликян, «Северный ветер» Ренаты Литвиновой, «Чернобыль. Бездна» Данилы Козловского, «Серебряные коньки» Михаила Локшина, сериалы «Псих» Федора Бондарчука, «Родительский комитет» Михаила Полякова, «Надежда» Елены Хазановой, «Перевал Дятлова» Евгения Никишова и Валерия Федоровича, «Полет» Петра Тодоровского, «Зулейха открывает глаза» Егора Анашкина и другие проекты.
Участники форума также обсудили важные тенденции отечественного кинематографа в панельных дискуссиях, проходящих на платформе: российские VOD-платформы и погоню за Netflix, мировой успех российской анимации, сериалы и совместное производство после пандемии. Среди спикеров панельных дискуссий выступили Федор Бондарчук, Тимур Бекмамбетов, Илья Стюарт, Валерий Федорович, Евгений Никишов, Артем Васильев, Софья Капкова, Вадим Верещагин, Эрик Бармак, Джей Роу, Марк Лорбер, Дэвид Эллендер и многие другие.
По инициативе Тимура Бекмамбетова, основоположника фильмов в формате screenlife в России, кино-рынок показал лучшие работы режиссеров, снятые на карантине, включая «Удаленку» Аксиньи Гог, Love in Quarantine («Любовь на карантине») Ноа Рински и Джереми Коулмана, в рамках фестиваля авторских проектов, а также провел дискуссии, посвященные развитию этого формата в России.
Российское кино идет на Запад
Участники панельной дискуссии «Государственные игроки. Как Россия поддерживает экспорт креативных индустрий и сотрудничество с зарубежными партнерами» уверены, что российское кино в последние годы переживает свой взлет. «За последние четыре года произошел настоящий прорыв. Среднегодовой рост международных продаж отечественных проектов составил 25%. В 2019 году более 90 российских фильмов вышли в зарубежный прокат, а это в два раза больше, чем несколько лет назад. Количество стран присутствия российского контента увеличилось с 23 до 120, учитывая кинотеатральный прокат, телевизионные права, релиз на VOD-платформах... Зарубежные кассовые сборы выросли в три раза, выросло количество фестивальных наград», — сообщила Евгения Маркова, генеральный директор «Роскино».
Руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин рассказал об организации бизнес-миссий за рубеж для столичных компаний, показавших свои проекты в Анси, Канаде, Лос-Анджелесе, Берлине и Майами, по итогам которых было заключено более 60 контрактов на сумму свыше $7, 1 млн, и подчеркнул важность киноиндустрии для столицы: «В московской индустрии кино и анимации сегодня работает более 9 тысяч компаний, и более 5 тысяч из них — индивидуальные предприниматели. В этой отрасли занято свыше 14 тысяч сотрудников, а ее суммарная выручка составляет порядка 182,7 млрд рублей».
В рамках панельной дискуссии «Российские VOD-платформы» Денис Горшков, генеральный директор more.tv, Юлия Миндубаева, генеральный директор платформы START, Яна Бардинцева, генеральный директор OKKO, и Роман Петренко, управляющий директор ГПМ РТВ (видеоплатформа Premier) познакомили зарубежных гостей с формирующимся рынком отечественных VOD-платформ.
Люди наконец готовы платить за контент
«В 2020 году впервые повысилась динамика прироста клиентов, которые готовы платить за легальный контент, прирост составил 32%», — рассказала генеральный директор OKKO. Говоря о перспективах развития рынка, Бардинцева подчеркнула, что она рассчитывает на достижение отметки в 30-50 миллионов подписчиков в течение ближайших пяти лет, средняя цена подписки, по ее мнению, будет составлять 200-400 рублей.
Поговорили участники кинорынка и о российских сериалах. В рамках панельной дискуссии «Российские сериалы на мировом рынке. Что крупные телевизионные продюсеры предлагают международной аудитории» руководитель отдела международных проектов и креативный продюсер Star Media Надя Рехтер рассказала, что до недавнего времени российский рынок был сильно ограничен: «Единственным создателем контента было бесплатное телевидение, не было модели платного телевидения. Выбор контента осуществлялся в соответствии с целью набрать как можно большее количество зрителей. Теперь, когда в России есть семь провайдеров потокового вещания, у российских продюсеров появилось гораздо больше возможностей и способов исследовать творческие аспекты индустрии. В Star Media много продюсеров, которые приносят совершенно разные идеи и стараются развивать как можно больше жанров и историй, чтобы производить оригинальный контент для российского потокового вещания и добраться до основных игроков».
Дарья Бондаренко, вице-президент по продажам и ко-продукции компании Yellow, Black and White, в свою очередь рассказала о том, как компания стала первой, кто начал работать с Netflix Originals и Amazon Originals: «Год назад сериал «Лучше, чем люди» был запущен на Netflix более чем на 25 языках. В этом году компания запустила сериал «Содержанки» как эксклюзив на Amazon Prime».
Спикеры панели солидарны, что российские сериалы еще в начале пути, но имеют все шансы, чтобы завоевать международную аудиторию.
Бум screenlife
Обсудили участники и новейшие тенденции в отечественном кино. В дискуссии «Бум screenlife в России: эффект карантина или цифровая революция?» режиссер Егор Баранов рассказал, как работает над новым проектом «Воскресшие» о заговоре духовенства в Ватикане. Делает он это совместно с Тимуром Бекмамбетовым и его компанией «Базелевс» в Лос-Анджелесе. Проект возник еще до эпидемии и не был остановлен во время мирового карантина.
Евгений Никишов, руководитель Premier Studios, в свою очередь поделился опытом создания сериала «#СидЯдома», первого российского screenlife-сериала про жизнь в карантине, по словам его создателей. Идея проекта возникла у режиссера Ольги Френкель и была реализована в связи с тем, что вся творческая команда оказалась взаперти, и это стало единственной возможностью не отказываться от работы, каждую неделю производя и выпуская новую 27-минутную серию. Участники сошлись во мнении, что screenlife-формат только в начале своего пути и после окончания пандемии его также ожидает пристальное внимание продюсеров.
Если говорить о главных новостях кинорынка, то их немало. Британская онлайн-площадка Walter Presents, принадлежащая телеканалу Channel 4, приобрела права на показ сериала «Содержанки» Константина Богомолова — он будет доступен для просмотра в Великобритании и Ирландии. Российская компания Wizart продала права на свои мультфильмы «Снежная королева: Зазеркалье», «Волки и овцы: ход свиньей», «Снежная королева: Огонь и Лед», заключив сделки с Великобританией, Индией и Африкой.
Фантастический триллер «Аванпост» будет показан в Китае на главном национальном VOD-сервисе iQIYI. Ежемесячно его посещают свыше 500 миллионов пользователей. Фильм также выйдет в США, где его дистрибьютором выступит Shout Factory, и в Японии, где 12 июня восстановился национальный кинопрокат. В общей сложности права на картину были проданы в более чем 90 стран.