«Это важное испытание для человека». Президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова о том, как карантин повлиял на работу музея
Празднование идет онлайн: в соцсетях транслируют самые популярные лекции, показывают видеоинсталляцию Дмитрия Крымова «Тайная вечеря» и дают концерт «Оптимистические выступления. Живой эфир» в честь XX фестиваля искусств «Черешневый лес».
Открытый 108 лет назад профессором Московского университета Иваном Владимировичем Цветаевым при поддержке мецената, промышленника Юрия Нечаева-Мальцова, музей пережил войну и эвакуацию, носил разные названия, при открытии — Музей изящных искусств имени императора Александра III, и развивал коллекцию. Сегодня в собрании музея 700 000 произведений, живописные полотна французских художников-импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, коллекция Древнего Египта Владимира Голенищева, а также шедевры старых мастеров.
Этой весной музей отмечает еще две две круглые даты: 55 лет выставки коллекции Дрезденской галереи и 75 лет работы в музее его многолетнего директора, ныне президента музея Ирины Александровны Антоновой.
«Музеи — фундаментальные учреждения. Даже такое серьезное событие, как пандемия, не может серьезно на них повлиять, — рассказала Forbes Life Ирина Антонова. — Карантин стал хорошим временем, чтобы задуматься и музейщикам, и зрителям, и художникам о том, какова роль художественной культуры в жизни человека. У нас появилось свободное время, чтобы размышлять. Хотя время, конечно, никогда не бывает свободным. Но именно сейчас нужно решить, что именно каждому из нас важно: пройтись с ребенком по саду, взять в руки книгу, посмотреть что-то из киноклассики. В общем, появился большой объем времени, чтобы себя открыть. Это важное испытание для человека. Здесь много ракурсов. Это и вопросы нашего контакта с миром, идут ли они по накатанной, или может быть пора сойти с привычной колеи. Мы все получили незапланированный кусок времени для себя. Надо воспринимать его как подарок, использовать его с максимальной пользой».
Вспоминая выставку сокровищ Дрезденской галереи, открывшуюся в музее в мае 1955 года, Ирина Александровна отметила, что выставка Дрезденской галереи воспринималась как откровение. «Жажда великого искусства была огромна. Ведь в войну музеи были закрыты. Выставка занимала два этажа. Те, кто приходил с утра, — люди стояли днем и ночью, спали прямо в очереди, на каких-то ящиках, знакомились, влюблялись за это время — проводили в музее весь день. Очередь в Пушкинский весной 1955 года — самая веселая очередь в музей в мире. Только потом мы догадались, что нужно ограничивать посетителей по времени, и организовали трехчасовые сеансы». (Для понимания масштаба события: за летние месяцы выставку Дрезденской галереи посмотрело 1 200 000 зрителей. А например, ретроспективу Валентина Серова в Третьяковской галерее на Крымском Валу в 2016 году за четыре месяца посетили 400 000 человек. — Forbes Life).
«Приходили те, кто знал искусство, соскучился по нему. Но было очень много молодежи, кто никогда не видел и не знал ничего подобного, — рассказывает Ирина Александровна. — Для многих из них это было судьбоносное открытие. Я знаю многих из тех, кто тогда пришел в первые в музей совсем молодыми людьми. «Сикстинская мадонна» произвела впечатление такой силы, что во многом определила их жизни».