Талия и #thaliadigital в Гамбурге
Одной из первых на карантин отреагировала гамбургская «Талия», чья программа претендует на лучшую во всем обширном театральном онлайне. Немецкий театр, как и сотни других коллективов по всему миру, показывает свои спектакли разных лет. В этом нет ничего экстраординарного, кроме высочайшего уровня самих постановок. Digital-проект The Rest is Missing («Остальное отсутствует»), немцы очень быстро оправдали не только его формат, но и название, создав сразу несколько онлайн-постановок. Так, вместо мартовской премьеры «Оды свободе» по Фридриху Шиллеру (режиссер Анту Ромиро Нуньес) в театре оперативно сочинили и поставили два спектакля по мотивам «Марии Стюарт» и «Вильгельма Телля». В них задействованы лучшие актерские силы, по форме это современно и необычно: если в первом случае обыграна ситуация отсутствия зрителей в зале (чем пользуется нагловатый господин с шампанским и смартфоном в исполнении великолепного Йозефа Остендорфа), то во втором получается что-то вроде «живого» фильма с элементами анимации. Третий обещанный спектакль цикла пока так и не вышел. Но если вы знаете немецкий, вас могут заинтересовать и другие любопытные проекты на сайте «Талии»: записанные в разные годы встречи в актерской студии (кстати, неплохой способ не только познакомиться поближе со звездами театра, но и подтянуть язык); «поэтическая скорая помощь», в которой актеры и друзья театра читают стихи и прозу (а иногда и поют романсы); фрагменты книги швейцарского писателя Макса Фриша «Человек появляется в эпоху голоцена», составленной из автобиографических фактов, газетных вырезок и цитат. Наконец, каждое буднее утро «Талия» выкладывает очередную серию подкаста #Décaméron-19, придуманного французским режиссером Сильваном Креузево и объединившего сотню актеров со всего света.
Комедия продолжается в «Комеди Франсэз» в Париже
«Комеди Франсэз» по праву считается один из старейших и самых консервативных театров мира. Но именно здесь открыли любопытный онлайн-проект под говорящим названием «Комедия продолжается», предназначенный, прежде всего, для семейного просмотра. Эфир начинается ежедневно в 16:00 по парижскому времени с чтения стихов, продолжается разбором отрывка драматического или прозаического текста одним из актеров труппы, встречей с кем-то из театральных профессионалов и видео-зарисовкой из жизни цехов с подробным рассказом о технических аспектах создания спектакля. По выходным актеры проводят мастер-классы, а техники знакомят зрителей со своим специфическим словарем. В 17:00 актеры читают сказки детям (для маленьких зрителей есть еще подкаст про приключения Тинтина, который транслирует сайт France Culture), потом благодарят врачей, которые борются с эпидемией, а затем встречаются в импровизированном актерском фойе, где травят байки, рассказывают анекдоты и дают интервью. Наконец, в 18:30 вечерний эфир продолжается показом фильма о репетиционном процессе или ком-то из звезд, а в 20:30 завершается трансляцией какого-нибудь знакового спектакля (как правило, из нынешнего репертуара), причем по воскресеньям его показывают еще на сайте канала francetelevisions.fr. Каждый день гостей в онлайн-студии принимает новый ведущий, поэтому если вещание продлится еще хотя бы пару недель, постоянные зрители канала будут знать всех актеров «Комеди Франсэз» в лицо.
Практика карантина. Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург
Российские государственные театры оказались в не самой простой ситуации еще и потому, что так называемое «госзадание» (план по зрителям) пока никто не отменял, хотя правительство и разрешило Министерству культуры поменять допустимый процент отклонения от ранее установленных показателей (региональным властям было рекомендовано сделать то же самое, но пока о таких постановлениях региональные и муниципальные театры в большинстве своем не слышали). Более того, некоторые учредители рекомендовали подведомственным коллективам активизироваться и срочно перевести в онлайн те активности, которые больше нельзя проводить оффлайн. Отсюда бесконечные показы архивных спектаклей и читающие стихи актеры. Но кому-то удается изобрести действительно новые форматы и способы коммуникации со зрителями. Так, в Новосибирске придумали проект «Театр в помощь маме», в рамках которого актеры Молодежного драматического «Первого театра» читали книги издательства «Самокат» всем желающим детям и подросткам — как правило, по вотсапу, но в случае коллективного запроса и на онлайн-платформе zoom. В московском театре «Практика» не просто выкладывают в открытый доступ спектакли, но и организуют их открытые обсуждения, а также читают «толстый» роман Владимира Шарова «След в след», занимаются йогой и устраивают видео-читки современных пьес. Кроме того, в планах театра онлайн-спектакль в необычных условиях под руководством режиссера Юрия Квятковского. А питерский Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова развернул масштабный проект БДТ digital. День начинается с «утренней гимнастики», продолжается разговорами «в буфете», «социальным пением» и игрой на «кабинетном рояле Розанова», а заканчивается онлайн-показами знаменитых спектаклей разных лет, которые для большинства зрителей — несмотря на стремление создателей сайта всячески разнообразить контент — остаются безусловным «гвоздем» виртуальной программы.
Точка доступа. Спонтанная программа
Отечественные независимые театральные деятели отреагировали на карантин каждый по-своему. В социальных сетях появился паблик Artists on fire, где художники предлагают творческие услуги за определенное вознаграждение,петербургский фестиваль «Точка доступа» открыл «Спонтанную программу». Этот международный летний форум искусств, на протяжении пяти лет занимавшийся популяризацией театра во внетеатральных пространствах, в начале апреля вышел в онлайн. Объявив опен-колл спектаклей, созданных в самоизоляции как «наш ответ карантину», руководители фестиваля, куратор Алексей Платунов, не ожидали такого наплыва заявок. За месяц работы зрители и участники «Экспертного дивана» (так в соответствии с духом времени назвали жюри, которое не только публично обсуждает увиденное в Zoom, но и решает, кому из участников присудить денежные премии: одну в размере 100000 рублей и три по 20000 рублей) могли увидеть «гастрономический инстаграм-спектакль» и «делегированный перформанс», поучаствовать в «разговоре без обязательств» и «остросюжетном road-performance в условиях тотальной самоизоляции», сходить на «очень личную вечеринку» и «перформативное свидание», во время которого можно было без зазрения совести рыться чужом в компьютере на глазах у изумленной публики, посетить «Facebook-спектакль в 10 днях» и «открытую репетицию», побывать в «театре по телефону» (правда, этот проект Союза театральных деятелей стоит несколько особняком, так как работает как раз с личным контактом и возвращает нас к живому человеческому общению) и на «нескольких выставочных проектах». Один из самых громких проектов программы — онлайн-тренинг I don’t want to see this, несколько вечеров подряд собиравший на онлайн-платформе Zoom 300-400 человек, пожелавших попробовать себя в качестве контент-модераторов и получивших в итоге массу новой информации о том, что можно и нельзя в социальных сетях и где пролегает граница между искусством и порнографией (а также о том, где находится их собственный порог чувствительности и толерантности). 30 апреля «Спонтанная программа» благополучно завершилась, но в конце мая, «Точка доступа» обещает не менее интересную основную, с лекциями, перформансами и международными проектами.