К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как будет выживать арт-бизнес: план основательницы Центра фотографии им. братьев Люмьер

Фото предоставлено The Lumiere Center for Photography
Фото предоставлено The Lumiere Center for Photography
Пока владельцы недвижимости на «Красном октябре», группа «Гута» принимает решение, что делать с арендной ставкой для частного музея, закрытого на карантин, шеф-куратор и основатель галереи разработала план действий

10 лет я наблюдаю за зрителями своего частного музея. Мне действительно важен каждый человек, приходящий к нам. Важен он сам, его мнение обо мне, моей выставке и моем Центре. Я знаю, что ему теперь ох как не просто достать 400-500 рублей на входной билет в музей. А ведь любой музей существует именно для этого обычного человека. Главная задача музея — сохранить посетителя. Галереи — сохранить своего коллекционера.

Мы осознаем, что бессмысленно пытаться выжить в эпоху «выходных дней». Сейчас пришло время планировать, что строить и с кем «после всего».

Центр фотографии им. братьев Люмьер закрыт на карантин. Прошла вторая неделя удаленной работы, пессимизм и тревожность сменились креативом в экстремальных условиях. Полноценный переход в онлайн, для тех кто, не освоил его прежде, происходит болезненно.

Можно долго дискутировать на тему онлайн-посещения музеев, спектаклей, концертов. Уверена: еще пара недель дома и все мы единогласно придем к выводу, что никакие уникальные технологии ( хотя многими мы к сожалению до сих пор не научились пользоваться ) не способны дать ту атмосферу, энергию, жизненную силу, а главное — импульс к рассуждению, анализу увиденного в наших любимых, намоленных, музеях и галереях.

 

Одновременно с этим мы осознаем, что бессмысленно пытаться выжить в эпоху «выходных дней». Поэтому сейчас пришло время планировать, что строить и с кем «после всего».

Отправляя сотрудника на два месяца в отпуск, по возвращении ты получаешь замученный бытом и психологически надорванный овощ.

Для частного музея болевые точки затрат, если он не располагается в собственном здании, это: аренда, инвестиции в выставочные проекты и фонд заработной платы. Сейчас понятно: с арендодателем нужно договариваться, никакой манны небесной от правительства не прилетит, как никогда и не прилетало. Арендодатель арендодателю рознь. Есть те, кто  ценят твое присутствие на его территории и гордится им, есть те, кто готов «посадить» вместо тебя  ларек. Признаемся честно: ты сам выбирал это место и знал, с кем будешь общаться дальше. Сейчас настал час Х, который подтвердит правильность твоего выбора.

 
Предоставлено The Lumiere Center for Photography

Если вам больше не по пути, если вам не замораживают аренду, не дают скидки, не предлагают рассмотреть платежи, хотя бы частично зависящие от процентов с оборота, нужно уходить, ни о чем не жалея. Потому что на таких уровнях арендных плат выжить первые полгода после окончания карантина не удастся. Москва уже полыхает объявлениями «Аренда». То ли еще будет. Мы все это проходили.

С заработными платами тоже все понятно. Должны остаться  люди, способные к перезагрузке. Те, кто сможет предложить  новые программы, оперативно реагируя на новые идеи и концепции. Кто сможет доработать и реализовать то, что ты тезисно озвучиваешь. Нужно понимать: отправляя сотрудника на два месяца в отпуск, по возвращении ты получаешь замученный бытом и психологически надорванный овощ. Поэтому — продолжай работать.

У любого музейного куратора, галериста, художника, журналиста были проекты, которые он собирался реализовать, но все время что-то мешало. Сейчас пришло время таких проектов.

 

Наступает время другого подхода. Музейный бизнес — больше не ярмарка тщеславия, с огромным количеством выставок с безумными бюджетами, бесконечным числом приглашений на открытия, которые физически невозможно посетить. Соревнование, кто кого перещеголяет, закончилось.

Пришло время сбавить темпы, вернуться к собственным фондам и архивам, что называется, разобраться у себя дома. Вспомнить о своих художниках, о своих кураторах. Помочь себе и тем, кто рядом, кто держит весь этот арт-бизнес на плаву долгие годы. Вспомнить об обычном посетителе.

Коллекционеры приходили в галереи и покупали «своих» авторов. Зрители приходили в музеи, зачастую семьями, получать удовольствие от общения внутри выставочного пространства.

Сейчас пришло время представить себе ситуацию, когда то, к чему все мы привыкли последние «экономически» устойчивые годы, может исчезнуть. Галереи закроются, потому что некому будет покупать. Коллекционерам понадобится минимум полгода на то, чтобы восстановить бизнес и вернуться к своему галеристу. Галереи не смогут участвовать в ярмарках, не потянут прежние условия. Прежние спонсоры без энтузиазма отнесутся к инвестированию в ярмарки «обрезанного» варианта. Этот замкнутый круг превращается в тугой узел, развязывать который придется годами.

Сегодня мы можем его ослабить и попытаться разорвать. Для этого нужно вспомнить тех, кто действительно был нужен, приятен, полезен в прежней жизни, которая была у нас всего месяц назад. Многие ответят мне: «Дорогая Наташа, рушится все, не только твой замечательный арт-рынок, с галереями, книжными магазинами, ярмарками и частными музеями. Разоряются рестораны, булочные, кондитерские».

 
Предоставлено The Lumiere Center for Photography

Да, все так. Но сегодня, сидя дома, никто не мешает вспомнить о своей любимой булочной, о художниках, чьи работы мы вчера с воодушевлением покупали себе в коллекции, о книжном магазине, о галереях и музеях, в которые очень важно вернуться. Подумайте, что вы можете сделать для них. Например, купить книгу, придумать выставку своей коллекции, издать каталог, заказать серию работ у любимого художника. Внести пусть мизерную, но свою лепту поддержки.

Уже прошло время поиска «супер» спонсоров для частных институций. Нам всем нужно оставить в «живых» профессионалов, готовых  создавать уникальные выставочные проекты, писать серьезные исследовательские материалы о тех авторах, которыми мы восхищаемся. Речь и об экскурсоводах, к которым мы возвращались по несколько раз с друзьями и знакомыми. О продавцах билетов, которые улыбаются нам. О дизайнерах выставок, составителях монографий. Любой шаг навстречу, любой запрос, заказ даст  возможность оставаться на местах тем, кто был когда-то нужен.

Арт-бизнес, галереи, частные музеи живут в своей обособленной среде. Но несмотря на изолированность и некоторый «снобизм» у нас есть то, в чем искренне нуждаются  люди, хотя бы раз пришедшие к нам. Зрители-посетители музеев, покупатели альбомов по искусству, художники, журналисты, издатели, коллекционеры, собиратели, да и мы сами вместе с нашими командами — все это сообщество людей, прошедшее немало кризисов, невзгод, взлетов и падений. Это сообщество складывалось последние 20-30 лет, открывая и закрывая галереи, музеи, ярмарки. Восстанавливать эту среду нам придется всем вместе.

Времена меняются, но жизненные принципы остаются. Вирус репутации не помеха. Мы знаем, что мир станет другим. И мы хотим в нем остаться, помнить тех, кто был рядом, даже если они были онлайн.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+