Совсем взрослый: почему после 40 лет для бизнесменов открываются новые горизонты
Вот и прожили мы больше половины. Как сказал мне старый раб перед таверной: «Мы, оглядываясь, видим лишь руины». Взгляд, конечно, очень варварский, но верный», — писал Бродский в свои 32. Отказ от достигнутого, несмотря на признание заслуг окружающими, утрата интереса к ранее значимым сторонам жизни, изменение и переоценка ценностей, эксцентричное поведение — вот только часть «симптомов», типичных для кризиса среднего возраста, наступающего, когда человек еще ощущает в себе силы изменить свою жизнь, но не понимает, как это сделать. И скорбит об ушедшем безвозвратно времени.
Нередко причины кризиса кроются в прохождении пика карьеры, когда трудовые навыки превращаются в рутину, становится очевидным достижение профессионального потолка и осознание расхождения между мечтами, жизненными целями и смыслом существования. И понимаешь, что смерть — это не только то, что случается с кем-то другим, но и с тобой.
Пожалуй, этот психологический феномен стал одним из самых растиражированных в искусстве после любовных переживаний: с ним связаны и мифы массовой культуры, и реальные трагедии выдающихся и легендарных личностей, закончивших жизненный путь в роковые 37 лет.
Понятие «кризиса среднего возраста» как эмоционального состояния сформулировал психоаналитик Эллиот Джекс в 1957 году на собрании Британского психоаналитического общества. Джекс утверждал, что люди в возрасте между 30 и 40 годами обычно испытывают депрессивный период, такой вывод он сделал, изучая жизнь великих художников от Микеланджело до Гогена, у которых кризис принимал крайнюю форму. Для обычных людей характерны религиозные поиски, беспорядочные половые связи, внезапная неспособность наслаждаться жизнью, «ипохондрическая озабоченность здоровьем и внешностью» и навязчивые попытки остаться молодыми.
«Одиннадцать лет, как повержена Троя, — И мы, старики (иным уж под сорок), В солнечный день сошлись на валу крепостном, Пили вино, толковали», — написал английский поэт Ричард Олдингтон к «Смерти героя». Олдингтону, в отличие от Гомера, выпала удача появиться на свет в конце XIX века в просвещенной Британской империи, где уже тогда аккуратно собирали статистику: средняя продолжительность жизни родившегося в 1841 году мужчины составляла 40 лет, у родившихся в 1900 году шансы дожить до 60 лет составляли всего около 50%, а средний возраст смерти — 52 года. Поэтому Олдингтон вслед за Гомером справедливо заметил, что 40 лет — начало конца. С 1900 года продолжительность жизни в мире увеличилась более чем в два раза и приближается к 70 годам. Достижения медицины, науки и технологий настолько изменили наши представления о старении, что последние исследования о возрасте и профессиональном успехе придают сорокалетнему рубежу новый смысл.
Новые 25
Марк Цукерберг и Билл Гейтс основали компании еще совсем юношами, Стив Джобс создал Apple в 21 год. Их истории, привлекающие большое внимание СМИ, заставляют думать, что именно молодые предприниматели приходят к наибольшему успеху. Мнение о том, что молодые люди обладают особыми способностями к генерированию творческих идей — будь то в сфере научных исследований, изобретений или предпринимательства, — стало общепринятым и давно устоявшимся.
Если мы рассмотрим списки победителей ежегодных премий TechCrunch, рейтинги предпринимателей от изданий Inc. Magazine и Entrepreneur Magazine и новые стартапы, в которые инвестируют крупные венчурные компании, то мы увидим, что IT-предприниматели, в особенности успешные, очень молоды. Средний возраст победителей конкурсов — 29 лет, участников медиарейтингов — 31 год, основателей компаний с венчурным капиталом — около 35 лет. Многие венчурные инвесторы считают молодость ключевым критерием при выборе объектов инвестиций, что даже привело к серьезным обвинениям в «эйджизме» в Кремниевой долине. Достаточно вспомнить скандальную фразу Марка Цукерберга «Молодые люди просто умнее» и замечание основателя акселератора Y Combinator Пола Грэма о том, что верхняя граница в головах инвесторов — это 32 года, а возрастных кандидатов они воспринимают скептически. Например, сооснователь PayPal Питер Тиль создал выдающуюся стипендиальную программу, которая предоставляет гранты в размере $100 000 потенциальным предпринимателям до 23 лет, готовым бросить учебу ради своего дела.
Среди утверждений о преимуществах молодых людей в технологиях и инновациях часто встречаются высказывания о том, что у них более острый ум, что им не так сильно мешают семейные или иные обязанности и что они восприимчивы к революционным идеям — и менее связаны существующими парадигмами и устоями.
Но недавнее исследование группы американских ученых из Массачусетского технологического института и Национального бюро экономических исследований Age and High-Growth Entrepreneurship, проведенное под руководством профессора Пьера Азулая, раскрывает связь между возрастом предпринимателей и успешностью основанных ими компаний. Его результаты развенчивают миф о Кремниевой долине и опровергают тезис о том, что именно молодежь может достичь большего успеха в предпринимательстве, особенно если речь идет о компаниях с высокими темпами роста.
Исследователи проанализировали конфиденциальные данные Бюро переписи населения США и собрали информацию более чем о 2,7 млн предпринимателей, которые начали вести бизнес в США c 2007 по 2014 год. Оказалось, средний возраст всех предпринимателей на момент основания компаний — 42 года. Однако подавляющее большинство этих организаций представляют малый бизнес (условные химчистки и рестораны). Поэтому исследователи отобрали компании с потенциалом роста, в первую очередь высокотехнологичные стартапы, привлекающие венчурное финансирование, а также обладающие патентами и большой долей специалистов в области точных наук. Средний возраст 1700 бизнесменов на момент основания новых компаний с самыми высокими темпами роста (0,1% всех компаний) в США составил 45 лет, отмечают авторы исследования. Детализированный анализ показал, что основателям высокотехнологичных компаний, разрабатывающих ПО, чуть за сорок. А возраст основателей компаний в отдельных отраслях, например нефтегазовой и биотехнологической, приближается вообще к 47 годам. Средний возраст основателей 1% и 5% лучших американских компаний — 43,7 и 42,1 года соответственно.
Чем успешнее компания, тем старше ее основатель, констатируют ученые. Эти данные идут вразрез с общепринятой точкой зрения, согласно которой самые успешные предприниматели — это молодые бизнесмены. Под успехом исследователи понимали успешный выход основателя из стартапа посредством его продажи или проведения IPO, а также темпы роста продаж и числа сотрудников компаний.
Учитывая повышенный интерес к совсем молодым предпринимателям, исследователи сравнили основателей младше и старше 30 лет. «Провальные» предприятия, то есть фирмы, прекратившие деятельность, чаще встречаются у основателей младше 30 лет. А вот создание быстрорастущих фирм реже встречается среди людей младше 30 лет
Александр Чепуренко, доктор экономических наук, профессор, руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ
«В изучении предпринимательства, как и в любой другой социально-экономической дисциплине, периодически возникают определенные мифы. К их числу принадлежит и представление об успешном высокотехнологичном бизнесе как о деле команды взлохмаченных молодых людей, которые, запершись в каком-нибудь гараже, явили миру новый IT-продукт и выстроили вокруг него быстрорастущий бизнес. Да, такие примеры известны, но не являются правилом. Скорее устойчиво растущие бизнесы чаще создаются людьми в среднем возрасте. Просто потому, что вместе с возрастом приходит жизненный опыт, который помогает правильно ответить на два ключевых стратегических вопроса: когда (понимать, когда то или иное решение может выстрелить на рынке) и кто (уметь выстроить не только собственно команду проекта, но и добиться софинансирования от внешних инвесторов, интереса от потенциальных клиентов и т. д.). Тогда как сила молодых команд чаще всего в умении ответить на третий ключевой вопрос: как (быть «на ты» с технологиями, необходимыми для создания собственно продукта). В России, где экономика маловосприимчива к инновационным решениям, для выхода на рынок и защиты успешного бизнеса от недружественного захвата, необходимы и житейская мудрость, и умение использовать социальный капитал. А для получения начального финансирования (при почти полном отсутствии рынка венчурного финансирования) — определенная кредитная история. Так что средний возраст является более важным ресурсом, чем креативность, энергия и напор молодости».
Жизненная школа успеха
Возникает еще один важный вопрос: как вероятность успеха меняется в зависимости от возраста основателя? Она растет примерно до 60 лет, а затем незначительно снижается, отмечают исследователи. У 50-летних предпринимателей почти в два раза больше шансов открыть успешную компанию, чем у тридцатилетних. Таким образом, молодые основатели находятся в самом невыгодном положении.
Однако обращают на себя внимание любопытные возрастные рубежи. До 25 лет основатели терпят неудачи (или, вернее сказать, крайне редко добиваются успеха), но их результативность резко возрастает в 25 лет. С 25 до 33 лет она почти не меняется или даже немного сокращается. Однако после 35 лет появляется гораздо большая вероятность добиться успеха — такие бизнесмены обгоняют 25-летних. Очередной существенный скачок происходит в 46 лет, и рост продолжается до 60 лет.
Усредненный портрет современного российского предпринимателя, по данным Global Entrepreneurship Monitor (GEM), — это чаще всего мужчина 39 лет. Для становления российского бизнеса 1990-е годы дали очень много возможностей, отмечает научный сотрудник Института социологии РАН Ирина Тартаковская. Появился класс предпринимателей — нередко это были молодые люди, для которых закрылись остальные карьерные возможности в ситуации развала СССР и бизнес оставался единственным шансом заработать на жизнь. «Но после того как рынок ресурсов оказался поделен, следующим поколениям пришлось гораздо сложнее. Здесь стали играть роль опыт, социальный и финансовый капитал, связи и понимание того, как устроен бизнес, включая неформальные отношения, столь характерные для России. От удачной идеи до успешной ее реализации как бизнес-проекта пролегает огромное расстояние, опыт, приобретенный методом проб и ошибок, поэтому люди среднего возраста наиболее успешны в бизнесе, а предпринимательство не так благоприятно для молодежи», — заключает Тартаковская.
Скептики приводят экстраординарные примеры Стива Джобса, Билла Гейтса и Марка Цукерберга. Однако пионеру генной инженерии Герберту Бойеру было 40 лет, когда он создал Genentech (которая позднее была продана за $47 млн), а Дэвиду Даффилду, миллиардеру и крупнейшему бизнесмену технологического сектора, исполнилось 64 года, когда он основал Workday (сейчас рыночная капитализация компании равняется $45 млрд). Даффилд даже дал на страницах американского Forbes совет молодым разработчикам: было бы лучше, если бы они начинали строить свою карьеру в крупных успешных компаниях и учились у опытных коллег: «Найдите одну из таких крупных компаний и считайте, что вам крупно повезло, если вы получите возможность проникнуться этой культурой и познакомиться с системой ценностей, благодаря которой ваша компания уже стала успешной. Когда вы будете готовы, настанет время покинуть компанию и заняться своим делом».
Журнал Fortune назвал Генри Форда, основателя автомобильного концерна Ford Motors, «бизнесменом XX столетия». Знаменитую корпорацию Ford Motor Генри Форд основал в 1903 году в возрасте 40 лет, а до этого успел разработать автомобиль и поработать инженером в компании Томаса Эдисона. Последний, кстати, создал известную во всем мире компанию General Electric в 45 лет, уже будучи на тот момент автором самых выдающихся изобретений и обладателем патентов на них. Zara — основной и самый узнаваемый актив группы Inditex миллиардера Амансио Ортеги — была создана в 1985 году, когда ее основателю было 39 лет. Но не будем забывать, что с 14 лет Ортега уже работал в сфере производства и продажи одежды, сам умел шить и продавать, открыл собственный магазин.
Можно задаваться вопросом: лучше запустить Facebook в 19 лет или основать компанию Intel в 39 лет, как сделал один из влиятельнейших деятелей Кремниевой долины Гордон Мур. Но для мира это не имеет значения. Должен ли успешный американский бизнесмен и финансист Чарльз Флинт почувствовать себя неудачником, потому что лишь в 61 год объединил в 1911 году под своим руководством несколько небольших компаний, ставших корпорацией IBM? Возможно, Facebook никогда бы не появился, если бы IBM не существовало.
Если допустить, что конкретного человека считают «лучше», когда он молод, то тогда можно ожидать, что великие молодые предприниматели с возрастом становятся «хуже». Но Tesla и SpaceX Илона Маска оказались ничуть не менее революционными, чем предыдущие проекты, Zip2 и X.com. А коммерчески успешным прорывом для Стива Джобса стал iPhone, появившийся десятилетия спустя после компьютера Apple II. Эти примеры позволяют предположить, что выдающиеся люди не достигают пика в молодости. Талант не стареет, а приобретает опыт.