Холоп-миллиардер из отеля «Белград». Вышел новый фильм от создателей самой кассовой комедии 2020 года
Уличный оркестр, следующий за героями по пятам, коза на свадьбе, мафия, помешанная на писсуарах Дюшана, бесконечные вооруженные разборки и пытки с опусканием в колодец — абсурдность сербского мира, с такой любовью показанная в фильмах Эмира Кустурицы, смешалась в «Отеле «Белград» с особой, восточноевропейской любовью с бесконечными погонями жены за нашкодившим мужем с топором или иным орудием убийства — ну чем не современная «Любовь и голуби»?
После успеха фильма «Холоп» в новогодние каникулы (тогда комедия стала самой кассовой картиной за всю историю российского проката, собрав 3 млрд рублей) его создатели в следующем своем проекте могли показывать зрителям хоть лошадиный зад, и все равно собрали бы неплохую кассу, ведь исполнитель главной роли в обеих картинах серб Милош Бикович с недавних пор стал для русских людей прочно ассоциироваться с праздником, салатом оливье и ленивыми длинными новогодними днями, которые надо хоть чем-то занять, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченное время.
Коммерциализация праздника — старейший маркетинговый ход, а сдвиг зарубежных премьер на менее урожайное время — судя по всему, уже сформировавшаяся отечественная практика: всем этим успешно воспользовались продюсеры картины, что привело к небывалому успеху «Холопа», который, по существу, кроме времени выхода, никакого отношения к нашему главному празднику не имел и вообще был снят летом.
К слову, в России есть лишь три фильма, которые собрали в прокате больше 2 млрд рублей, и 13 картин, собравших больше 1 млрд рублей. Если сравнивать с зарубежными конкурентами, фильм уступает лишь легендарному «Аватару» с его 3,5 млрд рублей, это притом что бюджет «Аватара» — $237 млн, «Холопа» — 200 млн рублей. Новый фильм «Отель «Белград» обошелся создателям в 150 млн рублей.
Перед нами довольно интересная продюсерская стратегия, которая, к сожалению, довольно редко используется в отечественном кинопроизводстве: подготовить для зрителей два фильма, объединенных фигурами продюсеров и исполнителем главной роли, презентовать их в длинные январские и мартовские выходные, и, по сути, обеспечить кассу второго фильма нашумевшим и, очевидно, ожидаемым успехом первого.
Авторы этой идеи — бывшие КВНщики, создатели успешной продюсерской компании Yellow, Black and White, исполнительные продюсеры: Эдуард Илоян, Виталий Шляппо, Алексей Троцюк, Денис Жалинский (они же причастны к таким проектам, как «Текст» и «Последний богатырь: Корень зла», а также сериалам «Кухня» и «Содержанки»).
Слоган «От создателей фильма «Холоп», конечно, очень выгодный, но весьма условный, режиссеры у фильмов разные, и это очень заметно, над «Отелем «Белград» работал Константин Статский («Мажор», «Как я стал русским»), а вот режиссер «Холопа» — Клим Ширенко («Текст», «Салют — 7»), и это нужно учитывать: не ждите нового «Холопа», фильмы отличаются авторским взглядом, оригинальностью подачи материала, юмором и динамикой.
И если за коммерческое благополучие вышедшего на экраны в начале марта «Отеля «Белград» можно не волноваться, то успеха «Холопа» он, конечно, не повторит. Фильм соберет кассу, но все же не стоит предъявлять «Белграду» завышенных требований. Это крепко сбитая романтическая комедия, которая, не обладая оригинальностью и неоднозначностью «Холопа» (достаточно вспомнить дискуссию о домашнем насилии, которую инициировал выход фильма), может скрасить ваше свидание красивой любовной историей (вполне традиционной), ярким сербским колоритом, а также музыкальностью повествования.
Но если говорить о том, что в серьезном художественном произведении никакие спойлеры не могут испортить вам удовольствие от просмотра, это, к сожалению, не относится к «Отелю «Белград». Он весь построен либо на довольно предсказуемых, либо на попросту абсурдных (чего стоит история с Илоном Маском и полетами на Марс) сюжетных твистах, выдать которые — значит испортить впечатление у зрителя. При этом, кстати, с «Холопом» это не работает — весь сюжет там, по сути, известен зрителям из описания фильма, и никаких особых сценарных тайн там нет — повествование работает благодаря хорошему юмору и изображению знакомого всем российского общества, с которым зритель может себя ассоциировать.
Что хорошо в «Отеле «Белград», так это музыка — важнейшая составляющая романтической комедии. Главный герой фильма, владелец отеля «Белград» Паша, по сути, признается в любви своей русской девушке, с которой они расстались четыре года назад и случайно встретились в столице Сербии, Даше с помощью очень красивой и всем известной песни Леонида Агутина «На сиреневой луне», причем в сербском исполнении. И это едва ли не самый трогательный момент фильма. Музыкальный мотив «Луны» становится саундтреком любовной линии, иллюстрирующей возрождение чувств давно расставшихся влюбленных. Он преследует героев повсюду, так же, как и уличный оркестр Белграда, которому Паша дает слишком большие чаевые, а «они не попрошайки, а честные музыканты», поэтому большую часть фильма герои передвигаются под аккомпанемент танго Карлоса Гарделя «Por una cabeza» («Потерявший голову»), которое наигрывает оркестр, честно отрабатывающий свой гонорар. Танго это, кстати, повествует о человеке, который сравнивает свою страсть к лошадям со страстью к женщинам — хорошая иллюстрация любвеобильного владельца «Белграда». Эта мелодия очень часто используется в кино, чего стоит танец в исполнении Аль Пачино и Габриель Анвар в «Запахе женщины» (пересмотрите эту сцену, она прекрасна!). Сербская Magnifico, украинская Maruv или ироничная Vodka e Molotov сицилийской группы Giufa, приправленная классической оперой (любимой музыкой всех киномафиози на свете), дополняют и гармонизируют повествование.
Есть в фильме и модная поверхностно-феминистская линия — Даша — спортсменка, состояла в российской сборной по боксу, и когда дело доходит до выяснения отношений с сербской мафией, именно она укладывает одной левой нападающих на нее головорезов. Однако при этом на протяжении всего фильма пышным цветом расцветает объективизация женщин: Даша считается «красивой» невестой, а Ведрана, дочь сербского мафиози, на которой Пашу заставляют жениться, априори преподносится «некрасивой», за что герой извиняется (!) перед своим другом. На свадьбе с Ведраной гости из Пашиной деревни, прибывшие на торжество в спортивных костюмах и с козой, кричат «куда дели красивую невесту?». И это какое-то детское противопоставление «красивая — некрасивая», как из древней сказки, выглядит олдскульным и неуместным. Как, собственно, и вся концепция фильма, где мужчина преподносится как какой-то клад, который надо заполучить и бережно охранять от соперниц: Пашу пытаются заставить жениться на Ведране за долги мафии, как будто муж — это финансовый актив или добавочная стоимость, которая в перспективе может окупить €3 млн, которые Паша задолжал мафиози.
Задолжал, кстати, не за наркотики или криминальные услуги, а за разбитый «Фонтан» Марселя Дюшана. Папаша Душан (совпадения, как вы понимаете, неслучайны), глава белградской мафиозной группировки, — фанат искусства XX века, и ради него он готов на все, в том числе и на финансирование краж в самых известных музеях современного искусства в Европе. И эта фанатичная любовь к писсуарам Дюшана, которые то и дело нечаянно разбивает Паша (ироничная, конечно), как бы лакирует, делает бандитов в меру, но несильно, страшными, а повествование — весьма условным и очень гламурным. Чего стоит блондинка в нижнем белье, вылетающая из кабриолета на капот едущего впереди автомобиля и вскакивающая после падения как ни в чем не бывало, — хорошая аналогия для всего фильма.