Дневники Берлинале-2020: фристайл от Риза Ахмеда, современная русалка и мрачный «Пиноккио»
«Богатый Маугли»
Режиссер: Бассам Тарик
Программа: Panorama
Ты — кумир, умеющий читать рэп-фристайл в любое время и на любую тему. Предстоящий большой концертный тур должен превратить твое имя в нарицательное и возвести на самые вершины мирового успеха. Единственное, с чем ты не можешь примириться, — это твои пакистанские корни, которые часто и ни к месту о себе напоминают. Они что-то вроде метафорической заразы, от которой не так просто отделаться. Но что делать, если однажды выяснится, что зараза не такая уж эфемерная — а самая настоящая генетическая болезнь, из-за которой начинает отказывать тело? Врачи навяжут экспериментальный курс лечения, который может убить. Главное — продолжать читать свои тексты, даже если и говорить-то можешь уже с трудом.
Британский актер и музыкант пакистанского происхождения Риз Ахмед уже засветился в мини-сериале HBO «Однажды ночью», триллере Дэна Гилроя «Стрингер» и комикс-блокбастере «Веном». В «Богатом Маугли» он выступает не только в привычной ему актерской ипостаси, но также в качестве продюсера, автора нескольких треков и соавтора сценария. Для него и режиссера Бассама Тарика эта лента, без сомнений, попытка поделиться чем-то интимным и волнующим. Недаром, собирая материал, создатели проехали по родным просторам в поисках молодых талантов для создания текстов героя Ахмеда. Лейтмотивом ленты стали музыка и преемственность ее течений, а также будоражащий вопрос ассимиляции и отрыва от традиций. На них и строится «Богатый Маугли» — фильм в высшей мере молодежный, необузданный и проблемный. по своему вдохновляющий и опьяняющий, но разрушающий изнутри.
«Ундина»
Режиссер: Кристиан Петцольд
Программа: Основной конкурс
Лидер Берлинской школы кино Кристиан Петцольд обращается к мифу, из которого когда-то Андерсен извлек свою «Русалочку». Ундина — носительница традиции германской речной легенды, водяная дева, обольщающая мужчин. В современном Берлине Ундиной зовут культуролога (Паула Бер) со сложной личной жизнью. Бывший молодой человек объявил, что уходит к другой (правда, ненадолго), новый подозревает возлюбленную в привязанности к бывшему, а затем и вовсе впадает в кому в результате несчастного случая. В эту мелодраматичную обертку Петцольд заворачивает столкновение проблематики современной жизни с древним батюшкой-мифом — и наглядно показывает, что ничего хорошего из этого синтеза не выходит.
«Пиноккио»
Режиссер: Маттео Гарроне
Программа: Berlinale Spicial Gala
Первое, что надо уяснить перед просмотром «Пиноккио» от режиссера «Гаморры» и «Страшных сказок» Маттео Гарроне, — записанные в русском культурном коде (а на самом деле списанные Алексеем Толстым из итальянского наследия) «Буратино и «Золотой ключик» обитают в кардинально другом измерении. Итальянец обращается к гораздо более мрачному оригиналу авторства Карло Коллоди, да еще и сгущает краски в свойственной ему манере. В этом детском авантюрном киноромане (после побега от отца Джепетто деревянный мальчик путешествует от одного злоключения к другому) герою встретятся сюрреалистические рыбы с лицами, громадные женщины-улитки и даже животные-бомжи. Все они, в какой-то степени вторя сверчку-совести, будут поучать по-настоящему безмозглого героя, а вместе с ним и зрителя. Этот пропитанный иронией «Пиноккио» может довести до слез даже взрослого, но с блестящими актерами-наставниками, среди которых Роберто Бениньи (Джапетто) и Марина Вакт (фея), все кажется не так страшно.
«Время охоты»
Режиссер: Юн Сон-хен
Программа: Berlinale Special Gala
Возможно, главная зрительская отдушина всего фестиваля приехала из почитаемой сейчас Южной Кореи. «Время охоты» показывает мир ближайшего будущего, где случился финансовый кризис, из-за которого многие обеднеют. На его фоне из тюрьмы возвращается герой и вместе с тремя друзьями решается на ограбление игорного дома, где им придется столкнуться с практически бессмертным киллером.
Как ребята заигрываются в больших бандитов, так и Сон-хен играет в жанровое кино. «Время охоты» — неонуарный боевик, опирающийся на целую вереницу традиций. Здесь можно обнаружить и фильм-ограбление, и голливудский экшн, и кино-взросление. Фильм не пытается претендовать на лавры стоящих классом выше «Паразитов» Пон Чжун-хо или «Пылающего» Ли Чхан-дона, но при этом настолько обаятельно выстраивает отношения со зрителем – с помощью ультрацветов, музыки и модных персонажей, — что изъяны даже искать не хочется. В общем, сплошное удовольствие.