К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Есть муравьев, спасать коал. Как мы будем путешествовать в 2020 году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В начале года Pinterest опубликовал масштабный обзор главных поведенческих трендов 2020 года. Среди прочих экологичный и агротуризм, волонтерские туры в Австралию, аренда хижин на природе и staycations. Специально для Forbes Life тревел-журналист Елена Титок препарирует тренд на осознанные путешествия и делится идеями для следующего отпуска

Мы больше не хотим просто путешествовать, перемещаясь из точки А в точку Б. Мы хотим делать это с определенной целью — более глобальной, чем селфи на фоне Эйфелевой башни. «Все включено» давно не модно, сегодня в тренде «все выключено» — мобильный телефон, интернет, электричество, мыслительные процессы. Многие путешественники задумались о том, как минимизировать вред, который их передвижения по миру наносят природе, и решили сократить количество перелетов — исследуют родные континенты на поездах, в фургонах, электрокарах и даже пешком (привет «Дикой» Шерил Стрейд, которая подняла целую тур-индустрию хайкинга на отдельно взятом американском маршруте).

Путешествующие по России заново осваивают Транссибирскую магистраль, добираются из Москвы во Владивосток на поезде. Что экологично, романтично, познавательно и можно посмотреть всю Россию — из окна, но все же. В Европе поезда тоже постепенно выходят из опалы (привет, Грета): особенно активно железными дорогами пользуются швейцарцы (18,9% всего пассажирского потока), увеличение спроса на рельсы и шпалы отмечается в Польше и Германии. Но осознанный туризм не ограничивается выбором транспорта — важно, куда именно отправится путешественник и зачем.

Волонтерство и агротуризм

Пока одни отказываются от самолетов, другие предпочитают более точечно направленные действия. В России, например, набирают популярность туры на Байкал, включающие в себя уборку мусора и прочие виды волонтерства: от перевода брошюр для иностранных туристов до помощи в кольцевании птиц. Пожары в Австралии стали причиной увеличения потока волонтеров в эту страну: они охотно работают в приютах для диких животных, попутно изучая австралийский быт и традиции. Не снижается и поток желающих поработать на благо индийских ашрамов и обрести гармонию через труд, медитацию и общение с гуру.

 

Совмещать приятное с полезным — важная задача для тех, кто хочет путешествовать осознанно. Можно, например, заняться агротуризмом: в сезон фермеры из Италии, Франции, Греции и других стран активно приглашают желающих помочь им со сбором урожая. В обмен туристы получают бесплатное питание, а иногда и крышу над головой — как договоритесь. Как минимум можно приобрести бесценные знания и научиться варить сыр, делать вино, запрягать лошадь и выжимать масло из оливок.

Сезонность и локальность

Если трудиться в отпуске не хочется, можно начать с гастрономического туризма: рестораны по всему миру успешно строят свое меню на принципах локальности и сезонности. Скандинавы — настоящие эксперты в этом вопросе, хотя, казалось бы, климат в Дании, Швеции и Норвегии не слишком располагает к продуктовому разнообразию, особенно в осенне-зимний период. Но здесь главное — креативный подход. Например, в знаменитом ресторане Noma в Копенгагене давно используют для приготовления блюд лесной мох, кору и даже муравьев. Люди заинтересованы и заинтригованы, им больше не нужен сочный стейк из премиальной говядины, они хотят муравьев. Noma стабильно получает высокие оценки критиков, а бронировать столик в этом ресторане лучше за несколько месяцев до даты предполагаемого визита.

 

Еще одно заветное желание современного путешественника — оказаться на свежем воздухе как можно дальше от большого города. Если есть задача поправить здоровье (ментальное в том числе), можно поехать на термальный курорт. Среди экоориентированных — Рогашка-Слатина в Словении: здесь и питьевой бювет с целебной водой (никаких пластиковых стаканчиков, только стеклянные кружки), и долгие прогулки по холмам. За локальным и сезонным можно заглянуть в местный ресторан «Донатела». Муравьев в этом заведении не подают, зато ризотто с трюфелем готовят изумительно.

Ориентир на экологию

В ногу со временем идут не только рестораны, но и отели. Экологичными стараются быть и крошечные гостиницы в сельской местности, и гиганты в крупных городах. Например, фасад высотного отеля Crowne Plaza в Копенгагене состоит из солнечных батарей, а в сингапурском Parkroyal on Pickering — 15 000 кв. км зеленых насаждений. В калифорнийской деревне Напа построили гостиницу из вторсырья, а на Мальдивах с каждым годом все больше отелей наотрез отказываются от пластика: в Soneva Fushi с 2008 года даже работает собственный центр по переработке отходов. В это сложно поверить, но из мусора здесь получают удобрения и стройматериалы.

Если традиционные отели совсем не привлекают и хочется пожить вне цивилизации, стоит обратить внимание на глэмпинг. По сути, это отдых в палатках — только очень комфортных. В России даже запустили отдельный сервис, который позволяет туристам выбрать себе «палаточный городок» по вкусу  — хоть на Селигере, хоть на Камчатке.

 

Отпуск дома

Многие адепты осознанных путешествий уверены, что за яркими впечатлениями и вовсе не нужно ехать далеко, ведь отдых — это просто смена обстановки. Так возникло явление под названием staycation: отпуск рядом с домом. Спрос рождает предложение: недалеко от Москвы появилось огромное количество необычных отелей, рассчитанных на экоориентированную аудиторию. На выходные можно сбежать в Никола-Ленивец, где предлагают поселиться как в самом настоящем доме у местных жителей, так и в арт-объекте авторства известных художников. А можно почувствовать себя героем «Властелина колец» в экодеревне «Хоббитлэнд» под Можайском.

Кажется, мы наконец-то устали бездумно потреблять. Нас больше не радуют путешествия ради путешествий. Мы хотим спасать коал, собирать чай на плантациях, доить коров и приносить пользу миру — не потреблять, но создавать. И тем самым получать яркие эмоции и впечатления, которыми можно делиться с близкими. Путешествия в принципе делают нас лучше, а осознанные поездки еще и помогают ответить на важные вопросы: чего мы хотим и что ценим?

Приживется ли трэвел-тренд на осознанность? Хочется верить, что да. Во всяком случае, он точно задержится на некоторое время. Мы видим, как люди, привыкшие к «Хилтонам», вдруг едут в экспедицию на Алтай и возвращаются с горящими глазами и отличными историями. Как на выходных жители Владивостока с детьми и собаками исследуют мыс Тобизина вместо того, чтобы скупать ненужные вещи в торговых центрах. Как гастротуристы отдают предпочтение небольшим ресторанчикам с локальной кухней, где шеф-повар лично приносит заказ и рассказывает, из чего состоит блюдо. Кажется, все это немного возвращает нас в детство, в «досетевую» эпоху, когда поездка на море или даже в гости была настоящим приключением. На нашей планете хватает чудес, и если мы будем исследовать их чуть более разумно и бережно, то ресурса впечатлений хватит на долгие годы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+