Сын маминой подруги: как постоянное сравнение себя с другими мешает нам работать
Сравнивай то
С легкой подачи студента Гарварда 2004 года Патрика Макгинниса мир впервые услышал термин FOMO — дословно «fear of missing out» или страх упустить возможности. В студенческом журнале он описал, как, будучи человеком из маленького города в среде известного вуза, полного возможностей вроде клубов по интересам и научных обществ, записывался везде в страхе пропустить что-то важное и интересное. И в итоге часто волновался, что мог что-то не успеть — не пообщался, не увидел. Сама идея упущенных возможностей рождала в нем ужасную тревогу.
В 2011 году со взлетом социальных сетей до уровня базовой потребности, когда у нас появилась возможность знать все про всех, термин FOMO стал актуален как никогда. Ведь одной аббревиатурой объясняется вся тревога и ощущения человека, который живет себе спокойно — работает, общается, смотрит дома Netflix, — но увидев или услышав о событии или работе, которую пропустил, расстраивается, что провел время не так или не сделал свою работу так же успешно, как другие.
Сын маминой подруги
Способ мотивации «Сравни себя с Васей» активно использовали многие родители и учителя в нашем детстве. Установки «надо быть не хуже остальных» и в «грязь лицом не падать» действенно закрепились, как и привычка сравнивать себя с другими, чтобы оценить, молодец ты или нет. Правда, когда у тебя в социальных сетях до нескольких сотен или даже тысяч контактов и все они разом решили написать «итоги года» о том, что получилось, а что нет, или запостить пару десятков фотографий с события, на котором ты не был, то ощущение, что ты «не очень», «не дотягиваешь», «что-то упустил» и вообще не молодец, неизбежно.
Возможность смотреть за жизнью другого в режиме реального времени трехкратно усиливает ощущение «упущенного». Мы доверяем тому, что сами видели. Как бабушки верят тому, что сказали по телевизору, поколение 30-летних верит тому, что видит в сториз инстаграма. Появление этого формата увеличивает FOMO в разы, ведь теперь это наш телевизор, где показывают повседневную жизнь, и контент уже выбран — мы сами подписались на то, что нам интересно. Но в сториз сделан монтаж повседневности — вырезано скучное, долгое, непрактичное и некрасивое. А в твоей реальной жизни — нет. И дело не в злом умысле создателя контента, просто показывать рутину очень сложно. Все это формирует рафинированную картину внешнего мира. И этот контент включается одной кнопкой, мы не ищем его специально про кого-то, что сильно сажает уровень критического мышления. К утренней ленте редко задаешь вопрос: все ли тебе показали? Просто реагируешь на то, что видишь. И тут сравнение своей жизни со специально отобранным красочным контентом оказывается всегда не в пользу первой.
Мы никогда не знали о других так много, как сегодня. И наше внимание просто не натренировано выделять из всей этой информации, что главное, а что второстепенное. Способность заметить, что у тебя испортилось настроение после прочтения поста в Facebook или просмотра чужой сториз — отдельный когнитивный навык, который у большинства пока не развит.
«Ну это же глупо, что я расстраиваюсь из-за сториз! Я взрослый человек, у меня классный проект, но каждый раз, когда я смотрю на конкурентов, которые это запустили, тут сделали новый курс — у меня как будто паралич случается, руки точно опускаются и я начинаю сомневаться в том, что мы делаем. Как не зависеть от того, что делают другие?» — говорит владелец бизнеса, связанного с образованием для взрослых. При этом сама идея конкуренции всегда толкала вперед, что подтверждают его результаты.
Возможность видеть процессы других, а не только узнавать о результатах — новое явление, которое забирает гораздо больше внимания, чем кажется. Часть внимания уходит в сам момент просмотра постов, но еще больше внимания мы тратим, когда контент резонирует с нашими нереализованным желаниями — и продолжает жить уже в виде страхов и тревоги. И, казалось бы, можно просто отказаться от социальных сетей — руководствуясь принципом «меньше знаешь, лучше спишь». Но увы — это половинчатое решение, потому что способность выбирать и анализировать нужную информацию — ключевой навык для любого типа решений: управленческих, операционных и стратегических. Отрезать информационный поток все равно не получится, он прорывается в разговорах с клиентами, коллегами, друзьями. Придется улучшать управление вниманием и эмоциональную стабильность.
Личные приоритеты
Иметь свои приоритеты и регулярно проводить ревизию важного — возможность бороться с идеей о том, что ты пропускаешь нечто важное. Если после просмотра чужого контента пришла мысль «почему это сделали не мы», можно свериться с приоритетом и задать вопрос: а надо ли вообще это делать? Приведет ли это нас к результату? Или можно посмотреть на результат, когда он будет, — и положить в копилку «хороших идей».
Тем не менее возможность видеть, что делают остальные, не всегда имеет негативный эффект. «Я нашла нишу для своего проекта, наблюдая за тем, что выкладывают в сториз и телеграмм лидеры мнений в моей сфере — архитектуре. Я начала сравнивать, что делают они, какие возможности в найме я упускаю — половина из того, что они рассказывали, я тоже знала и умела, но почему-то не считала, что это ценно или кому-то может быть интересно как отдельная услуга. Я решилась попробовать тоже, и клиенты пошли», — говорит клиентка, решившаяся уйти из бюро и сделать свою компетенцию востребованной услугой.
Открытость чужих процессов — это прежде всего открытый источник информации: особенно он будет полезен, если спросить не у кого, а делать самому страшно. Единственная преграда на пути к трезвой оценке того, что вы видите — собственное состояние. Один и тот же пост из состояния удовлетворенности собой и неудовлетворенности воспринимается по-разному: «Когда у нас падают продажи — я чувствую себя ужасно, я ничего не могу делать, начинаю прокрастинировать, как только вижу изменения в графиках — вроде отпускает, настроение отличное. Перед Новым годом мы как раз считали выручку, и там все было не так радужно. А потом заходишь в Facebook — а там ярмарка успеха с итогами года, кто какие контракты закрыл, какие награды фестивалей получил, в итоге я пару раз точно словил паническую атаку. Короче, на меня это влияет, но выпасть из информационного поля я не могу — это часть моей работы», — рассказывает молодой предприниматель.
Собственная зависимость от результата и оценка себя по показателям компании могут сделать любую информацию вокруг токсичной и болезненной. Человек с остервенением начинает проверять ленту в два раза чаще, как бы выискивая, что у него плохо относительно других. И он точно находит подтверждение своей некудышности буквально везде.
Выйти из порочного круга «информация — реакция — стресс — давай еще доказательств некомпетентности» помогает сфокусированность на фактах. Факты стоит отделить от эмоций и оценки, а лучше выписать, чтобы они были перед глазами и не смешивались с оценкой в дебрях головы. Вот такие то действия сделаны, вот такие то результаты получены. Что мы знаем теперь? Но что если успехи других и знания об их жизни вас не трогают, а останавливает сама идея мира из возможностей?
Мир из ста возможностей
Полгода назад моя клиентка пришла увольняться по собственному желанию, потому что «больше не могла». Уже несколько лет ее изводила мысль, что она занимается «не тем». По ее ощущениям, работе то не хватало творчества, то материального результата, то понятной зоны развития. В диалоге об увольнении руководство предложило Лене взять отпуск на полгода — подумать о том, что же она хочет делать: «отдохните и возвращайтесь». Лена с радостью согласилась, представив, как за это время сможет выдохнуть, сходить на курсы по дизайну и фотографии, попробовать себя в новой роли и принять верное решение. К коучу она пришла, когда полгода ее отпуска почти подходили к концу, а она так и не отдохнула, не приняла решения, а наоборот, была в страшной тревоге, что сделает неправильный выбор.
Выяснилось, что все идеи заняться фотографией и дизайном затухли через два месяца не из-за лени, а из-за сковывающего страха, что где-то там есть более подходящая возможность. «Каждый раз, когда я фотографировала или делала макет для учебного проекта, я думала: а вдруг я не буду так же успешна, как на прошлой работе? А вдруг все увидят, что я неталантливая? Потому что мне «уже 33» и времени терять нельзя».
Идея, что есть только один идеальный выбор, так засела в ее голове, что вскоре она прекратила пробовать, а начала только прикидывать в голове варианты развития событий. «А что если я выберу, а занятие мне разонравиться, так же как нынешняя работа? А что если я просто придумала себе, что могу заниматься дизайном, а на самом деле я посредственность?» Все, за что она ни бралась, перестало приносить удовольствие, потому что в голове включался фильтр, а это дело жизни или нет? Невозможность сделать выбор сводила ее с ума, и она просто начала ждать, когда закончится отпуск, смотреть сериалы, забивать календарь разными ничего не значащими активностями и продолжать волноваться «а вдруг это не то».
Моя клиентка не одинока в ловушке выбора и страхе об упущенных возможностях. Автор термина FOMO Патрик Макгиннис даже выделяет этот массовый феномен поведения в отдельную категорию FOBO: страх упустить лучший вариант. Он же парализующий страх совершить ошибку: человек не может фактически ничего попробовать, все такое перспективное, но мучается выбором, а вдруг это не идеальный вариант. В результате застревает в параличе анализа и никогда не принимает решение. Или принимает его не вовремя, теряя в репутации.
И тут надо уточнить, что попадают в западню выбора совсем не ленивые или не дальновидные люди, а обладающие навыками и компетенциями, с широким кругозором и интересами. Но сам потенциал к какому-то виду деятельности не гарантирует человеку успеха, а вот прототипирование может помочь снизить градус неизвестности.
Авторы книги «Дизайн вашей жизни» Билл Барнетт, руководитель программы дизайна в Стэнфордском университете, и его коллега Дэйв Эванс, консультант по продуктовому дизайну, предлагают к делам, работам и карьерам применять метод из дизайн- мышления, когда вы прототипируете, тестируете свой опыт, а не верите, что это «эврика». Прототипом может являться интервью с теми, кто имеет реальный опыт в деле, которым вы хотите заниматься. Но здесь важно задавать стоящие вопросы — чтобы собрать информацию. И получить объективное мнение. Людям свойственно романтизировать некоторые профессии: «хорошо там, где нас нет». Часто, чтобы облегчить паралич выбора, достаточно посмотреть рынок зарплат, узнать больше о рутине профессии, и человек уже начинает примерять на себя варианты более осознанно и качественно.
Мы не можем избежать FOMO и его производных, но проверка и сбор информаци в достаточном количестве, фокусировка на собственным ориентирах, управление вниманием, а также критическое мышление могут здорово снизить тревожные эффекты.
Что делать, если вы заметили у вас тревогу, вызванную FOMO?
- Отпишитесь от токсичных для себя аккаунтов. Если это конкуренты или «по работе», просто выделите раз в неделю специальный час для просмотра этих аккаунтов сконцентрированно и относитесь как к маркетинг-анализу.
- Если вас что-то сильно зацепило в интервью, цифрах, посте или разговоре с человеком, загуглите эту информацию, узнайте больше, так вы узнаете о возможности, которую упускаете, и сможете понять, надо оно вам или нет.
- Отслеживайте свое состояние и скачки настроения после просмотра соцсетей. И не обесценивайте его. Чтобы не быть во власти навязчивых мыслей после просмотра ленты, глубоко подышите несколько раз или помедитируйте 5 минут и только потом приступайте к новой задаче. Эти 5 минут могут сэкономить 1 непродуктивный час на автомате и в плохом настроении.
- Выписывайте приоритеты, чем конкретнееЮ тем лучше, пусть они будут вашим фильтром, когда захочется сравнить успехи с достигаторами из френдлиста.