К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Клиент не злодей: как построить творческий стартап и не сойти с ума

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Одно из самых популярных медийных направлений этого года — подкасты. В том числе огромной популярностью стали пользоваться выпуски о бизнесе. Но можно ли построить бизнес на подкастах? Вот несколько практичных советов от героев проекта «Либо выйдет, либо нет» Ильи Красильщика, Лики Кремер, Екатерины Кронгауз, Ильи Осколкова-Ценципера и других

Подкаст о жизни стартапа «Либо выйдет, либо нет» устроен, как сериал: Лика Кремер и Екатерина Кронгауз строят свой проект в режиме реального времени, а успешные бизнесмены — от Тимура Бекмамбетова до Ильи Осколкова-Ценципера — дают им полезные советы. Мы послушали и выбрали лучшие из них.

1. Клиент не злодей!

Что делать, если у заказчика проекта тоже есть мнение и он хочет, чтобы его правки были учтены, но исполнители сопротивляются? В студию пришел Илья Красильщик, бывший издатель «Медузы» и нынешний руководитель «Яндекс.Лавки». Илья предложил в таком случае немедленно прекратить переписываться и встретиться с заказчиком лично, чтобы договориться о том, как работать вместе. «Если у клиента какая-то проблема, это всегда ваша проблема». Это не значит, что клиент всегда прав, но если он не понимает, чего хочет, значит, надо попробовать вместе с ним понять, что же ему нужно, какую проблему он хочет решить этим проектом. «Скучно, повеселее — это тупик. Вы умеете формулировать мысли, а ребята не умеют формулировать свои мысли. Если им что-то не нравится, надо сесть и попытаться вместе проанализировать, что на самом деле и не нравится. Вот это «ммм, что-то не так» — когда человек так говорит, он на самом деле испытывает дикий дискомфорт, он чувствует, что что-то не так, он не может это сформулировать, он не может это сказать, и, если на него смотрят в этот момент с видом «что ты тут выступаешь», он к вам никогда не вернется, никогда не расскажет другим, что с вами классно работать».

И надо помнить, что ваш клиент тоже профессионал, просто в другой области. Доверяйте друг другу! И выдыхайте.

 

2. Наладьте порядок в бумагах, пока их мало

Творческому человеку, управляющему другими такими же, очень сложно заниматься бумажной волокитой, на которую тратится куча времени. Как систематизировать бардак в хранении документов, актов и счетов? Решать проблему пришел директор бухгалтерской компании Сергей Яшин. Он дал такие советы: c первого дня работы компании занимайтесь бухгалтерией. Думайте даже о такой банальности, как зарплата сотрудникам. Ни в коем случае не выплачивайте ее за счет займов на свое имя. Через три года, когда про эти займы все забудут, а компания разрастется и вы захотите продать свою долю, эти займы повиснут на вас мертвым грузом. Если в первый год существования стартапа у вас нет денег на штатного бухгалтера, воспользуйтесь услугами бухгалтерией на аутсорсе и спите спокойно.

3. Миссия нужна корпорациям, маленькие компании могут обойтись и без нее

Нужна ли миссия? Специалист по миссиям, создатель «Афиши» и множества других проектов предприниматель Илья Осколков-Ценципер считает, что не всегда.

 

Маленькой компании миссия не нужна, она нужна большим корпорациям, которые должны объяснять сотрудникам, кто они такие и что они вообще в этой корпорации забыли. А вот стратегия действительно полезна, ведь она про фокус: чем надо заниматься, в чем мы видим будущее, а чего стоит избегать. Всего не успеть и надо учиться отказываться от лишнего.

4. Конкуренты могут прийти совсем не оттуда, откуда вы их ждете

Не бойтесь конкурентов — наоборот, помогайте им, объединяйтесь, делайте совместные проекты. Если вы пытаетесь достучаться до новой аудитории и параллельно с вами появляется еще несколько похожих компаний, вместе вы быстрее раскачаете рынок. А если у вас еще нет конкурентов, то их стоит придумать. Вот что об этом говорит герой подкаста Илья Осколков-Ценципер: «Я всегда боюсь конкуренции. Конкуренты у вас могут возникнуть с какого-то неожиданного бока. Кто-то научится делать дешево попсовые вещи и будет забирать у вас ваших рекламодателей и партнеров, потому что у него цифры будут лучше, аудитория больше. А вы окажетесь симпатичными, интеллигентными людьми, которые делают качественные, глубокие, продуманные вещи, а это имеет довольно скромную дистрибуцию. Так часто бывает: сначала на рынок выходит HBO, а потом кто-то, кто начинает массово шарашить эти штуки. И вроде HBO уже не очень при делах. Пока у тебя нет конкурента, придумай себе конкурента и живи в ужасе от того, что он окажется быстрее, умнее, энергичнее и циничнее, лучше деньги считает и так далее. Ну такой бой с тенью получается».

5. Рядом с высокофункциональными начальниками сотрудники быстрее выгорают

Сотрудники жалуются на выгорание. Звукорежиссера тошнит от наушников, продюсер не понимает, за что хвататься, редактор смотрит в одну точку. Что-то сломалось! Чтобы это починить, Лика и Катя сходили на прием к психотерапевту Инне Хамитовой. Инна объяснила, что выгорание — это не просто усталость. Это эмоциональное, интеллектуальное и физическое истощение, которое бывает во всех сферах жизни. В этом случае уже не помогает просто поспать, развлечься или уйти в отпуск на неделю. «Особенно тяжело, если сотрудник принадлежит к типу людей-спринтеров, которые хватают много обязанностей, бегут, несут, и остановить их может только такое выгорание». Это вообще частая проблема быстро и много работающих начальников: «Когда ты бежишь, не надо забывать, что рядом с тобой бегут люди и они другие». Высокофункциональным начальникам часто кажется, что если они так могут, то и всем остальным это несложно, а это не так! Когда ваши сотрудники горят, важно понять, на какой результат они нацелены, возможно, им важна оценка, а не просто завершенный проект».

 

6. Люди привносят в работу свои детские травмы, и это надо учитывать в управлении

Было бы прекрасно, если бы все — и руководство, и сотрудники — практиковали осознанность. Главный совет — прислушивайтесь к себе. Сегодня вам совсем не хочется идти на работу, задайте себе вопрос, что со мной происходит? Возможно, я занимаюсь не своим делом. Почему мне кажется, что я не справляюсь?

Второй совет —  если понял, в чем дело, пойдите поговорите с начальником, может, вы найдете новый способ взаимодействия и распределения обязанностей.

Третий совет — как бы вы ни были включены в свою работу, надо иметь и другие занятия, которые помогают оставаться в ресурсе. Это то, что называется психогигиеной: cоблюдение режима сна, спорт, хотя бы немножко контакта с собой, хобби, друзья, семья. Тот самый пресловутый life-work balance.


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+