К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Слэш-люди и мультипотенциалы: почему больше не надо выбирать призвание на всю жизнь

DC Comics
DC Comics
Раньше профессиональный путь человека был предопределен его выбором в юности. Но теперь мы живем так долго, что успеваем построить карьеру сразу в нескольких отраслях — часто вообще не связанных между собой. Разбираемся, почему концепция «единственного призвания в жизни» провалилась и кто же такие мультипотенциалы

Слэш-люди, полиматы, мультипотенциалы

Детям хотя бы однажды задают вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» — чтобы потом услышать умилительные ответы вроде «космонавтом» или «балериной» и иметь возможность посетовать на то, куда катится мир, если этим ответом будет — «блогером». От подростка уже лет в 14-16 требуют точного ответа, кем же он решил стать и в какой вуз пойдет согласно этой цели. В помощь часто выдают профориентационные тесты, которые призваны помочь выявить склонность к какой-то одной сфере деятельности. Повзрослев, мы сталкиваемся с тем, что нас часто определяют через нашу профессию, например, представляя как фотографа, бизнесмена, дизайнера, программиста или музыканта. При этом, как правило, представляющий опирается на что-то одно, с какой стороны он знает вас профессионально, не спрашивая, кем вы видите себя сами и в чем еще хороши.

Одновременно с этим в медиа постоянно мелькают истории людей, нашедших свое призвание, а также статьи о том, как успешно подняться по карьерной лестнице. Героями зрительских фильмов становятся персонажи-кумиры своей профессии, которые поставили себе карьерную цель и двигались к ней через все возможные препятствия, но без тени сомнений в выбранном направлении. Находясь в этой парадигме, легко прийти к убеждению, что нужно найти одно- единственное призвание и всю жизнь целенаправленно двигаться только в этом направлении. Наверное, поэтому так называемые слэш-люди, которых сейчас становится все больше, выглядят белыми воронами с рассеянным фокусом.

 

«Слэш-люди» — это те, у кого в описании их профилей в социальных сетях указано что-то вроде «модель/диджей», «фотограф/дизайнер/журналист» или «композитор/архитектор/телеведущая», то есть люди, совмещающие несколько разных, но необязательно близких профессий. На это часто смотрят скептически: во-первых, нас с детства учили, что, если хочешь преуспеть в чем-то, нужно сосредоточиться на этом и не тратить время на лишнее, и, во-вторых, «слэш-люди» кажутся просто позерами, пытающимися набить себе цену (и, конечно, есть среди них и такие).

Если углубиться в историю, то окажется, что слэш-люди — не концепт XXI века. В Италии эпохи Возрождения, в XVI-XVII веках, было в ходу слово «полимат», обозначающее человека широкого круга знаний, на основе которых он решает какие-то проблемы и делает значительный вклад хотя бы в одну из сфер, которыми интересуется. К полиматам относят, например, Леонардо да Винчи — художника, инженера, писателя, изобретателя и музыканта. В современных Оксфордском и Кембриджском словарях определение полимата и вовсе урезано только до обладания глубокими знаниями в разных областях, то есть эрудита. В психологии и образовании есть близкий «полимату» термин «мультипотенциал». Впервые определение человеку-мультипотенциалу дали университетские профессора в сфере педагогики Рональд Фредриксон и Джон Ротни в своей книге 1972 года «Как выявить мультипотенциалов среди молодежи и помочь им реализоваться»: «мультипотенциал — человек, который в условиях благоприятной среды может по своему выбору развить до высокого уровня столько компетенций, сколько захочет». Проще говоря, это кто-то, кто в силу интереса, возможностей и способностей значительно развивается в более, чем одной сфере, и потенциально может сделать из этого несколько разных успешных карьер. Или не сделать — что тоже нормально.

 

Портрет мультипотенциала

Со стороны мультипотенционал выглядит как человек, который не может разобраться со своими целями и понять, что ему нужно от жизни, потому что сначала он с головой погружается в одно, а потом вдруг без видимой причины переключается на другое с той же увлеченностью и преданностью делу. Например, вчера он был редактором известного бизнес-издания, а сегодня вдруг стал художником. Или вчера был успешным бизнесменом, а сегодня представляет свой режиссерский кинодебют. При этом мультипотенциала нельзя обвинить в том, что у него что-то не получается: он погружается на все сто процентов в то, что ему интересно, и прикладывает максимум усилий, чтобы преуспеть в новом деле. Интересы мультипотенциала необязательно сменяют друг друга, они могут возникать и развиваться одновременно, так что он может развивать две и более карьер единовременно.

Мультипотенциал, впрочем, не всегда выглядит успешным или даже способным к чему-то: в той же книге Фредриксона и Ротни выражается замечание, позже подхваченное другими исследователями: мультипотенциалы часто чувствуют себя растерянными, потому что им хочется заниматься несколькими разными вещами, но все вокруг твердят, что нужно выбрать одну карьерную стезю и развиваться только в ее русле, и из-за затруднения с выбором и страхом прогадать с направлением мультипотенциалы могут прокрастинировать и вообще ничего не делать. Зачастую главная проблема мультипотенциала — он не может сам себе дать разрешение пробовать себя в разных видах деятельности, даже если это совсем небольшие шаги. Например, необязательно сразу радикально менять карьеру и рассчитывать на быстрый успех на новом поприще, для начала можно просто пойти на курсы по новому профилю и смотреть на него исключительно как на хобби, не заботясь о том, получится из этого что-то или нет, а если не понравится, попробовать что-то еще.

Сильные стороны мультипотенциалов:

  • Они быстро учатся
  • Они легко и быстро адаптируются к новому
  • Они находят новаторские и небанальные решения очень разных задач благодаря умению синтезировать свой разнообразный опыт и широкий круг навыков
  • Они видят картину в целом и могут быть хорошими консультантами или руководителями команд из сотрудников разных профессий, потому что имеют понимание очень разных, но существующих вместе процессов 

Слабые стороны мультипотенциалов:

  • Они могут быть нерешительными из-за непонимания, какой род деятельности выбрать
  • Они далеко не всегда доходят до уровня узкого, глубоко знающего тему специалиста
  • Им может быстро наскучить проект или должностные обязанности. Потенциально это мешает доводить начатое до логического завершения или ведет к саботированию собственной ответственности
  • Они могут выгореть, если работа загонит их в рамки какой-то одной деятельности, не оставив место для каких-то еще важных для них занятий


Карьерные стратегии мультипотенциала

Карьерный коуч и автор книги «Мультипотенциалы. Руководство для тех, кто уже вырос, но так и не решил, кем хочет стать» Эмили Вапник, поднявшая интерес к мультипотенциалам в 2015 году своим выступлением на эту тему на конференции TEDxBend, в 2017 году написала для Quartz колонку, в которой выделила несколько карьерных стратегий, которые могут помочь мультипотенциалу самореализоваться:

 
  • Найти или создать для себя работу, которая позволит мультипотенциалу использовать все его навыки из разных сфер. Это может быть собственный небольшой бизнес, мультидисциплинарный проект или должность, позволяющая применить навыки из одной сферы интереса к другой.
  • Параллельно развивать две и более карьеры. Например, совмещать две работы с частичной занятостью. Или, например, днем работать в офисе, а вечером или в выходные писать детективные романы.
  • Работать в одной сфере, пока возникнет чувство, что эта карьера себя исчерпала, и переключиться на совершенно новую. 

Важно помнить, что не каждый мультипотенциал должен полностью карьерно реализоваться во всех сферах своих интересов. Нет ничего страшного в том, чтобы выбрать специализацию, а остальное оставить как хобби, главное — не лишать себя этого хобби, иначе не будет ощущения полноценности жизни.

Примеры успешных мультипотенциалов

Иногда, чтобы обрести веру в себя, человеку нужны ролевые модели. История знает много мультипотенциалов кроме Леонардо да Винчи. Например, актриса Хеди Ламарр, звезда кино 1930-х и 1940-х, также занималась наукой и была изобретательницей. Вместе с другим мультипотенциалом композитором и изобретателем Джорджем Антейлом в 1942 году она запатентовала систему дистанционного управления торпедами. Режиссер Дэвид Линч начинал как художник, потом стал снимать кино и писать музыку. Дизайнер одежды Том Форд не так давно начал снимать кино и получил немало похвал от кинокритиков. Венчурный инвестор Дмитрий Фалькович это весной представил свой режиссерский дебют — драму о бизнесмене «Иванов», к которой также написал сценарий и сыграл в ней главную роль. Как и в случае с Томом Фодром, критики положительно отозвались о киноопыте Фальковича. Основательница коммуникационного агентства Belong Agency Ксения Дукалис совмещает бизнес с работой диджеем и должностью соведущей секс-просвет-шоу «Подруги» на ютьюб-канале «Нежный редактор». Фотограф Антон Бунденко, бывший горнорабочий, уже несколько лет параллельно съемкам для журналов и брендов делает проект «Futureisnown» — смесь дизайна одежды, технологий и современного искусства — и выставляется с ним в галереях. Линор Горалик успешно совмещает карьеру в маркетинге, литературную деятельность, работу над медиа личных историй PostPost и ипостась художницы. Список можно продолжать еще долго, но наверняка у каждого в окружении найдется хотя бы несколько мультипотенциалов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+