На прошлой неделе стало известно, что цвет 2020 года — классический синий. И если это сказали эксперты Института цвета Pantone, поверьте, синего в следующем году прибавится. Нет, не «все станет вокруг голубым и зеленым», как в песне из фильма «Сердца четырех», но ваш любимый бренд непременно выпустит синие кроссовки, плащ или сумку «правильного оттенка», крупный мобильный вендор наверняка предложит новую модель смартфона в актуальном цвете, в сегменте масс-маркетмебели и товаров для дома обязательно появятся «синие коллекции», в пробках неожиданно увеличится процент новых синих автомобилей, заметно «посинеют» многие рекламные креативы, уже не говоря о том, что всякая мелочь вроде флэшек, зонтиков, чехлов для телефона или чашек также заметно прибавит синевы в процентном отношении. Если вы все еще задаетесь вопросом «почему?», ответ очевиден — в современном мире нет более влиятельного игрока на рынке цвета, чем компания Pantone.
Если вы раньше не слышали этого названия, профессионально никак не связаны с дизайном и никогда в жизни не раскладывали «веер» с тысячами пронумерованных оттенков в поиске идеального цвета для спальни, Pantone все равно незримо присутствует в вашей жизни. Восемь миллионов профессиональных дизайнеров регулярно пользуются продуктами Pantone, создавая уникальные цветовые решения для всего, что вас окружает, от стульев, тканей и лака для ногтей до мобильных приложений и знаменитых мультипликационных персонажей. Мир был цветным задолго до появления Pantone, они просто стандартизировали систему подбора цвета и более полувека успешно ее монетизируют.
Однако, в современном мире «незримое присутствие» бренда — так себе стратегия. И, если ты не создаешь, по-настоящему, масштабных информационных поводов, тебя как бы и нет. В эпоху визионеров недостаточно просто производить качественный продукт, важно говорить с миром, а значит – мыслить и действовать глобально. Так появился проект «цвет года», а вместе с ним и Институт цвета Pantone. Время было выбрано удачно — на пороге нового тысячелетия Институт представил миру цвет 2000-го года — «лазурный», обещавший нам спокойные, мирные, расслабляющие времена. Прекрасное, оптимистичное начало.
Пара слов о тех, кто отвечает за выбор «цвета года». Институт цвета Pantone — подразделение одноименной компании, созданное в 1986-м, чтобы «помочь дизайнерам и брендам использовать силу цвета». С начала 2000-х Институт занимается консалтингом, разработкой цветовых стратегий и новых брендированных оттенков, продажей лицензий, а также дважды в год выпускает Pantone View Colour Planner специально для fashion-дизайнеров.
Процесс выбора «того самого» цвета окутан мистическим ореолом творчества, визионерства и глубокого анализа. С одной стороны, Институт декларирует, что его сотрудники на протяжении года анализируют мировые тренды цвета, уделяя особенно пристальное внимание социальным сетям, модным показам, выставкам современного искусства и кинематографу. С другой, признает, что это «очень субъективный выбор нескольких человек». Дважды в год Институт собирает анонимную международную группу из 8-12 экспертов, в число которых входят дизайнеры, преподаватели теории цвета, представители Британского модного совета или аналогичных организаций. Встречи проходят за закрытыми дверями в одной из европейских столиц в обстановке строжайшей секретности. Каждый из участников предлагает собственную графическую версию прогноза цветовых трендов, и в результате этих творческо-эзотерических мистерий рождается «цвет года».
Само собой, декларируя, что «цвет — это язык жизни», и потратив столько человеческих ресурсов ради правильного выбора, нельзя просто сказать «у наступающего года будет этот цвет». Поэтому «цвет года» становится чем-то вроде концептуального визуального послания человечеству, которое сотрудники Института Pantone любезно интерпретируют. «Послание 2020» звучит так: «Элегантный в своей простоте, этот оттенок синего ассоциируется со стабильностью, уверенностью и спокойствием. В современном высокотехнологичном мире, перегруженном информацией, которую не способен переработать человеческий разум, мы тяготеем к спокойному цвету, который помогает прояснить мысли, сконцентрироваться, и одновременно дает ощущение защищенности. Выбор «классического синего» подчеркивает нашу потребность в надежном и прочном фундаменте на пороге новой эры».
Стоит признать очевидный коммерческий успех «цвета года», который за 20 лет своего существования стал самостоятельным успешным брендом. С каждым годом к проекту присоединяется все больше партнеров-лицензиатов, создающих лимитированные коллекции, тематические продуктовые линейки, мультимедийные инсталляции и онлайн-сервисы.
Pantone, начав собственную линейку мерчандайза с простой однотонной кружки в 2005-м, активно осваивает широкий потребительский рынок, ежегодно продавая десятки миллионов товаров «дизайн-ориентированным» покупателям. Институт цвета, для которого «цвет года» является масштабной PR-кампанией, приносит 15% от общего дохода Pantone.
И наконец, «цвет года» — это креативное ненавязчивое напоминание профессиональному сообществу о важности ежегодного обновления персональных Color Guides, которые, по-прежнему, приносят Pantone до 70% дохода.
Многие профессиональные дизайнеры интерьера не скрывают своего критичного отношения к проекту «цвет года от Pantone», как и иронии в отношении мистификации вокруг засекреченного процесса выбора цвета. Потому что менять свои представления о красоте, стиле и актуальном дизайне с учетом ежегодной рекомендации Института цвета, кажется странным. Но, осознавая глобальный характер явления, все понимают, что «классического синего» в наступающем году неминуемо прибавится и в профессиональной, и в бытовой жизни.