К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жизнь после смерти: что происходит с ненужными вещами

Фото Getty Images
Фото Getty Images
По оценке Marks & Spencer, в 2016 году только в британских шкафах хранилось 3,6 млрд предметов неносимой одежды. А в Японии на долю продаж секонд-хенда приходится целых 10,5% розничного рынка одежды. Адам Минтер в своей книге разбирается, кому нужны «ненужные» вещи

Избавление от лишних вещей — достаточно модная сейчас тема. Из последних трендов можно выделить метод наведения порядка в доме и гардеробе японки Мари Кондо, чьи книги пользуются популярностью даже в России. Кондо проповедует, что оставлять стоит лишь вещи, приносящие радость.

По оценке Marks & Spencer, в 2016 году только в британских шкафах хранилось 3,6 млрд предметов неносимой одежды. Таким образом, немало одежды и предметов быта, все еще пригодных для носки и использования, оказываются ненужными. Многим людям жаль просто выбрасывать вещи, они справедливо полагают, что те могли бы еще послужить. Так для вещей начинается вторая жизнь, о которой прежние владельцы ничего не узнают. Недавно издательство Bloomsbury выпустило о глобальном рынке секонд-хенда книгу, проливающую свет на то, что же происходит с вещами, которым люди подарили второй шанс.

Adam Minter Secondhand: Travels in the New Global Garage Sale

 

Как верно подмечали еще Ильф и Петров, статистика знает все, да не все. Классики советского юмора указывали на проблему точного учета находящихся в стране стульев. А Адам Минтер уверен, что статистика так же мало что знает об утративших нужность вещах. В США, например, кроме понимания объемов утилизированных автомобилей, она выглядит беспомощно. К счастью, отсутствие данных не означает, что торговлю бывшими в употреблении товарами не отследить, просто вместо сидения в архивах исследователю придется попутешествовать по местам, где секонд-хенд собирают, покупают, сортируют и продают. Для Адама Минтера, автора книги о секонд-хенде, это не первый подход к теме — его предыдущая книга была посвящена исследованию мирового рынка мусора и проблем рециклирования.

Свои поиски Адам начал с США, где лидерами сбора ненужных вещей являются Армия спасения и некоммерческая организация Goodwill. Последняя имеет магазины, в которых собранное продается с большой скидкой. Но они принимают не все: так, почему-то совершенно не пользуется спросом бывший в употреблении спортивный инвентарь. В Японии на долю продаж секонд-хенда приходится целых 10,5% розничного рынка одежды.

 

Вообще рынки сбыта постоянно меняются. Одно время ношеную одежду тоннами свозили в Китай. Но китайцы разбогатели и с чужого плеча не носят. Они сами теперь доноры — их футболкам и мобилам рады в Африке. Из тканей хуже всего для второй жизни приспособлены синтетика (почти не чинится, на тряпки не пустишь) и шерсть. Теплые свитера нужны только в богатых северных странах, а основные потребители секонд-хенда живут в теплых краях. Раньше шерсть перерабатывали в грубую материю для одеял для солдат и спасателей, но сейчас ее место занял флис.

С тряпками тоже не все просто — на них существует устойчивый спрос целого ряда отраслей промышленности: нефтяникам и автомеханикам для протирки и чистки, клинингу для уборки. Чем хуже изначальная ткань (а сейчас происходит повсеместное намеренное снижение ее качества), тем меньше она годится даже на тряпки. Самый главный бенефициар «быстрой моды» — производители бумажных полотенец, ведь это, похоже, единственное, на что годятся ее обновки после нескольких носок.

Хотя секонд-хенд действительно хорошая альтернатива свалке или сжиганию, не менее правильным видится и требование к изготовителям делать свои товары пригодными к починке не только в авторизованных салонах. Да и вообще люди имеют право самостоятельно ремонтировать свои, например, айфоны. Например, основатель сервиса iFixit, опубликовавшего уже свыше 36 000 руководств по ремонту устройств (от электроники до машин), утверждает, что угроза лишения гарантии при самостоятельном вскрытии смартфона или планшета абсолютно незаконна.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+