Менструальные чаши, половое воспитание и насилие: о чем шутил шотландский комик Дэниэл Слосс в Москве
23 ноября на сцене Music Media Dome со своей новой программой «Daniel Sloss: X» выступил шотландский комик Дэниэл Слосс. Хипстерского вида молодые люди по морозу пробирались к огромному концертному зданию на шоссе Энтузиастов. Как они о нем узнали? Из рекламы, где Дэниэл фигурировал по двум причинам: с ним заключил контракт Netflix, а после одной из его шуток распалось более 50 000 пар.
Всемирную известность Дэниэл получил после шоу «Пазл» с нехитрой идеей в основе сюжета: вся жизнь, по словам комика, похожа на пазл. Его рамкой становятся работа, хобби, семья, друзья. В детстве отец сказал ему, что в центре пазла обязательно должна оказаться его вторая половина, что главное в жизни — любовь. Но с возрастом Слосс понял, что в центр своего пазла совершенно не обязательно помещать другого человека. Для каждого это может быть что-то свое, что-то, что заполняет эту пустоту и делает жизнь полной — вполне может быть и работа. При этом огромное количество людей стремятся эту пустоту все-таки заполнить первым попавшимся спутником, часто совершенно им не подходящим, и из-за этого впустую тратят свою жизнь. В мире 7,5 млрд людей — почему вы считаете, что проживающий всего в 30 км от вас — тот самый?
В этот момент следует сделать отступление и заметить, что шотландские комики выступать в Москву заезжают не очень часто. Как, в принципе, и все гастролирующие звезды стендапа. Россия еще не до конца успела осознать разницу между шутками КВН, «Камеди Клабом» на ТНТ и живыми выступлениями стендап-комиков.
Но на этот раз собрался полный зал. Две тысячи прогрессивных зрителей с интересом уселись в длинном, похожем на огромный прямоугольный загон, здании.
«Видео- и фотосъемка запрещена!» — предупредили всех. Погас свет, и на сцену вышел счастливого вида шотландец — но не тот, кого все ждали, а другой. Радостный Кай Хамфрис подготовился к русскоязычной аудитории со всеми ее предрассудками — усатый, с ног до головы в адидасе («Свой!» — подумали все), он успел пошутить и про то, как хотел взять фамилию своей жены, и про то, что они с ней выбрали презервативы в качестве средства предохранения, чтобы не подвергать ее организм побочным эффектам гормональных таблеток.
Удостоверившись, что суровая российская публика встретит тепло Дэниэла, Кай Хамфрис дал пару минут на сцене Сергею Орлову, который никак не мог понять, как он вообще очутился на шоссе Энтузиастов в 9 вечера субботы, а потом всех отпустили на перерыв — и зрители радостно отправились выпить пива. Но в баре с длинной очередью пива не было, а только вино по 450 руб.лей за бокал (не дешевле, чем в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко). «Видео- и фотосъемка запрещена» — напомнили залу после перерыва, и на сцену вышел Дэниэл. В трейлере своего шоу он обещал рассказать много такого, от чего зрителям станет очень неудобно. И вот зрители замерли. «Привет, Москва! Я люблю детей, — в звенящей тишине заявил Дэниэл. — А почему вам вдруг стало так некомфортно?».
Несмотря на все предупреждения, выступление Дэниэла не показалось чем-то фантастически далеким от того, чем Москва живет сейчас. Главными героями программы Дэниэла были женщины — маленькая племянница, его менеджер, подруга. Шотландец рассказывал о проблемах женщин, от которых мужчины далеки настолько, что даже не подозревают о существовании этих вещей. А вообще выступление Дэниэла было очень похоже на театральное — он мастерски манипулировал интонациями, мимикой и постоянно держал внимание зрителя.
К моменту, когда в зале потеплело настолько, что запахло горелым, Дэниэл задал одному из зрителей вопрос: «Артем, ты знаешь, что такое чаша?» Зал разделился на две части: одна просчитывала план эвакуации из зала (я ставила на то, что мы не успеем выбраться, если все-таки случится реальный, а не метафорический пожар), вторая узнавала анатомические подробности процесса использования тампонов и менструальных чаш. В итоге скучно не было никому.
Дэниэл спросил, есть ли в России сексуальное образование и воспитание. «Нет!» — хором ответили ему из зала. «Зато у нас есть водка», — с энтузиазмом добавил кто-то. Шотландец растерялся, взял стакан с водой и сел на пол. Зал как будто бы согласился — воспитание, конечно, было бы здорово ввести. И о чашах тоже лучше бы всем знать. Проблемы, касающиеся женщин, очень важны и для мужчин, Дэниэл, в этом ты абсолютно прав.
Через полтора часа началась финальная часть шоу — все шутки рассказаны, и шотландец обещает 15 минут серьезного разговора. Он объясняет, что в этом и состоит замысел его выступления — сначала он расслабляет публику и входит в доверие к мужской ее части, а потом переходит к сути, на этот раз — к проблеме сексуального насилия над женщинами. Дэниэл решил рассказать о том, что его подругу изнасиловал человек, которого он знал 9 лет. Себе он до сих пор не может простить случившееся — ведь именно он познакомил их в тот вечер. Слосс рассказывает, что после того, как узнал об этом, первым его вопросом был: «Ты говорила ему «нет?». «Говорила, но кого мой отказ когда-либо останавливал?» — ответила подруга с юмором, который оказался слишком жестким даже для Слосса, построившего одно из своих предыдущих шоу на шутках о смерти своей семилетней сестры с ДЦП.
Его подруга так и не обратилась в полицию и запретила избивать насильника — ведь в этом случае он бы оказался жертвой. Рассказывая ее и свою историю перед зрителями почти 40 стран, Дэниэл прорабатывает ее в первую очередь для себя. «97% процентов насильников остаются ненаказанными, — говорит он. — Насилие — это самое худшее, что может сделать человек, это совершенно непростительно. И я буду всегда винить себя в том, что допустил эту ситуацию. Этот человек подтвердил мне то, что сделал это, когда я спросил у него напрямую. Он сказал — с кем не бывает? И продолжил жить своей жизнью. Сейчас моя подруга счастлива и находится в прекрасных отношениях, а мы с друзьями делаем все, чтобы наш бывший друг, которого мы, оказывается, совсем не знали, никогда не нашел работу, чтобы все знали о его поступке».
Зал смеется над шутками нервно, а кое-кто начинает зевать — в огромном прямоугольном загоне на шоссе Энтузиастов становится невыносимо душно. В 11 вечера включается свет, Дэниэл обещает всем автографы и фотографии — но не здесь, а на Арбате.
Люди начинают вставать со своих мест и почти сразу же встают в «пробку», единственный выход оказывается перекрыт охраной. Шотландец уходит со сцены, зрители остаются один на один с Россией. «Я никого не пущу, только по команде. Стоим», — грудью загораживает охранник проход. По громкоговорителю вещают: «Быстро забирайте вещи из гардероба, мы не будем пускать туда других людей, пока вы не выйдете из помещения, а то будет давка». Давка, правда, уже началась — из-за перекрытых выходов в гардероб (штраф за утерю номерка — 500 рублей). Соседи в очереди, как и я, вспоминают о запахе гари и думают о том, что в случае возгорания не выбрались бы. «Саш, а помнишь, как будто горело что-то в зале? Я тогда просчитала все в уме, и мы бы не эвакуировались, для такого большого зала слишком маленькая дверь. Иногда прямо грустно быть архитектором».
На выходе из прямоугольника нам не дают подождать такси в тепле — идите, девушки, ждите на улице. «Все равно машины к нам не пускают». Шотландский комик уже давно уехал на Арбат, три часа либерализма и прогрессивных шуток на шоссе Энтузиастов закончились.