Время цыган, мифические вампиры и обаяние Бухареста. Зарисовки из румынской жизни
Огромное оранжево-матовое солнце медленно поднимается над Бухарестом, выбираясь из туманной серой дымки над городом и обретая всю полноту света. Румыния, пожалуй, одна из последних стран бывшего восточного блока, которая до последнего времени оставалась terra incognita для туристов, колорит и культура которой лишь отчасти, опосредованно приоткрываются в творчестве балканских авторов, например, в арт-хаусных фильмах Эмира Кустурицы. Румынскую столицу по легенде основал пастух по имени Бакур, отсюда и название — Букурешти. Бухарест стал главным городом Валахии в 1459 году во время правления Влада Цепеша, более известного под именем Дракулы. Когда Румыния получила независимость от Османской империи, став в 1881 году самостоятельным королевством, ее правители решили придать ей сходство с Парижем: центр города образуют широкие бульвары с многорядным движением, площади с фонтанами, роскошные здания для почты, банков, музеев. После второй мировой войны городской облик дополнил сталинский ампир — главным его образчиком стал парламентский дворец Чаушеску, второе по площади здание в мире после американского Пентагона.
Весь Старый город пронизан чуть гротескным шармом стран Восточной Европы — он сочетает в себе крошечные романские базилики, переулки «красных фонарей», завлекающие туристов кричащими вывесками и постсоветскую мозаику из имперских зданий и разрушающихся особняков середины XIX века.
Контраст впечатлений становится еще более явным, когда мы покидаем город и направляемся в румынскую глубинку — за окнами нового кроссовера Toyota RAV4, плавно скользящего по дорогам, сменяется калейдоскоп пейзажей — живописные цыганские деревни, сонные городки, сохранившие австро-венгерское наследие Габсбургов. В новой модели разработчики многое добавили для большего комфорта и безопасности: передние стойки стали более узкими, появилась система кругового обзора, а система шумоподавления позволяет даже на высоких скоростях спокойно общаться пассажирам на заднем сиденье и водителю, не напрягая голосовых связок.
В Румынии знак гужевой повозки — совсем не атавизм из правил ПДД, а символ реальной жизни: выныривающие из темноты повозки, запряженные лошадьми, собаки, с ленцой отскакивающие на обочину и переходящие дорогу стада становятся постоянными участниками дорожного движения. Приходится всё время быть начеку: за каждым новым поворотом могут оказаться не только колоритные местные жители, но и притаиться машины с патрульными, меряющими скорость. Впрочем, новый Toyota RAV4 пятого поколения распознает дорожные знаки, следит за разметкой и сохраняет дистанцию благодаря пакету безопасности Toyota Safety Sence 2.0.
Через красные леса Трансильвании, устланные опавшими рыжими листьями мы уверенно взбираемся в горы. Автомобиль решительно справляется с последствиями непогоды: система Dynamic Torque Vectoring AWD передает крутящий момент индивидуально на каждое заднее колесо, а система Multi-Terrain Selectпозволяет выбрать режим движения, помимо обычного, есть два варианта для бездорожья — для езды по камням и гравию и по грязи и песку, а также отдельно зимний режим. После перевала полезным ноу-хау оказывается ассистент спуска с горы — автомобиль медленно катится вниз с зафиксированной скоростью до 10 км/ч по склону без задействования педалей тормоза и газа. Внешне RAV4 стал более брутальным, заточенным под внедорожные приключения, облик модели подчеркивают мощные габариты и мускулистые линии, колеса большого диаметра и внушительный дорожный просвет.
На границе с Трансильванией расположен окутанный суевериями и легендами замок Бран — с ним связывают легенду о Дракуле и вампирах. В реальности, ни к Дракуле Брэма Стокера, ни к его прототипу — господарю Валахии Владу Цепешу замок никакого отношения не имеет. Хотя надо признать — ирландскому писателю удалось создать самый узнаваемый и растиражированный в мире образ Румынии и ее главного героя графа-вампира.
В XV веке во времена османского нашествия Бран стал военным укреплением, а потом превратился в таможенный пункт. Резиденцией румынских королей он оказался только в XX веке. В знак признательности за заслуги в первой мировой войне в 1920 году жители Брашова подарили замок королю Фердинанду и его супруге королеве Марии Эдинбургской. Британская принцесса русских кровей (Мария была внучкой Александра II и двоюродной сестрой Николая II) снискала поистине всенародную любовь. Ее называли «матерью раненых» — во время военных действий королева Мария работала медсестрой в госпиталях, ухаживая за солдатами, а по окончании войны участвовала в Парижской мирной конференции 1919 года, на которой произошло международное признание расширенной Румынии. Спустя много лет замок Бран вернулся к наследникам — в 2005 году на основе румынского закона о реституции замок отдали внуку королевы Марии — американскому архитектору Доминику Габсбургу, который подхватил коммерчески успешный бренд графа Дракулы и создал в замке музей, посвященной мифическому вампиру.
Осенняя погода забрала у нас свою дань — за кадром осталась мечта всех водителей — знаменитый высокогорный серпантин Трансфагараш, опасный и неверный с наступлением холодов и непогоды. Живописная горная дорога петляет между карпатских хребтов, разделяя бывшие княжества Трансильванию и Валахию. Считается, что Чаушеску строил ее со стратегическими целями — в случае нападения Советского союза румынские солдаты могли бы быстро оказаться в любой части страны. Сейчас все эти истории принадлежат прошлому, а мы смотрим в будущее — серпантин вновь откроется для водителей на летние месяцы.