Все, что происходит на сцене, — про свободу
Современная хореография — это свобода: как в движении, так и понимании искусства в целом. Классическое искусство создает рамки, которые сковывают хореографов и танцовщиков. Особенно в России в силу исторических событий и менталитета эти рамки особенно прочные — новые нестандартные решения в хореографии, развивающиеся за рубежом, не могли прижиться в СССР. Эти рамки можно четко проследить и в танце: движения часто точны, зажаты, закрыты. Современная хореография же не следует строгим формам классического танца, вместо этого исследуются нетрадиционные движения, хореографы стремятся искать новые формы, развивать новые стили, исследовать границы тела человека и способы визуального выражения чувств и эмоций. Любое движение тела способно стать танцем. Современная хореография также дает свободу говорить на любые темы через танец, экспериментировать с пространством — покидать сцену и выходить на новые площадки.
Обращайте внимание на исследование себя
В классическом танце часто танцовщики остаются просто телами — им говорят, что делать, где искать, как двигаться. Это делает движения танцовщика искусственными, и все, что получается на выходе — это красивая эстетичная картинка. В основе же современной хореографии лежит исследовательский подход, который заключается в изучении собственных особенностей и возможностей: телесных, психологических, эмоциональных. Это может быть обращение к своему опыту, который затем переносится в движение. Основное внимание уделяется исследованию движений, их взаимосвязи, изучению того, на что способны танцовщики и их тела, взаимодействию танцовщиков друг с другом, временем и пространством. Движения рождаются не только из задумки хореографа, но и из изучения танцовщиками самих себя, совместных экспериментов и открытий.
Замечайте, как отличаются стили у танцоров
В современной хореографии акцент делается на раскрытие индивидуальности танцовщика вместо того, чтобы просто тренировать и использовать тело как инструмент. Каждый на сцене индивидуален — как личность, человек, характер. То же верно и в отношении физических возможностей. Современный танец пренебрегает идеалами и подчеркивает особенности стиля каждого. Танцовщик может «быть собой» на сцене — движение становится более аутентичным, свободным. Так рождается уникальный стиль каждого отдельного артиста или коллектива.
Следите за эмоциями: своими и танцоров
Эмоции играют важную роль в создании произведения, исполнении и зрительском восприятии танца. Современная хореография не ставит задачу передать зрителю конкретную мысль или заставить его переживать определенную эмоцию — главное, чтобы каждый зритель был вовлечен в постановку, сопереживал ей или увидел в итоге что-то свое — личный и культурный опыт влияют на восприятие зрителем эмоций в танце независимо от намерений хореографа или исполнителя.
Представьте себе, как выглядит мир глазами хореографа
Современный танец помогает понимать и воспринимать современный мир. Хореографы чувствуют силу движения — а их выбор содержания и контекста влияет на зрителей. Как и любой вид искусства, танец направлен на то, чтобы изменить мир к лучшему, донести до зрителя проблемы современности, менять мир к лучшему. Возможности современной хореографии гораздо шире, пластический язык богаче и ярче — это расширяет словарный запас хореографов и помогает говорить на любые темы.
С каких имен начать знакомство с современной хореографией?
- Джордж Баланчин — основатель нового направления в балете 20 века. Он стоял у истоков американской танцевальной школы и оказал большое влияние на развитие современной хореографии в мире.
- Алексей Ратманский — хореограф-неоклассик, который считается одним из самых востребованных постановщиков современности. Как и многие другие хореографы, он начинал с курьеры танцовщика — был ведущим танцовщиком Национальной оперы Украины, виннипегского Королевского балета (Канада), Королевского балета Дании и многих других. С 2004 по 2009 год был руководителем балета Большого театра России, с 2009 года Ратманский — хореограф-резидент Американского театра балета.
- Борис Эйфман — один из немногих хореографов, который ведет активную творческую деятельность на протяжении десятилетий. Он осуществил более 40 постановок. Ему удалось создать собственный стиль, в котором сочетаются каноны классического балета и новаторство современной хореографии В 1977 году Борис Эйфман основал «Новый балет» (Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) — первый в СССР авторский театр современной хореографии. Его театр часто называют творческой лабораторией.
- Жан-Кристоф Майо — художественный руководитель труппы Балета Монте-Карло Майо. С 1993 года создал для труппы около 40 постановок, за это время Балет закрепил репутацию высокопрофессионального коллектива. Майо не следует одному стилю и выходит за рамки одного жанра — его танец переплетается с драматическим театром и визуальным искусством, по-новому интерпретирует литературные тексты.
- Мэтью Борн — сооснователь, директор и хореограф труппы Adventures in Motion Pictures. Также является художественным руководителем труппы New Adventures. Мэтью Борн знают и любят не только в узком кругу знатоков и ценителей балета, но и среди широкой публики. В его постановках в классические сюжеты вплетаются современная проблематика, а что касается жанра, то постановки представляют собой сочетание танца, актерской игры, мюзикла, и все это дополняется яркими аудиовизуальными эффектами.
Что смотреть на фестивале Context?
- Equal Elevations. Спектакль Equal Elevations создан специально для Национального музея «Центр искусств королевы Софии». В одном из залов находится скульптура «Равный-параллельный. Герника-Бенгази» (Equal-Parallel/Guernica-Bengasi) американского художника и скульптора Ричарда Серра. Хореограф Маркус Морау задумал постановку как диалог между танцовщиками и скульптурой. В танце под музыку Стива Райха, соратника Серра, La Veronal используют сложную морфологию движения, противопоставляя способности тела его гравитации. Маркос Морау — хореограф из Валенсии, изучал хореографию в Барселоне, Валенсии и Нью-Йорке. Его художественные навыки не ограничиваются танцем — Маркос также занимается фотографией и получает степень магистра в области теории драмы. В 2013 году Министерство культуры Испании наградило Маркоса Национальной танцевальной премией Испании. В 2005 году Маркос создал танцевальную компанию La Veronal. Коллектив включает творцов разных направлений в искусстве: хореографии, кино, фотографии и литературы. Работы La Veronal представлены на значимых фестивалях и театральных площадках в мире, таких как: Национальный театр Шайо в Париже, Оперный театр Осло, фестиваль Julidans в Амстердаме, Венецианская биеннале, фестиваль Tanz im August в Берлине, Сеульский международный фестиваль танцев, Sadler’s Wells Theatre в Лондоне и Tanzmesse в Дюссельдорфе.
- Grand Finale. Спектакль Хофеша Шехтера, одного из важнейших хореографов современного танца. В постановке участвуют танцовщики из восьми стран и музыканты, которые исполняют музыку Шехтера. Grand Finale Шехтера — концертное, танцевальное и театральное видение мира в свободном падении. Спектакль одновременно комичен, мрачен и прекрасен, он порождает мир, полный анархической энергии и безжалостной комедии. Постановка была представлена в номинации «Лучшая современная хореография» Премии Лоренса Оливье в 2018 году. Работы Хофеша Шехтера отличаются зрелищностью и виртуозным использованием спецэффектов, которые стирают границы между жанрами и расширяют возможности хореографии. Шехтер также ставил спектакли для ведущих международных танцевальных компаний, таких как: Королевский балет, Нидерландский театр танца, «Батшева», Американский театр танца Элвина Эйли и Бернский балет. Компания Хофеша Шехтера создана в 2008 году. В репертуаре компании работы «Uprising» (2006), «In your rooms» (2007), «The Art of Not Looking Back» (2009), «Political Mother» (2010), «Political Mother: The Choreographer’s Cut» (2011), «Sun» (2013), «barbarians» (2015), «Grand Finale» (2017) и «SHOW» (2018). Танцовщики выступают в городах по всему миру: Париже, Нью-Йорке, Мельбурне, Токио, Берлине, Тель-Авиве, Риме, Сеуле, Рио-де-Жанейро и многих других.
- Каннингем в 3D. Документальный фильм Аллы Ковган, снятый к 100-летию со дня рождения Мерса Каннингема, — это взгляд на жизнь американского хореографа, который начинал свою карьеру в Нью-Йорке после Второй мировой войны. Фильм состоит из архивных съемок и реконструкций танцев, созданных которые Мерсом Каннингем создалом между 1942 и 1972 годами. Помимо заметок Каннингема о хореографии, в фильме можно услышать истории работавших с ним танцоров и художников, архитекторов и музыкантов, в том числе ближайшего соратника Мерса — Джона Кейджа. Кроме того, хореограф также сотрудничал с ведущими фигурами послевоенного авангарда — среди них: Энди Уорхол и Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс и Фрэнк Стелла. Эта документальная картина открывает зрителю уникальный архивный материал, а 3D технологии не только точно передают зрелищные танцевальные постановки, но и раскрывают главный принцип работы Каннингема — отсутствие границы между артистом и зрителем.
- Балет сегодня. Известную балерину Тайлер Пек приглашают в Лос-Анджелес поставить свое первое шоу. Она собирает группу талантливых танцоров, чтобы по-новому взглянуть на балет: гений степа, танцор хип-хопа, клоун и прима-балерина вместе работают над созданием перформанса. Первая встреча с дирижером и художником по свету, интервью, бесконечные репетиции. Ни одного случайного движения, концентрация и безупречное владение телом. Времени на постановку совсем немного, замысел грандиозный и требует безошибочного исполнения. Проект начинает пугать Тайлер — справится ли она с ним? «Балет сегодня» — документальный фильм производства компании Hulu, известной благодаря сериалу «Рассказ служанки». Элизабет Мосс, сыгравшая в сериале главную роль, выступила в качестве одного из продюсеров фильма. Для режиссера Стивена Кантора это не первый заход Стивена Кантора на территорию танца — в 2016 году он снял «Танцовщика» — громкую картину о звезде современного балета Сергее Полунине.
- Лил Бак. Уличные танцы и классический балет удивительно органично соединяются в творчестве Лил Бака, восходящей звезды современного танца. Документальный фильм Луи Валлекана открывает двери в мир Jookin, танцевального направления скейт — и рэп-культуры, родившегося на улицах Мемфиса. Именно там, с дэнс-баттлов и репетиций на парковках, началось путешествие Лил Бака к мировой славе — миллионам просмотров его видео со всемирно известным виолончелистом Йо Йо Ма, снятого Спайком Джонсом. Талантливый парень из Мемфиса стал участником шоу Мадонны, выступал в музее Фонда Louis Vuitton, снялся в клипе с Михаилом Барышниковым и в рекламных кампаниях Apple и Versace. Но именно в балетной студии Лил Бак полностью использует свою естественную гибкость, двигаясь так, что у зрителя возникает лишь один вопрос – «как он это делает?».