Доходность до 258%: сколько можно заработать, коллекционируя старые автомобили
Век автомобилестроения не так уж и долог — чуть более 100 лет, но, будучи вундеркиндом прогресса, автомобиль завоевал свою аудиторию за рекордный срок: люди, захотевшие коллекционировать машины, появились почти сразу. Это занятие, разумеется, было прерогативой аристократии и сильных мира сего: одним из страстных автоколлекционеров был, к примеру, последний российский император Николай II (с чем, кстати, связано интенсивное развитие отечественного автопрома в начале XX века, породившего такие шедевры, как «Руссо-Балт»). Сегодня ситуация примерно та же: несмотря на сравнительно невысокий порог входа в ряды коллекционеров (приличный олдтаймер на аукционе можно найти всего за несколько тысяч долларов или евро), значительную финансовую нагрузку дают затраты на логистику, хранение, поддержание авто в коллекционном состоянии и, конечно, реставрацию. Стоимость последней, к слову, может в разы превосходить цену покупки. Но без реставрации не обойтись: именно она превращает старую машину в великолепный инвестиционный актив с доходностью до 258% за 10 лет, по оценкам аналитиков Knight Frank.
Коллекционные автомобили принято делить на три основные категории: олдтаймеры, или классические автомобили (к ним относят машины, созданные 30 и более лет назад), янгтаймеры (созданы в последние десятилетия) и спецтехника. Приобрести статус коллекционной имеет шанс лишь редкая и малосерийная модель с определенной степенью сохранности (в случае с олдтаймерами сохранность подтверждают альбомом с фотографиями, в которых пошагово зафиксирован процесс реставрации и показаны детали, которые в процессе использовались). Особая группа — это специализированные машины. Сюда попадает широкий спектр техники, от гоночных авто до спецмашин различных служб.
Драйвером цены на автомобиль, наряду с уникальностью и сохранностью, может стать провенанс: факты «биографии», выделяющие конкретную машину даже из ряда редких экземпляров, например громкое имя предыдущего владельца или причастность к известному событию (диапазон широк, от исторических встреч до киносъемок). В этом случае автомобиль становится меморабилией, что расширяет круг интересантов: чтобы загореться идеей покупки машины Джеймса Бонда, необязательно быть коллекционером британского автопрома.
Коллекционирование автомобилей во многом локальная, имеющая привязку к географии история. В Азии популярностью пользуются азиатские машины, в США — «американцы», в Англии, Индии и других бывших британских колониях — праворульные «британцы».
Связано это в первую очередь с наличием развитой сервисной инфраструктуры, заточенной под обслуживание местных марок. Негласное деление европейских классических машин на немецкие и «все остальные» обусловлено также наличием в Австрии, Германии, Швейцарии профильных автомастерских и развитой сети продаж оригинальных деталей, а также специализированных аукционных домов, торговых площадок, гаражей. Да и автомобилей в хорошем состоянии там сохранилось больше.
В Европе на заре автостроения, помимо больших автоконцернов, было много маленьких производств, создававших шедевры. Но в немецкоязычных странах сложилась особая культура владения автомобилями и их хранения, да и автопромышленность во время войны в разных странах развивалась по-разному: в Австрии, Германии и Швейцарии ей повезло больше, чем, например, во Франции и Великобритании.
Именно поэтому эти три страны считаются лучшим местом для приобретения европейского (особенно немецкого) олдтаймера: выбор больше, лучше соотношение цены и качества. В Швейцарии, кстати, в марте 2019 года был продан и самый дорогой янгтаймер в истории: цена покупки новой модели Bugatti La Voiture Noire на Geneva Motor Show составила около $19 млн, включая налоги. Для сравнения: рекордная цена для олдтаймера на сегодняшний день — $70 млн за Ferrari 250 GTO 1963 года, выигравшую Тур де Франс 1964 года.
Основные сделки в мире коллекционных авто проходят в Великобритании и США, именно в этих странах живут крупнейшие мировые автоколлекционеры, здесь же расположены самые передовые сервисные центры (ведь каждый серьезный коллекционер рано или поздно обзаводится своей мастерской) и множество аукционных домов — «аукционных гаражей» и «аукционных парковок» (именно так это выглядит).
И если Великобритания славится в основном топовыми аукционами машин, то Америка известна множеством локальных торгов, на которых можно приобрести буквально все, что связано с упомянутой тематикой. На американских аукционах в торгах может участвовать до нескольких тысяч лотов, и идти они могут по нескольку дней. Интерес коллекционеров не ограничивается только машинами: каталог любых торгов редко обходится без «вступительной части», включающей автомобильную атрибутику (от плакатов и брендированных сувениров до фигурок-маскотов, украшавших капот или радиатор) и специальные каталоги оригинальных деталей. В компанию двух стран-лидеров в последние годы стремятся разные государства Азии, в частности Индия, — в аналитических отчетах об этих растущих рынках говорится все чаще. Коллекционирование машин там на европейский и американский уровень еще не вышло, но уверенно растет.
Помимо локальных аукционных домов, которых много в странах с развитым автопромом, автомобилями торгуют и международные дома-гиганты. Громкими результатами не перестает удивлять автодепартамент дома Bonhams, недавно отметившийся продажей Bugatti Type 57 Atalante Faux Cabriolet 1935 года почти за $2 млн (он же в сентябре 2019-го продавал знаменитый трак, расписанный Бэнкси). В 2015 году одной из главных сенсаций в автомире стала покупка домом Sotheby’s 25% акций лидирующего на тот момент автомобильного аукционного дома RM Auctions. Согласно официальным источникам, сделка обошлась международному гиганту в $30,7 млн. Это стратегическое партнерство позволило Sotheby’s укрепить свои позиции на авторынке (ежегодный оборот RM Auctions на тот момент оценивался в $2 млрд), а RM Auctions в результате сменил название на RM Sotheby’s и сегодня стабильно занимает лидирующее положение на мировой аукционной автоарене (представительства в семи странах мира, 8–10 аукционов в год).
Покупатели коллекционных машин достаточно однородны. Автомобиль преимущественно остается мужской игрушкой. В Европе и Америке все больше покупок совершают миллениалы: в 2019 году, согласно имеющимся данным, покупатель значительно помолодел, теперь это чаще всего мужчина в возрасте от 30 до 40 лет. В Азии пока основными покупателями являются люди постарше: представители поколения 50–60-летних. Россия в этом смысле пока ближе к Азии, чем к Европе.
Коллекционировать автомобили в России — задача нетривиальная. Во-первых, в отечественном законодательстве отсутствует однозначное официальное определение коллекционного авто как такового. Общепринятой классификации нет и в сообществе коллекционеров: в зависимости от личных предпочтений используется классификация FIVA (Международной федерации старинных автомобилей) или какая-то другая.
Как следствие, ввоз автомобиля из-за рубежа представляет собой определенную сложность: ввезти машину в РФ можно либо в качестве транспортного средства (с уплатой всех пошлин и налогов), либо как культурную ценность. Второй вариант зачастую предпочтительнее, так как не предполагает уплату таможенной пошлины, но возможен, только если автомобиль соответствует определению, приведенному в Перечне культурных ценностей, утвержденном приказом Россвязьохранкультуры от 14 марта 2008 года (Перечень подпадает под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). Согласно документу, к культурным ценностям относятся предметы техники, созданные более 50 лет назад, в том числе и автомобили (хотя признание культурной ценностью и автомобилей более позднего выпуска в принципе возможно — на усмотрение работников Минкульта). Но есть проблема: автомобиль, ввезенный как культурная ценность, невозможно поставить на учет в ГИБДД и использовать в качестве транспортного средства.
Еще одним косвенным определением коллекционного автомобиля можно считать перечень характеристик, данный в статье 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», регламентирующей уплату утилизационного сбора со старых автомобилей. Согласно ей, имеют особый статус и освобождаются от оплаты утилизационного сбора автомобили, после производства которых прошло не менее 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок, имеющие оригинальные конструктивные части и ввозимые из стран — участниц Таможенного союза ЕАЭС. То есть если машина моложе 50 лет, но старше 30 и отвечает остальным условиям, то она перестает быть просто «старым автомобилем» и даже получает некоторые льготы при ввозе.
Что с отечественным автопромом? Одни и те же модели автомобилей в нашей стране выпускались десятилетиями, претерпевая лишь небольшие изменения, поэтому в сообществе до сих пор не пришли к единому определению того, что считать классической коллекционной машиной.
Машины за десятки миллионов долларов: самые дорогие автомобили, проданные с аукционов
Рынок коллекционных авто на сегодня — один из самых насыщенных, глубоких и перспективных сегментов рынка альтернативных инвестиций (достойная доходность, невысокий порог входа, широкая вариативность векторов коллекционирования). Более того, это фактически единственный не нишевый рынок среди сравнительно молодых направлений коллекционирования; ни одно другое направление, сопоставимое по возрасту, пока не смогло выбраться из-под определения «узкоспециальное» и набрать такой вес и объем, чтобы события внутри него могли оказывать влияние на мировой рынок коллекционирования в целом.
Устойчивость рынку коллекционных автомобилей придает достаточно высокая ликвидность объектов, участие аукционных домов-гигантов с многовековой историей, а также стабильная обстановка в верхнем сегменте. Стабилен и рейтинг самых популярных автобрендов: он не менялся уже много лет (возглавляет список Ferrari, в топ-3 входят также Porsche и Mercedes Benz).
По итогам первой половины 2019 года объем продаж коллекционных автомобилей составил $245,5 млн, согласно отчету компании Hagerty, специализирующейся на страховании олдтаймеров и генерирующей разнообразную аналитику. Это самый низкий результат с 2011 года, а общее снижение объема рынка по сравнению с показателями прошлого года составляет примерно 30%. Однако, учитывая общую турбулентность мировых финансовых рынков, грядущий Brexit и другие геополитические и экономические факторы, специалисты склонны оценивать текущую ситуацию как прогнозируемую корректировку, а не полноценный кризис.
Оптимизма придают результаты последних больших автоторгов RM Sotheby’s, которые показали рост на 15% по сравнению с тем же периодом 2018-го. К концу года можно смело ожидать, что даже если рынок и не выйдет на точку роста, то значительно стабилизируется относительно показателей 2018 года. Его запас прочности таков, что он без паники пережил падение и движется дальше. И сейчас как раз хороший момент к этому рынку присоединиться.