«Готовка — это как секс»: Давид Ян поговорил с владелицей Finn Flare о еде, любимой одежде россиян и планах после 140 лет
Рецепты бизнеса и секреты правильного питания — в новом YouTube-шоу «Кухня Forbes» с Давидом Яном. Гостья этого выпуска — владелица Finn Flare Ксения Рясова
Секретами бизнеса можно делиться не только на деловом ужине, но и во время его приготовления — это новое YouTube-шоу «Кухня Forbes» с Давидом Яном. На сей раз его гостьей стала бизнесвумен и мать четверых детей Ксения Рясова — владелица и президент компании Finn Flare. Женщина-предприниматель, выкупившая у финнов бренд повседневной одежды и построившая торговую империю из 150 магазинов, помогла Давиду Яну приготовить здоровый суп из морепродуктов и рассказала, как Finn Flare принимает решение, во что одевать россиян. Попутно Ксения Рясова объяснила, почему у финской одежды в ее исполнении так много карманов.
О знакомстве с финским бизнесом
Давид Ян: Расскажите, Ксения, как случилось так, что вы являетесь не совладельцем, а владельцем такой известной компании?:
Ксения Рясова: Я начала работать с бывшим владельцем компании Finn Flare Раймо Аалтоненом еще в 1997 году...
Давид Ян: Как вы вообще с ним познакомились?
Ксения Рясова: На выставке CPD в Дюссельдорфе.
Давид Ян: Зачем вы поехали на выставку?
Ксения Рясова: Я искала пути развития бизнеса. То есть челночный бизнес перестал быть интересным, даже прибыльным, и надо было искать какие-то новые возможности, новые пути развития. И вот я поехала на выставку — искать новые пути. Познакомилась там…
Давид Ян: И вы подошли на выставке к человеку, которого не знали, да?
Ксения Рясова: Ну, на выставке всегда подходят к людям, которых не знают.
Давид Ян: А как? Вот вы пришли, сказали: я — Ксения.
Ксения Рясова: Да, я вот из России, я бы хотела стать вашим партнером в РФ.
Давид Ян: Вот так, сходу?
Ксения Рясова: Да, сходу. А как еще?
О нелюбви к кухне
Давид Ян: А почему вы не готовите?
Ксения Рясова: Потому, что не умею.
Давид Ян: Нет, ну здравствуйте, мы много чего не умеем.
Ксения Рясова: И не люблю. Я так понимаю, чтобы готовить, надо этому отдаваться. То есть нельзя готовить абы как. Надо полностью сконцентрироваться на том, что ты делаешь. А у меня не получается сконцентрироваться на еде — на морковке, на помидорке. Ну, не мое это. Это как медитация...
Давид Ян: Нет, готовка — это как секс.
Ксения Рясова: Да?
Давид Ян: Конечно. Это же когда вы хотите сделать кому-то приятное, и это прямо катарсис, когда человек вкушает…
Ксения: Еду, которую я приготовила.
Давид Ян: Еду, которую вы приготовили.
Ксения Рясова: Я обязательно сегодня попробую вечером что-нибудь изобразить в сувиде. Я очень стараюсь питаться правильно…
Давид Ян: Это хорошо. Это видно по вам.
Ксения Рясова: Да и вообще я хочу дожить до 140 лет, чтобы заглянуть в следующее столетие.
Давид Ян: А почему до 140 именно?
Ксения Рясова: Потому что я 1969 года рождения. Ну, хотя бы до 132, чтобы заглянуть туда, что там будет, как там космические корабли будут бороздить просторы Вселенной.
О российском потребителе
Давид Ян: Как вы узнали, что должно носиться, что будет в моде?
Ксения Рясова: Как вы сказали, что надо, когда готовишь, «отдаться» полностью морковке, так надо «отдаться» тому человеку, которого ты будешь одевать. То есть надо полюбить его со всеми его недостатками: со складочкой на животе, с какими-то запросами неординарными. Например, мужчины любят, чтобы у них было очень много карманов. Карманов много не бывает — у нас есть такая поговорка. Русский мужчина не любит носить сумочки. Русские женщины хотят быть сексуальными даже в пуховике. Это наша ментальность, и когда ты ее понимаешь, ты ловишь волну.
О рисках и цифрах
Давид Ян: Вы тестируете продукцию? Вот у вас вышла модель, вы смотрите — первые две недели она не продается. Вы что-то с этим делаете или как?
Ксения Рясова: На данный момент мы уже заказываем коллекцию осени следующего года. Поэтому нет опции «подождать и дозаказать». То есть мы должны…
Давид Ян: А если вы не угадали?
Ксения Рясова: Значит, не угадали. Значит, распродажа минус 70%.
Давид Ян: А сколько вы производите? На какую сумму у вас риск каждой модели?
Ксения Рясова: У нас оборот $100 млн в год.
Давид Ян: $100 млн в год оборот?
Ксения Рясова: Ну да, если по России взять…
Давид Ян: А маржа?
Ксения Рясова: Маржа минимальная — меньше 60%.
Давид Ян: Ничего себе, минимальная!
Ксения Рясова: У нас очень высокие затраты, потому что аренда в торговых центрах дорогая, персонал…
Давид Ян: Подождите, вы имеете в виду gross margin?
Ксения Рясова: Да, я говорю про про gross margin.
О создании продукта
Ксения Рясова: На следующей неделе у нас будет презентация новой осенней коллекции. У нас есть франчайзи — их немного, они занимают меньше 10% нашей выручки, но они для меня по факту группа, которая тестирует товар. То есть они смотрят образцы, прототипы, отшитые у нас. Мы сначала рисуем мудборд, потом уже — прорисовка первых коллекций…
Давид Ян: То есть у вас таргет-группа — это ваши байеры? Или кто?
Ксения Рясова: Наши франчайзи, да. Они по факту байеры, так как они же своим рублем рискуют. То есть у нас сначала мудборд, потом прорисовка, потом первые образцы, вторые, третьи... Вот сейчас пришли третьи образцы — они уже из оригинальной ткани, с оригинальной фурнитурой и выглядят так, как будет выглядеть основная коллекция. И они делают заказ. И наши директора магазинов, наши аналитики тоже делают заказ — для России, для Германии, для Казахстана, для Белоруссии, для собственной розницы, для e-commerce, для Wildberries — нашего основного партнера. И мы отправляем его в производство, заключаем контракты…
Давид Ян: А производство где у вас?
Ксения Рясова: По всему миру — у нас более 500 фабрик-партнеров там, где выгодно. То ест хлопок — это выгодно в Индии, Бангладеше, пух — во Вьетнаме, синтепон — в Китае.
Давид Ян: И сколько в год вы выпускаете вот таких новых продуктовых... Как это у вас называется?
Ксения Рясова: Коллекций. Ну, четыре крупные и еще бывают 3-4 маленьких.
Давид Ян: А дизайнеры у вас все в России
Ксения Рясова: Дизайнеры все в России — это наше конкурентное преимущество.