«За сохранность работ сейчас нет тревоги»: удастся ли спасти музей Алексея Ананьева
Два дня назад The Artnewspaper Russia со ссылкой на Наталию Чечель, заместителя директора департамента музеев Минкультуры РФ, написала, что Министерство культуры рассчитывает, что Промсвязьбанк в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию. Forbes Life обратился за комментариями в Промсвязьбанк, чтобы выяснить, какие у него планы на коллекцию, здание и музейную институцию.
В ответ банк сообщил, что ему «стало известно, что ответчиками предпринимаются действия по отчуждению картин в пользу Кипрской компании Diolelta. Так как коллекция картин советского реализма имеет высокую художественную и историческую ценность именно для нашей страны, банк заинтересован в сохранении коллекции на территории Российской Федерации и недопустимости ее утраты как в имущественном, так и в искусствоведческом смысле». Очевидно, что Промсвязьбанк пытается вернуть в страну хиты коллекции ИРРИ — работы Георгия Нисского, Александра Дейнеки, Исаака Бродского, Александра Герасимова. 19 июня этого года приставы, арестовавшие собрание ИРРИ, не обнаружили этих картин в хранилище музея. Как сообщал «Интерфакс», «Музей передал картины кипрской компании Diolelta Investments Limited, связанной с супругой Алексея Ананьева, следует из показаний сотрудников ИРРИ». Пока, как сообщил Forbes Life источник, шансы на возвращение работ в Россию невелики — у картин, купленных на аукционах за границей, по сути отсутствует ввозная экспертиза.
Хотя до решения суда бессмысленно строить прогнозы, представитель Минкульта предположила, что призыв сохранить ИРРИ как институцию Промсвязьбанк воспринял положительно. «В момент ареста коллекции нам удалось объяснить представителям банка, что работам в музейном хранилище будет хорошо, там специальный климат-контроль, созданы все условия. И они согласились с нами. Так что за сохранность работ сейчас нет тревоги. Картинам в ИРРИ сейчас хорошо».