Создатель Музея русской иконы Михаил Абрамов разбился на вертолете в Греции
Частный вертолет Agusta A-109 вылетел из Галаты и направлялся в международный аэропорт Афин Элефтериос Венизелос. За штурвалом находился греческий пилот Николас Каристинос. По предварительным данным, вертолет упал в море, зацепившись хвостом за линию электропередач, из-за чего остров Порос оказался обесточен. На борту также находился Павел Акулинин. Никто из пассажиров не выжил. Сейчас тела всех трех погибших подняты из воды.
Гибель Абрамова на своей странице в социальной сети Facebook подтвердила Наталия Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, много лет сотрудничавшая с Музеем русской иконы.
Коллекционированием икон Михаил Абрамов, по меркам арт-рынка, занялся достаточно поздно, в 2000-е годы. Но финансовые возможности и грамотный подход к формированию собрания позволили ему быстро создать первоклассную коллекцию. Первым приобретением Михаила Абрамова стала икона архангела Михаила, его святого покровителя. «Я хотел икону как в Третьяковской галерее — архангел Михаил в их коллекции мне очень понравился, но в процессе поиска стало понятно, что древние иконы найти крайне трудно, практически невозможно. Я консультировался со специалистами, встречался с коллекционерами, ходил по музеям — этот мир стал мне интересен, так я и начал собирать иконы», — рассказывал Абрамов в интервью Art-and-houses.ru
Музей русской иконы был создан Михаилом Абрамовым в 2006-м году, а в 2011 открыт на Гончарной улице в Москве. Комплекс на Таганке объединяет два особняка XIX — начала XX века, реконструированных и оборудованных для показа и хранения около 5000 памятников русского и византийского искусства. Основу коллекции составляет 1000 произведений русской иконописи.
«Я видел большое количество частных коллекций и понял, что они делятся на два типа. Первый — коллекция находится в частном доме, человек просто живет в окружении икон, которые являются частью интерьера. А второй тип коллекций икон — затворнический, когда коллекционеры свои собрания никому не показывают. У меня сразу была достаточно амбициозная цель — создать именно музей, а не просто им назваться. Привлечь лучших специалистов, реставраторов, искусствоведов, организовать вокруг мощное научное поле, заниматься выставками и исследованиями, издавать каталоги, совершать открытия. И самое главное, возвращать иконы в Россию из-за рубежа».
Музей русской иконы регулярно проводил выставки, сотрудничал с государственными музеями и частными коллекционерами, занимался научной работой. Посещения, экскурсии, выставки и концерты, — бесплатны. Юридически музей существует как благотворительный фонд «Частный музей русской иконы». Известно, что содержание музея обходилось коллекционеру в десятки тысяч долларов в месяц. Большой статьей расходов была выставочная деятельность — на нее уходили уже «сотни тысяч долларов».
«Я все-таки физическое лицо, и, хотя пожить надеюсь подольше, будет надежнее, если музеем будет управлять фонд», — говорил Абрамов в интервью Art-and-houses.ru. Директор музея и директор фонда Николай Задорожный сообщил Forbes Life, что хотя фонд пополнялся только средствами своего мецената Михаила Абрамова, в планах было расширение деятельности, привлечение других источников финансирования. «Мы не форсировали ситуацию, было много текущих дел, — говорит Николай Задорожный: Но сейчас фонд ждут перемены. Главное, мы уверены: частный музей русской иконы сохранится. Он станет памятником своему основателю Михаилу Юрьевичу Абрамову».