«Власть от продюсеров переходит к сценаристам»: как будут развиваться онлайн-кинотеатры в России
В век стремительного развития форматов и каналов дистрибуции видеоконтента зрителю предлагается огромное количество вариантов, куда пойти и что посмотреть. Можно пойти в кино, включить телевизор, смотреть любимый фильм или сериал с экрана лэптопа или смартфона, используя возможности VOD-платформ (Video on Demand). Такое разнообразие не только делает потребление контента максимально комфортным, но и заставляет его создателей и дистрибьюторов задуматься: есть ли разница в том, как аудитория воспринимает и потребляет видеоконтент в зависимости от площадки? И что ждет дистрибуцию видеоконтента в будущем? Об этом директор Московской школы кино Мария Ситковская специально для Forbes Life поговорила с представителями сферы продакшена и продвижения кино и сериалов.
Лили Шерозия, куратор программы «Маркетинг и дистрибуция в кино и ТВ» МШК
«Заставить аудиторию платить за потребление видео — задача не из простых»
Целевую аудиторию ТВ, кинотеатров и VOD-платформ сегодня формируют три поколения: X, миллениалы (Y) и самое молодое — Z. Поколение Z и повзрослевшие миллениалы склонны искать интересный и подходящий под их индивидуальные запросы «свободный» контент, который предлагают VOD-платформы: без учета интересов рекламодателей, искренний, дерзкий, без цензуры и рамок телеэфира. Поколение X дружит с телевизионным «фоновым» контентом. А в целевую аудиторию кинотеатров входят все. Разделение кажется справедливым, однако во всех случаях и для всех площадок первоочередную роль всегда играет контент.
Рынок онлайн-телевидения в России — это развивающаяся индустрия в сложных условиях интернет-пиратства и 20 бесплатных каналов, доступных по всей стране. В борьбе за внимание аудитории площадкам приходится конкурировать не только между собой, но и с социальными сетями, играми и даже сном. Заставить аудиторию платить за потребление видео — задача не из простых. Поэтому, возвращаясь к контенту, шоураннеры, продюсеры и режиссеры делают ставку на новизну ощущений: чем больше сериал цепляет внимание и наматывает на кулак эмоции, тем больше вероятность, что продукт останется у аудитории в списке предпочтительных. При этом зрителю не так важно, куда идти за контентом — в кинотеатр, на ТВ или на VOD-платформу, если его захватила история. В этот момент в процесс завоевания зрительского внимания включается маркетинг: маркетологи создают яркие события, выстраивают ожидания, делают так, чтобы проект заметили. Важно понять, какой контент на это способен и как встроить его в текущее настроение и инсайты аудитории.
Изменения, происходящие в индустрии, связанные с потреблением и дистрибуцией видеоконтента, провоцируют и движения в необходимости профессионалов. Непрекращающиеся трансформации в сфере продакшена и дистрибуции требуют непрерывного обучения, приобретения новых навыков и обмена опытом. Телевизионные продюсеры образовали вокруг себя мощный креативный пул, в то время как у онлайн-платформ наблюдается острая нехватка кадров: финансовых ресурсов больше, чем интересных историй.
Александр Дулерайн, креативный продюсер телеканала ТНТ
«Власть от продюсеров переходит к сценаристам»
По сути, шоураннер — сценарист, который забрал власть. Если сценарист способен придумать целый мир, собрать команду и организовать производство, то ему уже не нужен продюсер-посредник, он может прямо общаться с каналом или стримером».
Такие изменения внутри отрасли формируют запрос к индустрии образования — необходимо создавать возможности для обучения специалистов нового уровня. Шоураннер, будучи синтетической профессией, вобравшей в себя компетенции сценариста, продюсера и режиссера, должен обладать глубокой экспертизой в области создания, производства и продвижения и уметь на практике реализовывать даже самые сложные проекты.
Софья Квашилава, генеральный продюсер OKKO Ent и директор по контенту Rambler Group
«Проекты успешны только тогда, когда во главе угла стоит качество»
Среди мировых трендов в сфере создания и продвижения видеоконтента прослеживается тенденция индустриального синтеза — крупные библиотеки консолидируются в единые платформы, чем вызывают борьбу за контент. Как пример: слияние Disney и Fox, которое выразится в создании общей VOD-платформы, лишило такую площадку, как Netflix, прав на все продукты студий. Это стало серьезным ударом для онлайн-гиганта: сериал «Друзья» был самым просматриваемым на ресурсе.
Следствием этого тренда станет лидерство платформ с оригинальным контентом, ведь именно их уникальное предложение будет воздействовать на потребительский спрос.
В качестве тренда стоит отметить популярность мини-сериалов и короткой формы — основного контента Facebook Watch. Этот формат успешен среди молодых участников рынка онлайн-платформ.
Традиционное кино не остается в стороне и сохраняет сильную позицию в индустрии, предлагая зрителю самое важное впечатление: темный зал, экран с захватывающей историей и хорошо проведенное время. Успешное производство контента и развитие индустрии кроется в сосуществовании и взаимопроникновении трех направлений киноиндустрии: фильмов для кинотеатров, авторского кино и сериалов. Вне зависимости от формы продукта или потребления главным критерием для всех площадок остается и всегда будет конкурентоспособный контент, во главе которого стоит профессиональная команда.
Поэтому, на мой взгляд, среда доставки контента, то есть конкуренция трех платформ, не является первостепенно важной. Начинающими создателями индустриальный запрос на контент часто воспринимается как запрос на создание чего-то радикально другого и нового. Однако, если смотреть ретроспективно, яркие примеры реализованных проектов вне зависимости от того, где они ротируются — в кино, на ТВ или онлайн, — успешны только тогда, когда во главе угла стоит качество.