Вечеринка в музее. Почему в Лувре, Третьяковке и Пушкинском устраивают ужины — и это нормально
Меценаты больше не хотят быть в музеях обычными посетителями. Музеи из кожи вон лезут, чтобы их развлечь. Это уже стало общемировой практикой, и примеров множество: ночной квест в залах Британского музея, ужин мишленовского шефа в пирамиде Лувра, дискотека в Музее Виктории и Альберта, испытания отреставрированного паровоза Met Loco No. 1 1892 года в лондонском метрополитене с Музеем общественного транспорта, путешествие с Пушкинским музеем по запасникам мировых музеев, ночной ужин в Третьяковской галерее.
Но пока всех обходит Met Gala, ежегодный бал Института истории костюма в Метрополитен-музее, который проходит уже 70 лет. В 1948 году билет на полуночный ужин в музее стоил $50, в 1960-м — $100. В 2018-м билеты продавали по $30 000, а столики за ужином — от $275 000 до $500 000. Финансовых послаблений на Met Gala не делают даже спонсорам. Например, год назад Yahoo заплатила за два столика $3 млн. По данным New York Times, под управлением Анны Винтур c 1995 по 2017 год Met Gala собрала более $145 млн. Достойной альтернативы ужинам и танцам по ночам до сих пор не придумано.
Первую попытку не ждать милостей от богатого и щедрого патрона, а собрать средства на реконструкцию и расширение здания в Центральном парке за счет взносов отдельных благотворителей предпринял Метрополитен-музей в 1946 году. В 1957 году музейный фандрайзинг переплыл океан: в лондонской галерее Тейт открылось общество «Друзья Тейт», которое по подписке собирало деньги на покупку произведений искусства.
По данным исследования Johnson, Grossnickle and Associates, консалтингового агентства в области благотворительности, поколение миллениалов не готово жертвовать большую часть своих капиталов музеям после смерти, а хочет видеть ощутимые результаты здесь и сейчас. И музеи реагируют по-разному: одни берут авторитетом, другие — креативностью.
«По счастью, Лувр — это такой бренд, что нам достаточно пообещать: вы войдете в историю, впишете свое имя рядом с именами французских королей, у вас появится возможность проникнуть в наши запасники и тайные уголки Лувра, куда обычным посетителям вход воспрещен», — рассказал Forbes Life Ян Ле Туэн, директор департамента по связям со спонсорами и меценатами Лувра. Своих меценатов Лувр развлекает по примеру Met Gala. Пока размах у французов скромнее. В 2018 году под пирамидой ужинали 320 гостей, а в Музее истории костюма ночью развлекались 600 гостей.
Государственные музеи постсоветского пространства осваивают фандрайзинг буквально на лету.
В апреле 2018-го впервые в новейшей истории Третьяковка и лично директор музея Зельфира Трегулова пригласили узкий круг меценатов, «Друзей музея» (вступительный взнос от 300 000 рублей) на благотворительный ужин по сбору средств на спасение наследия скульптора Дмитрия Цаплина. «Ужин в компании Зельфиры Исмаиловны сам по себе событие. А необычный формат мероприятия, площадка галереи, интересные гости, подобранная с большим вкусом программа сделали вечер по-настоящему ярким и запоминающимся», — рассказал Forbes Life заместитель председателя правления Росбанка, руководитель L'Hermitage Private Banking Улан Илишкин, поддержавший музей в организации ужина. Собранных за вечер средств хватило на покупку двух скульптур Цаплина.
Осенью 2018-го по ночам в Третьяковке в залах современного искусства мировые звезды играли классику XX века. Шел «Т-фестиваль», организованный совместно с галереей «Триумф». «Когда одно искусство совмещается, сливается с другим, возникает какая-то немыслимая синергия, которая усиливает воздействие каждой составляющей. Я все время сижу в первом ряду, смотрю на «Футбол» Павла Кузнецова. Я всегда любила эту картину, но что это своего рода Вознесение, я поняла, только слушая музыку: это стремление толкнуть мяч и улететь вместе с ним, оторваться от земли. Это музыка делает с тобой», — рассказала Зельфира Трегулова Forbes Life. В ноябре в Третьяковке у «Черного квадрата» Малевича исполняли оперу «Для Черного квадрата» Ильи Демуцкого, а ГМИИ им. А. С. Пушкина провел первый ужин «Пушкин-Gala» с наследниками Пикассо в ресторане отеля «Метрополь». Вторая серия ужинов состоялась в Венеции, в рамках открытия выставки «В конце пребывает начало», которую Пушкинский открывает во время биеннале при поддержке Stella Art Foundation. Была проведена насыщенная культурно-гастрономическая программа. Днем — тур по биеннале с Ольгой Шишко, куратором отдела «Пушкинский XXI», вечером — ужины. Танцы по желанию.