«Искусством лучше не зарабатывать». Как знаменитые фотографы монетизируют свое творчество
Георгий Пинхасов — единственный русский представитель фотоагентства Magnum Photos. За плечами — работа с Geo, Actuel и New York Times, а также сотрудничество с самим Тарковским: великий режиссер приглашал его для съемки репортажа о фильме «Сталкер». Мы встретились с ним во время лекции в лаборатории Live Lab в МУАРе.
У вас 100 000 подписчиков в «Инстаграме». Используете ли вы социальные сети для продвижения себя?
Я абсолютно себя не продвигаю, не использую «Инстаграм» для самопиара. У меня нет такой цели — стать популярнее. Наоборот, я считаю, что чем больше будешь себя продвигать, тем меньше будет от этого толк. Люди, которым ты интересен, в любом случае будут следить за твоим творчеством.
Само понятие популярности — это ступенька к новой стадии вульгарности, это китч. А в «Инстаграме» как раз зашкаливает вульгарность и китч. Поэтому молодому поколению надо внимательно относиться к этой кривой популярности, смотреть, как она себя ведет. Глупо думать, что популярность все время должна расти. Напротив, если ваша популярность растет, нужно насторожиться: возможно, ваше искусство превращается в массовое искусство. Есть огромное количество фотографов, которые популярнее меня. Это не значит, что они хуже, возможно, то, что они делают, понятнее, привлекательнее, легче воспринимается.
Как среди этой зашкаливающей вульгарности и китча найти что-то стоящее?
Здесь ничего не поможет, кроме вкуса и образования. Фотография — это визуальное искусство, построенное на постоянном обновлении. Нужно постоянно развиваться, и вам не поможет ничего, кроме самообразования. Нужно привыкнуть, любить фотографию, гонять по музеям, почувствовать вкус к живописи и любому визуальному искусству. Начать наблюдать за этим миром глазами художника. Важна насмотренность классики. Надо смотреть на произведение, пока не начнешь чувствовать что-то, потому что вначале вы смотрите и не испытываете ничего. А потом пересматривать.
И это так не только в фотографии, но и во всех видах искусства. Вы можете прочитать Пушкина, и он вам понравится. Но затем вы будете его перечитывать и чувствовать, что вы обновляетесь, потому что вы сами изменились, выросли. Так и в музыке — если это достойный автор, то вы, переслушивая, будете чувствовать тоньше, глубже.
Фотография — это не цель. Это способ обогатить себя, стать личностью, а когда ты станешь личностью, ты тогда уже и внесешь в фотографию свою лепту. Одной картинкой не насытишься. Чтобы представлять из себя что-то, надо быть универсальным, доказать свою ценность. А это все надо набирать.
Как тогда фотографу выделиться, сделать так, чтобы его заметили?
А зачем это делать? Если хочешь, чтобы тебя заметили, — выставляйся, и все. А мечтать исключительно о большом имени — точно ошибка. Я считаю, что единственная цель, которая может быть у настоящего фотографа, — это наслаждаться процессом. Конечно, обратная связь нужна. Но ее можно получить от своих друзей. Главное — чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь. А если ты занимаешься этим для славы, то фотография становится средством доминирования. А это совершенно далекая от искусства вещь.
Современная фотография — это легкое искусство, потому что техника доступна всем. Не нужно тренироваться каждый день, как в балете. Но это не значит, что нужно заниматься одной фотографией. Вы хотите инструкцию для современного художника или фотографа, который хочет чего-то добиться? У того же Пушкина есть прекрасная инструкция для поэта, которая работает точно так же и для фотографа: «Поэт, ты царь: живи один. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум, усовершенствуя плоды любимых дум, не требуя наград за подвиг благородный». Это — абсолютно четкая инструкция, что должен делать поэт (в широком смысле этого слова). Тебе это нравится — совершенствуй.
Есть ли разница между теми вашими фотографиями, которые выставляются, и теми, которые публикуются в социальных сетях?
Я не делаю выставок сам. Мне не слишком интересно. Кто-то предлагает выставиться, а я уже могу соглашаться или не соглашаться. Это интуиция, надо почувствовать, как действовать. У меня есть много хороших фотографий, но это работает, знаете, как когда вы утром одеваетесь и хотите, чтобы прическа, обувь, одежда, все сочеталось друг с другом. Так и с выставкой — надо, чтобы все гармонировало, тщательно подбиралось, чтобы и цвет, и свет… А в «Инстаграме» это происходит спонтанно, случайно. Если цвет блузки не противоречит цвету юбки, то это можно надеть. Если нет такого сильного резонанса, то можно выложить фотографию, так и здесь. Но это надо как-то гармонизировать, потому что выставка — это не отдельное произведение.
Есть ли фотографы, которые вас вдохновляют? За чьей работой вы следите?
Меня вдохновляет классика. Я очень люблю работы тех, кого уже нет. Конечно, есть современные фотографы, творчество которых нравится, но их намного меньше, чем было в эпоху Картье-Брессона, и в эпоху шестидесятников было очень много хороших фотографов. В нынешнем поколении ярких личностей я пока не вижу. Фотография сдвинулась в сторону концептуальной фотографии, но это уже не фотографы, это художники. Среди фотографов, мне кажется, немного «похудение» произошло. Меньше стало, не вижу личностей.
Есть ли сейчас какая-то тенденция в фотографии? Какая фотография сейчас актуальна? Какой фотографией можно заработать?
Заработать фотографией, наверное, можно, но в смысле профессии это дело окажется дико скучным. Вам платят за то, что вы делаете какие-то каталоги для магазинов или снимаете свадьбы, а меня это меньше всего интересует.
Получается, что искусством заработать нельзя?
Можно, наверное, но лучше не зарабатывать. Для молодежи, как я считаю, это не профессия. Человек должен иметь настоящую, серьезную профессию и параллельно фотографировать. Если вас будут отвлекать от вашей основной работы, предлагая деньги за занятие фотографией, то тогда можно подумать, менять ли вам профессию или нет. Становиться фотографом в том же смысле, как становиться врачом или балериной, невозможно, я этого не советую: обязательно разочаруетесь.
Вы фотографируете для себя или для зрителя?
Для себя, конечно. Всегда. Естественно, я вижу, что есть зритель, который интересуется моим искусством, поэтому снимаю для себя.