После двух больших кинофестивалей — Канн и «Кинотавра» — можно смело составлять список главных премьер года. В летних кинотеатрах Москвы и Петербурга на специальные показы фестивальных фильмов sold-out, и это неудивительно: что может быть приятнее, чем провести летний теплый вечер за просмотром хорошего фильма в отличной компании. В нашем списке — лучшие варианты на любой зрительский вкус.
«Свет моей жизни» Кейси Аффлека
Лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус» за актерскую работу в фильме «Манчестер у моря», младший брат Бенa Аффлека, Кейси снял свой второй фильм, в котором уничтожил всех женщин (ну почти).
В результате неконтролируемой эпидемии на земле вымерли все женщины, а те из них, что чудом уцелели, живут на секретных охраняемых территориях, которые в фильме не показаны. Отец (в исполнении самого Кейси Аффлека) и дочь Рэг (Анна Пнёвски) скрываются в лесах, потому что девочка — единственная представительница своего пола, оставшаяся на свободе. Поэтому отец и дочь тщательно пытаются скрыться, опасаясь рыскающих повсюду мужчин.
Антиутопия, в которой стерты все условные «блага» цивилизации и еще половина населения земли в придачу, призвана показать развитие хрупких отношений между отцом и дочерью. Премьера фильма состоялась на Берлинском фестивале в этом году.
«Та еще парочка» Джонатана Левина
Если вы не большой фанат авторского кино и хотите хорошо провести летний вечер, романтическая комедия с Шарлиз Терон в главной роли как раз может подойти.
Забавная, вполне феминистская история о невозможном, казалось бы, романе кандидатки на пост следующего президента США Шарлотты Филд и не слишком удачливого журналиста Фреда Фларски (Сет Роген). История осложняется тем, что Шарлотта — бывшая няня Фреда, в которую тот был беззаветно влюблен 25 лет назад. После неожиданной встречи мисс Филд нанимает Фреда спичрайтером — к немалому удивлению своего окружения. Между героями начинается роман, который может навредить карьере будущего президента.
«Боль и слава» Педро Альмодовара
Очень личная история о творческом становлении и угасании, непростых отношениях с матерью, неудачных любовных историях, успехе и падении — в общем, обо всем, что делает творца творцом.
Альмодовар, недавно похоронивший мать и переживающий кризис и как человек, и как кинематографист, снимает фильм о надломленном режиссере, завершающем свой творческий путь, который больше не может снимать. Единственное, что ему остается, — нюхать героин, предаваться воспоминаниям и страдать от боли.
Антонио Бандерас, получивший приз за лучшую мужскую роль на Каннском фестивале, в картине выступает не в традиционном для себя амплуа мачо, а тонкого, рефлексирующего, ранимого человека. Пенелопа Крус, любимая актриса и муза Альмодовара, играет мать главного героя. Природа творчества, источник вдохновения, корни, в которых можно почерпнуть духовную силу, — все это темы, которые анализирует режиссер в своем грустном и во многом философском фильме.
«Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино
Альмадовар стал не единственным режиссером, который представил на фестивале фильм-саморефлексию: Квентин Тарантино, вернувшийся на фестиваль спустя 25 лет после премьеры «Криминального чтива» — фильма, перевернувшего мировой кинематограф, по сути, сделал то же самое в своей новой картине, подробности которой сам режиссер просил критиков не раскрывать до премьеры. События фильма разворачиваются в Лос-Анджелесе в 1969 году и затрагивают еще одного легендарного кинематографиста — Романа Полански. Актер, снимавшийся в телевестернах, Рик Далтон и его дублер Клифф Бут пытаются попасть в серьезное кино и узнают, что неподалеку живет жена Романа Полански. В скором времени она становится жертвой секты Чарльза Мэнсона — происходит жестокое убийство.
Рецензию на этот фильм можно было бы закончить после перечисления основных актеров и режиссера, если имена Леонардо Ди Каприо, Брэда Питта и Квентина Тарантино вам о чем-то говорят, то картину посмотреть однозначно стоит.
Премьера проекта состоялась в мае этого года на Каннском кинофестивале и удостоилась шестиминутной овации восхищенных зрителей. Один из главных претендентов на Каннские призы «Однажды в Голливуде» получил только «Премию пальмовой собаки» (присуждается лучшему четвероногому актеру), но критики единодушно считают его большой удачей Тарантино. Более лиричный, чем все предыдущие картины режиссера, наполненный саморефлексией и любовью к своим героям, девятый фильм режиссера точно украсит ваш летний вечер.
«Король Лев» Джона Фавро
Один из самых ожидаемых фильмов года, «Король Лев» станет третьим в 2019 году ремейком от компании Disney после «Дамбо» и «Аладдина», с успехом показанных в кинотеатрах этой весной. Всего за один день трейлер фильма посмотрели более 200 млн человек, так что степень ожидаемости картины сложно переоценить.
Создатели уже предупредили фанатов о том, что фильм будет строго и неуклонно соблюдать сценарные линии мультфильма. Львенок Симба, сурикат Тимон и бородавочник Пумба — обязательны к показу. Обитатели африканской саванны столкнутся с главными человеческими проблемами: первая любовь, кризисы в отношениях и борьба за власть.
«Королевский» ремейк Disney всерьез претендует на то, чтобы стать самым финансово успешным ремейком компании за всю ее историю, исходя из зрительских ожиданий и рейтингов кинокритиков.
«Анна» Люка Бессона
Начало этой истории в чем-то похоже на похождения русской мошенницы Анны Сорокиной: «еще недавно модель из Москвы, а уже на короткой ноге с элитой». А вот продолжение ее больше всего подходит под сюжет популярного сериала Би-би-си «Убивая Еву»: неуловимая русская женщина — киллер, работающая под прикрытием русской мафии.
Очевидно, с учетом феминистской повестки в западном обществе режиссеры и продюсеры все чаще решают обращаться к теме «женщины-убийцы», а точнее, «русской женщины-убийцы», чтобы доказать… Что именно? Что женщины тоже умеют убивать и драться? Или что они могут «сделать» полсотни мужчин? Является ли доказательство физической силы женщины явным доказательством ее равенства в обществе? И хороша ли сама по себе идея развенчивать гендерные стереотипы, прибегая к национальным? Новый фильм Бессона оставляет много вопросов.
Новый боевик Бессона явно не открывает Америку, зато открывает новую актрису, одну из самых востребованных российских супермоделей Сашу Лусс. Саша уже сыграла эпизодическую роль в другом фильме Бессона — «Валериан и тысяча планет» с Карой Делавинь в главной роли. Сам Бессон рассказывает, что работа с Сашей над этой картиной вдохновила его на то, чтобы сделать фильм с Лусс в главной роли. Если вы любите красивых дерущихся женщин на экране, не стоит отказываться от «Анны».
«Бык» Бориса Акопова
Фильм-победитель российского «Кинотавра», который к тому же получил приз за лучшую операторскую работу, достоин того, чтобы быть увиденным. И хотя у многих критиков остались вопросы к выбору жюри фестиваля под руководством Константина Хабенского, факт остается фактом, «Бык» признан лучшим российским фильмом этого года.
Фильм-дебют про 1990-е 34-летнего режиссера Бориса Акопова — это такая «Бригада» миллениала, реминисценция человека, знающего этот период в основном по рассказам родителей и родственников.
Здесь без сюрпризов, фильм рассказывает о лидере бандитской группировки Антоне Быкове по кличке «Бык» со всей спецификой лихого десятилетия: разборками, коврами на стенах, крышующей полицией и т. д. И хотя сам герой не так однозначен, как его деятельность, в остальном фильм довольно традиционно освещает хорошо знакомую тему. Жюри «Кинотавра» явно не планировало отмечать киноэксперименты или спорные сюжеты.
«Верность» Нигины Сайфуллаевой
Именно это случилось с фильмом-участником фестиваля «Верность», получившим лишь диплом со странной формулировкой «За безграничную веру актеров в режиссера». Зато вторая картина создательницы нашумевшей ленты «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой вызвала живое обсуждение. Самый откровенный фильм фестиваля ожидаемо спровоцировал бурные обсуждения, как и зачем показывать секс на отечественном экране.
Сама Сайфуллаева в своих интервью говорит о том, что хотела показать интимную сферу жизни как естественную сферу существования человека, без табу, без ханжества, без замалчиваний и недосказанности. Причем режиссер подчеркивает, что, выводя секс из зоны культурного табу в российском обществе, она делает акцент на сексе в жизни женщины, на том, что секс должен быть удовольствием и следствием близости, а не условным «обслуживанием» мужчины с «терпежом» и «закрытыми от боли глазами».
Сайфуллаева, объединяя в своем воспитании таджикские и русские традиции, очень смело заявляет об интимной сфере человеческой жизни, предлагает говорить о ней открыто и без стеснения, повергая некоторых российских зрителей в шок, а некоторых побуждая задуматься о своем опыте и переосмыслить его. Не это ли должно делать хорошее кино?
«Паразиты» Пона Джун-хо
Первый южнокорейский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь в Каннах, был очень тепло встречен рафинированной фестивальной аудиторией, которая наградила картину 15-минутной овацией, подтвердив, что мнение зрителей и жюри впервые за многие годы совпало.
Комедия? Драма? Триллер? Кинематографический микс — пожалуй, наиболее точное определение этой «мозаичной» картины, в которой режиссер не дает никаких оценок, представляя зрителям самим определить, кто здесь «паразиты», авантюристы, вторгшиеся в дом богатых буржуа, или сами буржуа, которые, по законам жанра, тоже «плачут».
Для автора этой социальной драмы фильм стал первым на корейском языке с 2009 года, Пон Джун-хо много и активно работал в Америке. Среди его наиболее удачных картин — «Воспоминания об убийстве», «Хозяин», «Мать», «Окча».
«Дылда» Кантемира Балагова
Обласканный Каннами 27-летний российский режиссер из Нальчика вновь вернулся на родину с триумфом. Военная драма «Дылда» завоевала приз за лучшую режиссуру и приз ФИПРЕССИ в программе «Особый взгляд» на самом престижном кинофестивале.
Вундеркинд русского кинематографа, ученик Александра Сокурова был удостоен все той же премии ФИПРЕССИ в 2017-м за свой дебютный фильм «Теснота», а в 2018 году входил в состав жюри Каннского фестиваля. Выходец из Кабардино-Балкарии, Балагов собственным примером показал, что это такое — иметь хорошую кинематографическую школу и мастера, который в порядке эксперимента приехал в бедный российский регион «устранять культурное неравенство», открыв в Нальчике свой режиссерский курс.
В «Дылде» Кантемир, вдохновившись книгой нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», рассказывает историю двух женщин, искалеченных войной, двух фронтовичек в Ленинграде 1946 года. Посттравматический синдром и судьба женщины на войне и в послевоенное время — два лейтмотива, которые объединяют «Тесноту» и «Дылду», — два фильма, которые Канны явно рекомендуют к просмотру этим летом.