Искусство на миллион. Как утроить свои активы, инвестируя в искусство
В качестве первого вопроса будет логично спросить вас, с чего все началось. Как вы основали The Fine Art Group?
Я хотел создать первый в мире инвестиционный фонд в искусстве, чтобы заниматься тем, чем мы и занимаемся сегодня: консультациями, инвестициями и управлением коллекций. The Fine Art Group была основана в 2001 году, а затем мне потребовалось 3 года на то, чтобы ее построить. У нас есть команда из 40 человек, большинство из которых работает на рынке искусства уже около 30 лет. Они уже продали искусства на сотни миллионов долларов, и мы работаем только со специалистами, которые находятся в этой среде более 20 лет.
Сегодня наши офисы находятся в 24 странах, от России до Европы, от Ближнего Востока до Соединенных Штатов Америки. Наши клиенты инвестируют от одного до ста миллионов долларов — в современное искусство, импрессионизм, ювелирные украшения, антикварную мебель. Мы работаем и следим за арт-объектами от $10 000 до самого дорого бриллианта в мире, который стоит около $100 000 000. Обычно проведение успешной инвестиции занимает от одного до двух лет, чтобы добиться быстрого результата, но в основном сроки, которые мы устанавливаем, варьируются от 6 месяцев до 3 лет.
Вы считаете, что важно приобретать искусство при помощи арт-консультантов, дилеров или через аукционные дома, а не напрямую у художников и коллекционеров?
Вы покупаете искусство для удовольствия? Тогда делайте это как угодно. Но если же вы хотите вложить инвестиции, совершить покупку умно и ловко, то стоит обратиться к специалистам. ВЫ же не будете спорить, что когда кто-то инвестирует в недвижимость, то перед покупкой всегда консультируется с инженером, архитектором, адвокатом и юристом. И они уже остановят перед покупкой в случае, если фундамент некачественный или дом падает в цене.
Приобретая искусство от $100 000 до $100 000 000 без помощи кого-либо, коллекционер может подумать, что это хорошая сделка, потому что он экономит на стоимости примерно 30-40%, но я видел многих своих клиентов, которые переплачивали в три, четыре, пять раз, когда этого не надо было делать, просто потому, что у них не было личных консультантов.
Какие конкретные примеры инвестиций в искусство за последнее время вы считаете качественными и успешными?
Мы купили произведение одного британского художника за $900 000 и продали его 13 июня на Арт Базеле за $1 500 000. Это было 7 месяцев назад. Несколько лет назад мы купили работу Питера Дойга за $800 000 и через год продали его за $2 100 000. Мы уже произвели сделки на миллиарды долларов и в 97% случаев принесли доход своим клиентам. Мы — единственная компания, которая занимается такого рода инвестициями по всему миру.
Согласны ли вы с распространенным мнением, что для краткосрочных инвестиций лучше приобретать современное искусство, а для долгосрочных — старых мастеров?
Да, если вы планируете произвести вложение в 10-30 лет, то лучше покупать старых мастеров. Современное искусство лучше подходит для инвестиций сроком до трех лет. Я бы обратил внимание на современное искусство, то есть от 1950-х до 2016 года, и рекомендовал бы посмотреть на произведения этого периода в ценовом промежутке от $500 000 до $5 000 000.
Но если вы это сделаете без консультантов, то я гарантирую, что вы потеряете около 50%.
Сколько процентов обычно составляет прибыль от инвестиции в искусство?
Если вы инвестируете с нами, то вы можете получить прибыль от 6 до 60 процентов в год.
Насколько безопасно вкладывать деньги в искусство?
Я бы сказал, что если вы инвестируете совместно со специалистом, то это достаточно безопасно. Если же самостоятельно, то я видел, как инвесторы теряли около 40-50% за два года. Во время аукционов мы представляем арт-гарантию. И чтобы продемонстрировать клиенту мои серьезные намерения относительно сделки, я вкладываю в нее свои собственные деньги.
Мы — единственная компания, которая готова инвестировать вместе со своим клиентом. Мы можем внести наши собственные средства для покупки произведения искусства вместе с клиентом, которое через какое то время перепродаем.
Как вы находите состояние арт-рынка в России?
Сейчас очень много русских фондов активно приобретает искусство. Безусловно, есть также достаточное количество частных инвестиций и серьезных коллекционеров с миллиардными коллекциями. Кто-то из них хорошо осведомлён и проконсультирован, кто-то из них менее удачлив. В любом случае ключ к успеху — это совет специалиста, который сможет приносить вам доход в течение 10-20 лет.
Что вы думаете о влиянии новых технологий на рынок искусства и о продажах искусства онлайн?
Все это очень увлекательно, но касается только произведений с не очень высокой ценой, потому что купить их можно быстро и просто. Искусство же высокого уровня невозможно приобрести онлайн. Это как купить дом, посмотрев его только на картинке. Вполне может оказаться, что на фотографии он будет с видом на океан, но если вы приедете посмотреть на него в реальной жизни, то заметите, что там рядом находится железнодорожная станция. Покупать произведение от $50 000 онлайн рискованно, потому что вы не знаете, что вас ждет на самом деле.
Как вы думаете, с какой суммы стоит начать инвестировать?
Я бы сказал, что от $100 000.