«Эти 9 месяцев как 20 лет жизни»: что обрел в кругосветном путешествии основатель Qiwi
Основной актив Сергея Солонина — компания Qiwi, в которой ему принадлежат 64,6% голосов, или 19,3% капитала компании. В мае 2013 года Qiwi вышла на биржу NASDAQ, в октябре 2013-го прошло вторичное размещение. На 3 июня капитализация компании составляет порядка $1056 млн. В группу Qiwi входят Qiwi-банк, провайдер платежных сервисов, электронная платежная система «Qiwi Кошелек», большей частью системы денежных переводов Contact. Сергей Солонин принял участие в ICO Telegram, вложив $17 млн личных средств. Также Солонин руководит ассоциацией «Финтех», учрежденной Центробанком, Сбербанком, ВТБ и рядом других банков. В августе прошлого года он отправился с семьей в путешествие на девять месяцев.
Чья идея была уехать в кругосветное путешествие: бизнесмена Сергея Солонина или человека, семьянина?
Точно не бизнесмена: бизнесмен бы никогда не уехал так надолго. Это было семейное путешествие и личная история. И именно в сфере наших отношений инсайтов случилось больше всего. В смысле бизнеса у меня появилось новое ощущение — исчезло беспокойство, которое я вижу в Москве на лицах у всех. Бизнес — большая часть меня, но относительно нее я только сместил акценты и приоритеты.
Вам не было страшно оставлять бизнес без присмотра на такое долгое время?
Было страшно уйти от привычного ритма. Я совершенно не понимал, как можно отказаться от нагрузки, к которой привык, и главное, перестать общаться с компанией. Перед отъездом я проиграл у себя в голове самые страшные сценарии и заранее смирился с ними.
Изменилась ли модель управления компанией из-за вашего отъезда, возможно, что-то удалось оптимизировать?
Мне не удалось делегировать все процессы, которые я изначально планировал. И в результате весь периметр дел, который был у меня до отъезда, так и сохранился: какие-то проекты встали на паузу, какие-то продолжали идти. В любом случае это хороший эксперимент — я увидел, что те, кто вел бизнес в мое отсутствие, возможно, делают это лучше, чем при моем участии. Хотя пока я был в путешествии, от меня ушел финансовый директор Александр Караваев, с которым мы работали вместе семь лет, и глава отдела персонала. Но это их выбор, и я принял его.
В начале вашего путешествия вы говорили, что хотите научить себя работать с новой аудиторией, найти какие-то новые элементы, которые можно привнести в бизнес.
Это была ложная цель, которая шла от головы. Таких целей было несколько, и я похоронил их в первые два месяца. Решил не отвлекаться. Тогда же мы остались только своей семьей, отказались от сопровождающих нас людей, так как почувствовали, что с ними нарушается целостность семейного круга. Дети периодически приезжали к нам, но последний месяц мы путешествовали уже только вдвоем с женой. И с точки зрения насыщенности проведенного времени и концентрации событий эти девять месяцев можно приравнять к последним 20 годам жизни нашей семьи.
Вы ездили по маршруту или это была импровизация?
Первые два месяца был маршрут, но потом мы начали путешествовать «куда глаза глядят»: приезжали в аэропорт и смотрели, в какую точку ближайший вылет. Когда нет никаких ожиданий от места, в которое ты едешь, возникает больше сюрпризов, и за счет этой неопределенности путешествие получается более насыщенным. Но такая импровизация требует от тебя высокой концентрации на моменте, на людях и на том, что они говорят, и быстрой реакции на получаемую информацию. При этом мы все же старались готовиться к каждому новому месту, выбирали какую-то тему для изучения. Ездили в основном не по туристическим маршрутам, и много важных моментов было связано именно с людьми. Мы много общались с семейными парами, старались останавливаться в семьях, где это было возможно, хотели разгадать их секрет долгой совместной жизни. Но нам нужно совершить еще два таких же путешествия, чтобы охватить весь мир. Мы почти не посмотрели Северную Европу, например.