«Цензор Партнершип». Почему «Рокетмена» нельзя было подвергать цензуре
Человек и пароход
В 1971 году режиссер Хэл Эшби предложил начинающей звезде музыки Элтону Джону главную мужскую роль в фильме «Гарольд и Мод». Это была черная комедия об очарованном смертью юноше, который заводит дружбу с 79-летней Мод и постепенно проникается прелестью жизни. Сценарий Элтону ужасно понравился, но он так и не согласился: ему показалось, что после второго студийного альбома сниматься в фильме будет неправильно. Позже Джон играл самого себя в нескольких фильмах, но так и не оказался в когорте музыкантов-кинозвезд вроде Элвиса Пресли, Дэвида Боуи, Стинга и Шер.
При этом Элтон Джон сам по себе идеальный герой фильма. Всемирная популярность, 300 млн проданных альбомов, экстравагантные костюмы, огромная коллекция очков, шопоголизм, алкоголизм, наркомания, борьба со СПИДом — история певца и композитора могла бы оказаться на экране и раньше, будь он в этом заинтересован. Таблоиды взахлеб обсуждали личную жизнь артиста, где нашлось место признанию в бисексуальности журналу Rolling Stone в 1976 году, свадьбе на звукооператоре немке Ренате Блауэл в 1984 году и, наконец, признанию в гомосексуальности в 1992 году. С 1993-го Элтон Джон живет с канадским кинематографистом Дэвидом Фурнишем, а в 2014 году, едва в Великобритании одобрили однополые браки, они поженились.
Об экранизации истории своей жизни Джон начал задумываться уже в возрасте, особенно после выхода видео на песню This Train Don’t Stop Here Anymore, в котором Джастин Тимберлейк из группы N’Sync убедительно изображал звезду британской сцены. Снятый популярным фотографом и режиссером Дэвидом ЛяШапелем, клип был краткой биографией певца. «Когда-то я был локомотивом и со свистом летел на Запад, но сейчас я выжат и смертельно устал от любви», — текст постоянного автора Берни Топина отчетливо намекал на желание артиста подвести итоги и справиться с наступлением старости.
Жизнь как в кино
В 1997 году Фурниш снял документальную ленту о своем супруге Tantrums & Tiaras, которой хорошо подходит перевод «Закидоны и короны». «Многие говорили, что я безумец, раз позволил этому фильму появиться на свет, — писал Элтон Джон в Guardian. — Но мне она нравилась, потому что в ней была правда. В моей жизни — как и в этом фильме — были моменты, когда я вел себя отвратительно и чудовищно, но нет смысла этого отрицать». Еще тогда стало понятно, что приукрашивать собственный путь к славе музыкант не хочет. И тем более странным кажется факт, что кинобиографию поначалу пытались снять на студии Disney, которая уж точно отлакировала бы историю сэра Элтона до блеска, выкорчевав все нелицеприятные моменты.
За байопик в итоге взялся Мэтью Вон, продюсер фильмов Гая Ричи, ставший успешным режиссером («Люди Икс: Первый класс»). С ним Джон познакомился, когда снимался в сиквеле «Кингсмана». Сценарий заказали Ли Холлу, автору драмы «Билли Эллиот», но, когда Вон пытался найти студию, многие отказывались: слишком много опасного контента для широкого зрителя. Нужно было удалить все сцены, связанные с наркотиками и сексом, чтобы получить рейтинг PG-13. «Но моя жизнь не укладывалась в рамки рейтинга PG-13», — возражал Элтон Джон. Другим студиям хотелось убрать выдуманные элементы, вроде взлета зрителей и певца в клубе «Трубадур», и снять строгий байопик — это тоже было бы неверно.
Верную тональность нашли на Paramount, и с привлечением режиссера Декстера Флетчера фильм начал обретать очертания. У бывшего актера, известного по боевику «Карты, деньги, два ствола», в фильмографии имелся мюзикл «Солнце над Литом» и мелодрама «Эдди «Орел»» с участием выбранного на роль Элтона Джона артиста Тэрона Эджертона. Флетчеру пришлось прерваться на доработку «Богемской рапсодии» за выбывшим из проекта Брайаном Сингером, отчего внимание к «Рокетмену» повысилось и появились неминуемые сравнения с историей группы Queen.
С фильмом о Queen «Рокетмена» роднил лишь Флетчер и гомосексуальность протагонистов. В остальном подход кардинально разнился. Участники группы категорически не хотели показывать Фредди Меркьюри (и себя) в дурном свете, что сказалось на качестве фильма, его рейтинге («Рапсодии» присвоили «детский» рейтинг PG-13), но не помешало ему собрать $900 млн при бюджете в $52 млн. Четыре премии «Оскар» зацементировали «Рапсодию» в статусе главного музыкального байопика нашего времени, поэтому «Рокетмена» неминуемо будут сравнивать с ним.
Рейтинги и цензура
Студии-мэйджоры вроде Paramount с большой неохотой идут на производство картин с рейтингом R. Это автоматически ограничивает зрительскую аудиторию, снижая сборы. Поэтому продюсеры до последнего сражаются с режиссерами за смягчение рейтинга, насколько это возможно. В марте 2019-го стало известно, что Paramount требует от Вона и Флетчера удаления постельной сцены между Элтоном Джоном и его менеджером Джоном Ридом (Ричард Мэдден). Отсутствие 40-секундного эпизода с обнаженными ягодицами актеров помогло бы получить «детский» рейтинг PG-13. Флетчер написал в Twitter: «Вижу много гипотез про «Рокетмена»! Отлично! Фильм еще не закончен, так что все они лишь слухи. Проект – бескомпромиссный мюзикл, который Paramount и продюсеры горячо поддерживают и верят в него».
Тогда же, в конце марта, снова начались разговоры о «Богемской рапсодии», но в связи с релизом фильма в Китае. Цензоры удалили все разговоры Меркьюри о собственной сексуальности, появление группы в женской одежде на съемках клипа I Want to Break Free, а также знакомство Фредди с будущим партнером Джимом Хаттоном. Когда солист признается группе в своей болезни, слово «СПИД» заглушено, а титры не дают перевода. Cтудия Fox от комментариев воздержалась. Впрочем, их и не требуется. Китай — страна, в которой любое изображение однополых отношений на экране — табу, а за найденные в книгах эротические сцены мужского секса гарантируют автору 10 лет тюрьмы.
Однако все тот же Китай — лакомый кусок для любой голливудской студии. Чтобы фильм попал в квоту по иностранному кино (сейчас разрешено показывать 34 иностранных картины в год, но 14 из них обязаны быть в формате IMAX или 3D), студии легко подчиняются требованиям местных цензоров — на кону слишком большая прибыль. Так, только в этом году в Китае последняя часть «Мстителей» собрала $614 млн, «Капитан Марвел» — $154 млн, «Алита: Боевой ангел» — $133 млн, даже «Зеленая книга» в Китае привлекла зрителей, собрав $71 млн. «Рокетмен», скорее всего, не дойдет до Китая, поскольку гомосексуальность певца — одна из важнейших тем фильма. И если полностью ее удалить, то придется полностью перемонтировать снятый материал. К сожалению, до России картина тоже добралась с купюрами.
Через Канны в Россию
Премьера «Рокетмена» прошла в рамках внеконкурсного показа Каннского кинофестиваля. Вполне логично, поскольку последние кадры мюзикла Элтон Джон проводит на набережной Круазетт, где снималось видео на песню I’m Still Standing. Кроме того, благотворительная организация amfAR, занимающаяся поддержкой лечения СПИДа, уже 25 лет подряд проводит в Каннах прием, куда исправно ездит сэр Элтон, посвятивший жизнь борьбе со СПИДом.
Фильм приняли на ура, даром что кинокритики в Каннах не отличаются добротой по отношению к коммерческому кино. У мюзикла Флетчера на сегодняшний день 90% «свежести» на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes (для примера, у «Богемской рапсодии» — 61% ). «Рокетмена» хвалили за эффектные музыкальные номера, за юмор, за «неприукрашенное» изображение жизни певца и, наконец, за отличную игру Тэрона Эджертона.
После премьеры в Москве 30 мая оказалось, что «Рокетмен» подвергся цензуре. Уже в самом начале слово «сексоголик» заменено на кокетливое «эротоман», удален поцелуй с чернокожим музыкантом, благодаря которому молодой Элтон осознает свою сексуальность. Наконец, удалена постельная сцена с участием Эджертона и Мэддена, что нанесло фильму непоправимый ущерб.
И вот почему.
«Рокетмен» посвящен становлению певца, теснейшим образом связанному с потребностью героя в любви. Будучи маленьким мальчиком, Реджинальд Кеннет Дуайт (настоящее имя Элтона Джона) отчаянно ищет любви отца, но тот, будучи совершенно отстраненным и холодным человеком, не проявляет никаких эмоций. Реджи пытается сблизиться с матерью, но та слишком зла на него и слишком занята собственной личной жизнью. Композиция Элтона Джона I Want Love («Мне нужна любовь») звучит в исполнении всей семьи — этот крик души определяет всю дальнейшую историю.
Элтон знакомится с поэтом Берни Топиным (Джейми Белл), закладывая фундамент будущего успеха — вместе с Берни они достигнут признания и популярности. Но первую любовь Элтон познает в объятиях рокового красавца Джона Рида, которого играет Ричард Мэдден, известный по роли Робба Старка в сериале «Игра престолов». Их первый поцелуй после знакомства топорно вырезан из фильма, а затем удалена и сцена, в которой герои оказываются в постели. Отметим, что герои, раздеваясь, падают в кровать, после чего камера, зацепив обнаженные ягодицы актеров, взмывает вверх. Ничего порнографического в этом, разумеется, нет. Зато есть акцент на нежности, которую испытывают герои друг к другу. В дальнейшем отношения Джона с Ридом станут токсичными, менеджер будет изменять ему, оскорблять его и даже даст пощечину. Из-за отсутствия сцены любви сразу становится непонятно, с чего бы Элтон, этот милый очкарик, впал в абьюзивные отношения.
Герой признается матери в своей сексуальности и слышит от нее жестокие слова: «Ты обречен на жизнь в одиночестве». Флетчер не раз повторяет их, не давая зрителю забыть, как сильно ранен музыкант. И российские прокатчики наносят еще один удар, удаляя из финальных титров фотографии Элтона Джона с супругом. В оригинале титр сообщает, что певец наконец-то нашел свою любовь, Элтон и Дэвид счастливы вместе уже много лет и воспитывают двух детишек. Локализованная версия сообщает, что сэр Элтон трезв уже 28 лет (как и в оригинале), после чего сухо переходит на факт о благотворительной деятельности певца.
Фото Джона и Фурниша в Каннах встречали аплодисментами. Оно ставит точку в истории музыканта, подводит черту под его многолетними метаниями. «Любовь есть любовь. Без компромиссов», — написал Тэрон Эджертон в Instagram, осуждая решение российских прокатчиков по цензуре фильма. Чуть ранее, в интервью GQ актер сказал: «Мне пофигу, сколько соберет фильм в России. Это не имеет значения. Не может иметь значения. Что такое дополнительные $25 млн сборов? На что вы готовы пойти ради этого? Готовы ли пожертвовать спокойным сном?» Эджертон, конечно, ошибался: российский рынок гораздо скоромнее. По $25 млн у нас собирают хиты вроде «Фантастических тварей», «Полицейского с Рублёвки» и «Мстителей» (у «Финала» даже $45 млн).
Примечательно, что «Богемская рапсодия» в России вышла без купюр и собрала внушительную сумму в 16 млн долларов. Россиян не смутили мужские поцелуи и ориентация Фредди Меркьюри. Что пошло не так с «Рокетменом»? Представительница прокатной компании «Централ Партнершип» сообщила ТАСС, что изменения были внесены «для соответствия картины законодательству РФ». Какому именно законодательству? Статья 6.21 КоАП РФ говорит о наказании за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, но среди несовершеннолетних. Фильм с маркировкой 18+ должен был автоматически отсеивать неокрепшие умы, которые, как считают законодатели, подвержены тлетворному влиянию западных ценностей – ровно так и было с «Богемской рапсодией».
Министерство культуры открещивается: никаких рекомендаций, мол, не давали. Зная отношения «Централ Партнершип» и Минкульта, можно предположить, что прокатчик, ради российских релизов которого расчищают новогодний прокат, а «Мстителей» двигают на несколько дней, попросту перестраховывается, не желая иметь никаких проблем в дальнейшем. Россия — страна опасная, никогда не знаешь, где рванет. Можно получить толпы казаков перед кинотеатрами, а то и вовсе потерять бизнес в огне. Российское сообщество нетерпимо к проявлениям однополой мужской любви — потому Disney в дубляже «Мстители: Финал» заменяет разговор о свидании двух мужчин на обычный ужин. Мы живем в эпоху страхов, как отмечает философ Леонидас Донскис. И пока страхи нарушить психологический комфорт граждан России будут подпитывать людей, связанных с продвижением культуры и искусства, наше общество продолжит дрейфовать в сторону «традиционных ценностей», скреп и тотальной нетерпимости.
Кажется, нам еще больше, чем Элтону Джону, нужна любовь.