В кинотеатрах по всему миру стартуют показы единственного фильма 2019 года, у которого есть хоть какие-то шансы сместить «Мстителей» с лидирующей позиции в американском прокате. Первая часть трилогии «Джона Уика» в свое время заработала $14 млн, а доходы от второй части достигли уже $30,4 млн. Третий фильм тоже обещает собрать отличную кассу.
Подняв над собой православный крест, наподобие протопопа Аввакума, нью-йоркский суперкиллер Уик, которому никак не дадут уйти на пенсию, делает сенсационное признание: на самом деле он белорусский сирота Джордан Йованович. Говорит он это, стоя на коленях в богато украшенном театре, очень похожем на исторический зал «Мариинки», на фоне танцующей у него за спиной балерины. Конечно, белорусское происхождение Уика уже породило в рунете взрыв обсуждений и шуток.
Традиционно все, что связано с какими-либо славянскими упоминаниями или отсылками, в картине показано очень неточно и чаще вызывает удивление и смех: имена героев, русская мафия, которая в сознании создателей фильма слилась с итальянской, балет в театре, в соседнем зале которого занимаются борцы на татами, томик сказок Афанасьева на русском языке, которым герой легко уничтожает врага в зале публичной библиотеки Нью-Йорка. Либо создатели таким образом иронизируют над неточностями в изображении архетипических русских «злодеев» в большинстве американских фильмов, либо правдоподобие — последнее, о чем думал режиссер.
Если вы не смотрели первые две серии франшизы о Джоне Уике, понять, что происходит на экране, будет непросто, потому что внятного повествования в фильме нет. Боевик по законам жанра состоит из серии драк, присвоим им тип «высокохудожественных», поскольку проходят они, как правило, в интеллектуальных или пафосных местах, для этого не предназначенных: библиотека, музей, стеклянный open-space отеля с большим количеством стеклянных витрин с современным искусством, конюшня, и т. д. Кажется, режиссеру хотелось поместить героев в самые неподходящие, но красивые и кинематографичные места и заставить их драться — хорошо, долго, профессионально и … несколько однообразно. За два часа к ломающимся шеям, рукам, ногам, проткнутым насквозь людям как-то привыкаешь, а крупный план сцены, где Ривз ножом протыкает своему врагу глаз, призван не то сделать высокоинтеллектуальную отсылку к «Андалузскому псу» Луиса Бунюэля, не то вызвать у зрителя шоковую реакцию.
По сюжету третьей серии франшизы, бывший наемный убийца Джон Уик, вынужденный вновь взяться за дело, после нарушения ряда принципиальных правил гильдии убийц становится «экскомьюникадо» – изгоем, за убийство которого назначено вознаграждение в $14 млн. Это предыстория. Сам фильм построен на том, как Уик уворачивается от желающих сорвать немалый куш.
Действие картины разворачивается в Нью-Йорке, который показан с его самой глянцевой стороны. Как и герои фильма: картину вновь поддержала швейцарская мануфактура Carl F. Bucherer, так что на запястьях главных героев красуются их часы. Конечно, не обходится без погони, только герой вместо того, чтобы, по законам жанра, использовать спортивные машины, скачет по улицам города на коне или мчит на мотоцикле, параллельно уничтожая противников. Не раскрывая лишних подробностей, скажем, что окончание фильма оставляет широкий простор для продолжения франшизы, и где-то вдалеке уже маячит четвертый «Джон Уик».
Как ни парадоксально, боевик, в котором убивают людей со скоростью света, получился в целом очень animal-friendly. Большую роль в жизни героя занимает его любимый пес, ради которого он готов крушить все вокруг и которого перед дракой Уик бережно отправляет на такси в отель. Щенок, подаренный женой, и является причиной всей этой заварушки с перессорившимися киллерами, которая начинается еще в первом фильме франшизы. Один из боев третьего фильма проходит на конюшне, где калечат людей, но, как говорится, ни одна лошадь при съемках фильма не пострадала и не была отмечена шальной пулей. Одна из самых эффектных сцен боя происходит в Касабланке, куда по сюжету отправляется герой, ее главные участницы – две собаки, которые сокрушают врагов не хуже Ривза, — это питомцы боевой подруги Уика в исполнении обладательницы «Оскара» Холли Берри.
Киану Ривз, который на этой неделе удостоился особой чести оставить отпечатки рук и ног на Аллее Славы Голливуда в ходе торжественной церемонии рядом с Китайским театром, конечно, останется для многих своих поклонников вечно молодым Нео из легендарной «Матрицы». Не одно поколение людей выросло на фильмах о компьютерной реальности и выборе между красной и синей таблеткой, прогуливая школу и бегая на свидания в кинотеатры, чтобы посмотреть на красавца Ривза.
Несмотря на очень большую разницу между двумя франшизами, в «Джоне Уике» круг некоторым образом замкнулся. Проект про суперкиллера на пенсии стал режиссерским дебютом для Чада Стахелски, бывшего каскадера, который благодаря внешнему сходству с Ривзом выполнял за него сложные трюки в «Матрице».
Впервые за тринадцать лет на съемочной площадке Ривз встретился с Лоуренсом Фишборном, сыгравшим в «Матрице» Морфеуса. Фишборн попал во франшизу по приглашению Ривза, исполнив роль короля «Боулера». Так что «Джон Уик» действительно послужил частичному воссоединению команды легендарной «Матрицы».
Кстати, на днях в одном из интервью, посвященных выходу фильма о Уике, Стахельски проговорился, что ведутся переговоры о съемках четвертого фильма «Матрицы» с участием ранее братьев, а ныне сестер Вачовски. Вот на эту франшизу пойти точно стоит.