Бессменный директор Международного театрального фестиваля имени А. П. Чехова, президент Международной конфедерации театральных союзов Валерий Шадрин рассказал Forbes Life, как формируется бюджет фестиваля, почему в этом году такой пристальный интерес к китайскому искусству, какие спектакли оказались самыми дорогими, а какие — самыми интересными.
Как мы знаем, много лет бюджет Чеховского фестиваля складывается из трех составляющих: собственные средства фестиваля, деньги Минкульта и Москвы. 2019 год в России объявили годом театра, это как-то отразилось на финансировании важнейшего для страны международного театрального фестиваля?
Если вас интересует, дали ли Чеховскому фестивалю больше денег в связи с Годом театра, то нет, не дали. Год театра финансируется отдельной строкой, и нашего фестиваля там нет. Живем в обычном режиме самофинансирования, на зарплату себе зарабатываем сами. Но для всех нас важен тот факт, что проводится такой год, театр заметили и к нему есть особое внимание.
Что до непосредственного проведения Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова (аренды залов, оплаты приезда артистов и спектаклей), то он финансируется в штатном режиме. Минкульт выделил 90 млн рублей, Москва, которая поддерживает фестиваль с 1996 года, дала 100 млн рублей, и еще 100 млн рублей — наши собственные средства. Бюджет фестиваля в последние годы держится на уровне 300 млн рублей, меняется лишь его валютный эквивалент, в этом году он составит порядка $4,5 млн. Что, безусловно, крайне мало для театрального проекта такого уровня, но мы не жалуемся.
Какие самые дорогие спектакли фестиваля?
Значительную часть бюджета «съели» спектакль «Жизель» в хореографии Акрама Хана, который он поставил на сцене Английского национального балета Лондона, а у нас его зрители смогут увидеть на сцене Большого театра, и новый проект Робера Лепажа.
А что привезет Робер Лепаж? Кстати, ведь именно Чеховский фестиваль в 2007 году привез его спектакль «Обратная сторона Луны», познакомив Москву с канадским гением.
Да, помню, я давно хотел его привезти на фестиваль, но как-то все не складывалось, но когда получилось, то спектакли Лепажа стали традицией фестиваля. В этом году он покажет масштабный семичасовой проект — «Семь притоков реки Ота», рассказывающий о том, как человечество в ХХ веке пыталось истребить само себя, включая Хиросиму и холокост. Впервые Лепаж поставил этот спектакль в 1994 году, и на фестиваль он привезет восстановленный вариант, который будет, естественно, отличаться от ранней работы.
Почему большая часть афиши этого года посвящена китайским спектаклям?
Мы долго планировали показать в России все многообразие театра Китая — и классические китайские постановки, и современные аутентичные, сделанные на национальном материале, и в этом году нам это в значительной степени удалось. Помогло и то, что Министерство культуры и Министерство финансов Китая были заинтересованы в масштабных гастролях своих театров, что взяли на себя часть расходов. Например, частично оплатили проезд артистов.
Фестиваль откроют два классических спектакля по хрестоматийным сюжетам Древнего Китая, балет «Эхо вечности» в постановке хореографа Де Бана (15 и 16 мая в Музыкальном театре Станиславского) и опера «Пионовая беседка», музыку для которой написал Тань Дунь, автор саундтрека к фильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (14 и 15 мая в «Аптекарском огороде»). Китайская программа многогранна: будет и зрелищное шоу труппы, созданной Джеки Чаном, танцевальный спектакль «11 воинов» (25-29 июня в Театре им. Моссовета), и невероятный эксперимент с человеческим телом в постановке хореографа Тао Йе 4&8= Пекинского Театра танца ТАО (18, 19, 20 июня в театре «Мастерская Петра Фоменко»), и, наконец, классическая музыкальная постановка «Принц Лань Лин» Национального театра в Пекине (26, 27 июня в Театре Наций).
Если зрителям понравится, а я в этом уверен, постараемся сделать эту историю регулярной.
Назовите, пожалуйста, топ-5 самых интересных спектаклей, на ваш взгляд?
Наверное, самый любимый — «Донка. Послание Чехову». Это копродукция фестиваля, которую мы делали почти десять лет назад, к 150-летию Антона Павловича Чехова вместе с потрясающим клоуном Даниэле Финци Паска. Это невероятно нежный, светлый, прекрасный, немного грустный и очень чеховский спектакль. (26 –31 мая в Театре имени Моссовета)
Обязательно надо посмотреть «Жизель» Акрама Хана. Это действительно хит, технически очень сложный и невероятно красивый спектакль, на который приедет почти вся лондонская труппа. Кстати, именно на этот спектакль у нас самые дорогие билеты, есть места по 10 000 рублей. Но это вынужденная мера, так как иначе мы не смогли бы привезти другие постановки. (11, 12, 13 и 14 июля на Новой сцене Большого театра)
Робер Лепаж и его «Семь притоков реки Ота», конечно же, стоит того, чтобы посвятить этой постановке семь часов своего времени. В Москве в «Геликон-опере» 19, 20 и 21 июля состоится мировая премьера.
Веселая музыкальная постановка «Медведь» — это не только еще один спектакль по Чехову и еще одна наша копродукция, но и вторая мировая премьера фестиваля. «Медведь» поставил для нас режиссер Владимир Панков, а в главных ролях — замечательные артисты Елена Яковлева и Александр Феклистов. (24, 25, 26 июня в Центре драматургии и режиссуры)
И, наконец, лично я хотел бы, чтобы зрители увидели великолепный спектакль «Буря» гамбургского Талия-театр. Это оригинальная интерпретация шекспировской пьесы в постановке молодой и талантливой Йетте Штекель, где роль Просперо исполняет звезда немецкого театра 75-летняя Барбара Нюссе. (Театр имени Моссовета, 20, 21, 23, 24 мая)
Практически у всех крупных российских фестивалей есть главные спонсоры, которые покрывают значительную часть расходов, а что у Чеховского фестиваля?
Как-то раз, когда Михаил Задорнов возглавлял банк ВТБ24, он дал нам 20 млн рублей на гастроли по России. За что ему большое спасибо. Но в целом со спонсорами как-то не складывалось: билетами они хотят брать больше, чем дают финансово. Может, в будущем повезет.