Топ-лоты весенних аукционов фотографии: где смотреть и что покупать
Весной, с марта по май, идут аукционы фотографии, которые задают тон всему рынку. Главные аукционы состоятся практически одновременно на обоих континентах. В Европе 6 марта Christies и c 16 по 19 мая Sotheby's и Phillips в Лондоне (во время проведения PHOTO LONDON 2019). 2 апреля Christies в Рокфеллер-Центре, 4 апреля Phillips на Парк-Авеню и 5 апреля Sotheby's на Йорк-Авеню в Нью-Йорке .
Каждые торги имеют свою целевую аудиторию и подбирают лоты именно по этому критерию. Я выделю наиболее интересные для российского коллекционера, согласно моему многолетнему личному опыту.
Аукционный дом Christies на King Street в марте заявил тему Masterpieces of Design and Photography, предлагая в том числе культовых авторов первой половины XX века и послевоенный период в фотографии. Знаменитый автопортрет «Конструктор» Эля Лисицкого в размере 25х28 см, отпечатанный автором в 1924 году, то есть в тот же самый год, когда был создан сам оригинальный коллаж (он принадлежит коллекции Третьяковской галерее в Москве) имеет эстимейт $1-1,5 млн. Аналогичные отпечатки находятся в Музее Современного искусства в Нью-Йорке и SEPHEROT Foundation в Лихтенштейне. Редкость появления подобных экспонатов на аукционных торгах наверняка вызовет интерес и не только с российской стороны.
Работа американского модерниста Эдварда Уэстона Shell (Edward Weston Shell (Nautilus), 1927, размер 24x19) из серии «Раковины», которая входит в его основную линию творчества с натюрмортами, отпечатанная автором в 1928 и имеющая его подпись, эстимейт $645-903 000. Аналогичные отпечатки уже есть в коллекциях Center for Creative Photography (Тусон), George Eastman Museum (Рочестер), Los Angeles County Museum of Art, The Metropolitan Museum of Art (Нью-Йорк), The Museum of Modern Art (Нью-Йорк). Провенанс у этого отпечатка прекрасный — он выставляется друзьями автора семьей Лестер. Последний раз аукционный дом Sotheby's радовал нас авторским отпечатком этого года в 2010 году, тогда лот ушел за $661 500. К сравнению, отпечатки, произведенные уже сыном автора Коулом Уэстоном с оригинальных негативов отца, аукционный рынок предлагает последние годы в зависимости от размера по цене от $3 000 до $10 000.
Christies в Нью-Йорке 2 апреля представит фотографии из The Goldstein Collection, знаменитой коллекции, основанной Лоном и Фреддой Гольдштейн в 1970 году. Голубыми фишками пойдут работы легенд американской фэшн-фотографии, ее основателей Ирвина Пенна (Harlequin Dress (Lisa Fonssagrives-Penn), NY, 1950. Платино-палладиевый отпечаток 1979 года в размере 50х50 см, тираж 6/30) с эстимейтом $250-350 000 и Эдварда Стейхена (Greta Garbo, Hollywood, 1928, серебряно-желатиновый отпечаток 1960 года в размере 30х40 см) с эстимейтом $30-50 000. Портрет Греты Гарбо входит в знаменитую серию портретов голливудских знаменитостей, которой активно занимался автор в 1920-30-е годы, оставив свои эксперименты с пиктореализмом. Самая дорогая работа на сегодня – шедевр пикториализма «Пруд/Лунный свет» принадлежит Стейхену, который снял в ее возрасте 25 лет. Анализируя продажи работы Ирвина Пенна Harlequin Dress (Lisa Fonssagrives-Penn) за последние несколько лет, можем позавидовать тем счастливцам, которые покупали отпечаток в этом же формате с подписью автора за $8-9 000 в 1990 е годы, или за $70-80 000 с 2004 по 2012 годы.
В начале апреля в 39-й раз состоится Photography SHOW by AIPAD, ярмарка фотографического искусства, организуемая американскими дилерами фотографии. 3-го апреля она откроет свои двери для ограниченного числа самых уважаемых коллекционеров, а с 4 по 7 апреля ее сможет посетить уже каждый желающий.
Phillips также не упускает шанс и 4 апреля в 17 часов начнет торги Passion & Humanity из коллекции The Susie Tompkins Buell Collection. Коллекция сильна именами классиков и, конечно, имеет оттенок хорошего женского вкуса в искусстве. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток Имоджена Каннингема Calla 1920 года небольшого формата 27х22 см, аукцион заявляет в эстимейте $250-350 000. Портфолио Гарри Виногранда, состоящее из Women are Beautiful (New York: RFG Publishing, Inc., 1981) и 85 небольших авторских (подписанных самим автором) отпечатков в тираже 3 из 20 аукцион предлагает рассмотреть в эстимейте $70-90 000.
Ну и конечно палладиевый принт Эдварда Стейхена Heavy Roses, Voulangis, France (1914, в размере 17х22см) с эстимейтом $400-600 000 будет самым лакомым лотом для коллекционеров фотографии начала XX века. Каждое появление работы этого авторана аукционе — всегда серьезное событие для рынка в целом. Мы видели аналогичный отпечаток на торгах Christie's в Нью-Йорке в 2005 году, и тогда она была продана за $70 000.
Переместившись уже в мае в Лондон, ближе к датам проведения Photo London, которая организует не только саму ярмарку, но и обширную образовательную и выставочную работу вокруг нее. Кстати, организаторы активно предлагают приватные туры и помогают начинающим собирателям познакомиться с галеристами и их представленными работами на стендах ярмарки, что значительно облегчает восприятие всего происходящего. С 16 мая в рамках ярмарки покажут выставки Вивьен Майер (Центр фотографии имени братьев Люмьер показывал ее 5 лет назад) и Стивена Шора (классика цветной американской фотографии 70-х годов). А в 14 часов того же дня аукционный дом Phillips начнет торги с работы Энни Лейбовиц Queen Elizabeth II, The White Drawing Room, Buckingham Palace, London (2007) с эстимейтом £30-50 000. В 2011 году она была продана за €45 625 на Sotheby's. А в декабре 2018 году участвовала в выставке «Still Art Foudation. Избранное» в Москве.