Королева Анна — последняя из рода Стюарт — не самая известная широкой аудитории фигура в истории Великобритании. Во время ее правления Англия воевала с Францией, сама королева была слаба и мнительна, поэтому большинство государственных решений принимала ее фаворитка, герцогиня Мальборо. Внезапно ко двору явилась племянница герцогини, Эбигейл, в надежде найти работу. Быстро освоившись, юная Эбигейл поняла, что не хочет быть прачкой, а желает быть придворной дамой у королевы.
Греческий режиссер Йоргос Лантимос в третий раз снял фильм в Великобритании, но впервые на тему истории страны. Сложно представить едкого, местами жестокого, бескомпромиссного постановщика на съемочной площадке в стиле XVIII века, где все герои танцуют в платьях и париках. Лантимосу попал в руки сценарий британского историка Дэборы Дэвис, который она написала 20 лет назад. Сюжет «Фаворитки» кажется выдуманным, хотя построен на исторических фактах. Йоргос Лантимос упаковал доставшуюся ему историю в сто слоев черного юмора, нарядил героев в красивые костюмы, — и получил идеальное историческое кино.
Последнее время многие исторические картины с женскими героинями кажутся несмелыми: «Две королевы», «Мария Магдалина», «Красавица для чудовища». Персонажи этих фильмов как будто боятся быть собой. Удивительная «Фаворитка» наглядно показывает, что у слабости, силы, злости или истерики нет границ. Королеву Анну сыграла Оливия Колман и получила номинацию на свой первый «Оскар». Роли фавориток достались Рейчел Вайс и Эмме Стоун, которых тоже номинировали на премию.
Рэйчел Вайс в роли герцогини Мальборо старается удержать свое место у королевы, но понимает, что уже не молода и не в силах разделять страсть стареющей и болезненной королевы Анны. Ее племянница Эбигейл юна, непосредственна, легко располагает к себе, но насколько она искренна?
Йоргос Лантимос — спец по исследованию человеческих отношений. В «Клыке» речь идет о семье, где детям морочили головы и не выпускали из дома. В «Альпах» группа людей изображала умерших родственников, помогая таким образом семьям, перенесшим потерю. В «Лобстере» каждый должен был найти себе пару, чтоб не превратится в животное. В «Убийстве священного оленя» постановщик поставил доктора перед выбором, кого из своей семьи убить, чтобы снять проклятье с остальных. «Фаворитка» отлично вписывается в ряд любимых тем Лантимоса с единственным исключением: режиссер впервые не автор сценария.
Лантимос не стал бы снимать историческое кино, если бы не мог привнести современный подход. Он часто показывает залы дворца и другие объекты с необычных углов или через объектив с искажением. В некоторых моментах это усиливает изоляцию королевы, в других же кажется, что наблюдение ведется через камеру-обскуру. Эксперименты выглядят необычно, но не отвлекают от происходящего на экране. Холодный тон оформления замка теплеет всякий раз, когда в интерьерах устраивают приемы или палата лордов выставляет гусей-чемпионов на бега.
Картина «Фаворитка» — это выход на большую сцену для Йоргоса Лантимоса, чьи работы никогда не получали рекордное число номинаций на «Оскар». Сатирическая комедия с остроумным британским юмором и любимыми актрисами понравится всем без исключения. А того, кто скажет, что фильм о XVIII веке нельзя сделать актуальным, отведите на сеанс «Фаворитки».