Марсель Дюшан и Жан-Мишель Баския, Ай Вэйвэй и Пабло Пикассо — великие художники-котолюбы. В книге Artists and Their Cats 2015 года Элисон Настази собраны десятки портретов художников с кошками. У Вэйвэя живет более сорока кошек, нескольких из них можно увидеть в документальном фильме о художнике Ai Weiwei: Never Sorry, у Энди Уорхол в аппер-ист-сайдском таунхаусе проживали до 25, а Сальвадор Дали регулярно возил с собой колумбийского оцелота, его питомец познал роскошь круизов по Средиземноморью, поднимался на вершину Эйфелевой башни и пробовал блюда высокой кухни.
Кошки рядом с человеком с античности, истокам и причинам этой любви посвящена масса трудов, кратко с темой можно познакомиться в 6-минутном видео журнала The New Yorker.
Кошки в современном искусстве
Вирусная популярность кошек привела их и в современное искусство, и в крупные музеи, и к мировым шедеврам живописи. Вариации картин Климта, Боттичелли, Вермеера и других мастеров — с животными, смартфонами и новогодней атрибутикой — курсируют по сети несколько лет. Толстый кот придаёт всему новое измерение — и скульптуре Дэмиена Херста с акулой в формальдегиде, и фреске Микеланджело «Сотворение Адама», — как показывает проект Fat Cat Art Светланы Петровой.
Кошкам легко прославиться: за них ведут Инстаграм (например, @garagecat), в 2011-м появилось приложение Paint for Cats, позволяющее котам рисовать лапами на планшете. Прошлой осенью курорт Зеленоградск в Калиниградской области пригласил к себе двух японских котов, которые пару лет безуспешно пытались зайти в музей Ономити. Два-три раза в неделю Кета и Гоу стремились пройти внутрь через главный вход, об их борьбе с охранником в Городском музее искусств Ономити даже завели аккаунт в твиттере.
А в Государственном Эрмитаже более 70 кошек живут и служат официально: они охраняют искусство. Первой котов из Казани для охраны коллекции от мышей и крыс завезла Екатерина II. С 2005 года каждую весну музей отмечает день эрмитажного кота. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский как-то заметил, что о котах его спрашивают едва ли не чаще, чем о Рембрандте.
Современное искусство для котов
После недавнего инцидента искусствоведу Бендону Гросвенору предстоит заделать дыру в картине XVII века и убрать царапины, оставленные его любимцем Пэдми. Средств на это уйдет не меньше, чем Гросвенор заплатил за полотно Джона Майкла Райта — около £5 000, сообщает The Telegraph. Портрет не вернуть к первоначальному виду. Это беда, признает искусствовед, но его кот Пэдме «ни о чем не жалеет, он не фанат Райта».
Дизайнер Эрик Стиман уже успел выпустить серию репродукций-когтеточек: чтобы любимец мог царапать Мона Лизу или «Девушку с жемчужной сережкой» сколько его душе угодно. А Бендон Гросвенор утешает себя тем, что прыгнувший на картину Пэдми не тронул лицо — основной урон пришелся на одежду портретируемого.